Дело № 2-2563 Принято в окончательной форме 01 июля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июня 2011 года г. Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Шуминовой Н.В., при секретаре Дорошенко М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Е.Н. к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска» о перерасчете пенсии, УСТАНОВИЛ: Пономарева Е.Н. обратиласья в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска о перерасчете пенсии. В обоснование исковых требований указала, что в Дата ей назначена пенсия по старости. При назначении пенсии для расчета ее размера, в связи с тем, что несколько последних лет до достижения пенсионного возраста она не работала, использовались данные о заработной плате за любые 60 месяцев подряд с предыдущего места работы. Она работала в редакции ****, но по данным областного архива никаких документов, подтверждающих размер заработной платы сотрудников редакции не сохранилось. Поэтому за основу были взяты данные о ее заработной плате в период работы в редакции *****. Так как в тот период она была *****, заработная плата ее была невелика, поэтому и размер пенсии исчислен был в небольшом размере. В Дата она узнала, что возможно опираться на данные партийного билета, в котором указывался точный размер заработка и партийных взносов, исчислявшихся от него. На ее обращение в Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска о возможности произвести перерасчет пенсии, взяв за основу данные партийного билета, ей последовал отказ, поскольку данный документ является косвенным подтверждением ее заработка, а такие документы возможно использовать лишь при условии, что документы, прямо подтверждающие размер заработной платы, утрачены в результате стихийных бедствий. Полагает, что утрату данных о заработной плате сотрудников редакции ****, не поступивших в областной архив, можно рассматривать как стихийное бедствие и применить данные партийного билета в качестве документа, подтверждающего размер ее заработной платы за период с Дата по Дата. На основании изложенного просит обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с использованием данных о ее заработной плате, отраженных в партийном билете. В судебном заседании истица пояснила, что является пенсионеркой по старости с Дата, пенсия назначалась ей с учетом данных о заработной плате за время ее работы в редакции *****. Полагает, что данные о ее заработной плате за период работы в редакции **** в Дата-Дата, отраженные в партийном билете, могут браться за основу для расчета размера ее пенсии, поскольку уплата партийных взносов производилась именно исходя из заработной платы, а данный документ являлся документом строгой отчетности, уплата взносов производилась ежемесячно. Полагала, что производство перерасчета следует сделать с даты назначения пенсии, в ходе рассмотрения дела оставила данный вопрос на усмотрение суда. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что никаких незаконных действий в отношении истицы не допущено. С Дата ей назначена трудовая пенсия по старости, при расчете которой действительно использовались данные о ее заработной платы за любые 60 месяцев работы подряд до Дата, подтвержденные документами, выданными в установленном порядке соответствующим работодателем - редакцией *****. Размер среднемесячного заработка подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета, если же период работы приходится на время до регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. При ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа, прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями, могут приниматься копии лицевых счетов, выданные архивными организациями. Действующее пенсионное законодательство не предусматривает особого порядка подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов или же при их не передаче в архив. Действительно, имеется совместное письмо Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 ноября 2001 года, в котором оговорено, что при соблюдении изложенных в нем процессуальных действий среднемесячный заработок при утрате документов о заработке в случае форс-мажора, а именно стихийных бедствий любого характера, может быть определен для оценки пенсионных прав по сотстоянию на 01 января 2002 года на основании косвенных документов, подтверждающих индивидуальный фактический заработок работника на конкретном предприятии, если отсутствует возможность установления заработка за весь период трудовой деятельности на основании первичных бухгалтерских документов. Однако письмо не предусматривает возможность установления среднемесячного заработка по косвенным документам в случае не сохранности первичных документов о заработке по вине работодателя, также не является нормативно-правовым актом и носит Также пояснила, что о том, что в архиве Мурманской области отсутствуют документы о заработной плате сотрудников редакции ****, управлению известно не было. Пояснила, что если суд сочтет иск подлежащим удовлетворению, размер пенсии истицы, в настоящее время составляющей около .... рублей, составит .... рублей. Также полагала, что дату перерасчета следовало бы определить с Дата, то есть даты первичного обращения истицы с заявлением о разъяснении возможности использования данных ее партийного билета. На основании изложенного просила суд в иске отказать. Суд, заслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела Пономаревой Е.Н., находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, в частности, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Как следует из пояснений сторон и представленной в деле копии пенсионного удостоверения истицы, а также материалов пенсионного дела, обозревавшихся в судебном заседании, Пономаревой Е.Н. назначена трудовая пенсия по старости на основании вышеприведенной нормы Закона с Дата. Согласно частям 1 и 2 статьи 30 Закона в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на Дата. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи. По отношению к истице расчетный размер трудовой пенсии при оценке ее пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года определялся из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Указанный выбор производился самой истицей, что подтверждено ею и представителем ответчика в ходе рассмотрения дела. Из Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 18) следует, что для установления трудовой пенсии необходим определенный перечень документов, определенный Постановлением Минтруда РФ № 16, Пенсионного фонда РФ № 19па от 27.02.2002 года, в частности документы о среднемесячном заработке за Дата - Дата или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности. Этим документом является выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленная на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, согласно пункту 26 Перечня. Этим же пунктом определены документы, которые могут быть приняты для установления размера среднемесячного заработка в случае, когда среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица или в иных случаях. В результате при определении расчетного размера пенсии Пономаревой Е.Н. были взяты данные о ее среднемесячном заработке за 60 месяцев работы в период трудовой деятельности с Дата по Дата в редакции ***** (л.д. 6), на основании справки, подтвердившей размер ее среднемесячного заработка. В результате размер пенсии истицы с учетом производившихся в дальнейшем конвертаций, на настоящее время составляет .... рублей, как следует из материалов пенсионного дела и пояснений сторон. Пономарева Е.Н. в период с Дата по Дата также работала в редакции еженедельника ****, издававшегося Издательством Мурманского областного комитета Коммунистической партии РСФСР (л.д. 5-6). Как установлено в судебном заседании, поскольку истица не смогла представить данные о своем среднемесячном заработке при работе в данной редакции, определение расчетного размера трудовой пенсии за любые 60 месяцев подряд за указанный период представилось невозможным. Истица полагает, что ответчиком не принято во внимание, что редакция еженедельника **** перестала функционировать в связи с политическими и экономическими изменениями в стране, поскольку являлась печатным органом Коммунистической партии и после утраты последней своих властных функций, еженедельник также утратил свое значение, что и привело к закрытию его редакции. Поскольку это событие пришлось на период, когда властные структуры в стране претерпевали свое рефомирование и видоизменялись, передача документов еженедельника, в том числе и лицевых счетов, ведомостей на получение заработной платы сотрудниками редакции, в архив Мурманской области не состоялась. Поскольку это не ее вина, истица считает, что ответчик мог принять во внимание данные о ее заработной плате, фигурирующие в партийном билете № **, выданном Дата ****ским райкомом КПСС .... (л.д. 11-14), являвшемся в свое время документом строгой отчетности. Сторона ответчика, ссылаясь на то, что данные партийного билета не отнесены законодательством к документам, учитываемым для подтверждения среднемесячного заработка, отрицает возможность их использования и обоснованность перерасчета пенсии истицы. Суд принимает во внимание указание представителя ответчика на то, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает особого порядка подтверждения среднемесячного заработка в случаях утраты работодателем первичных бухгалтерских документов или же при их не передаче в архив. Однако считает, что сторона ответчика упрощенно рассматривает исполнение своей функции, возложенной на Пенсионный фонд РФ в силу Федерального закона от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Положения о Пенсионном фонде РФ, утвержденном Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 года № 2122-1. Пенсионный фонд РФ являясь одним из субъектов обязательного пенсионного страхования, а именно - страховщиком, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета. Он вправе осуществлять обмен информацией с государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, ведение документации в целях выполнения функций, возложенных на страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме того, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии, а также проверять в соответствующих случаях обоснованность выдачи указанных документов. Истица, обращаясь в суд, ссылается на Письмо Минтруда РФ № 8389-ЮЛ, Пенсионного фонда РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 года «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников». Действительно, указанное письмо не является нормативным правовым актом, как обоснованно отмечено представителем ответчика, однако исходя из его содержания, а также принимая во внимание статью 67 ГПК РФ, суд усматривает, что данное письмо имеет рекомендательный характер и явилось результатом участившихся обращений граждан и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников. Фактически, из данного письма следует, что органы Пенсионного фонда РФ могут, при соблюдении определенной процедуры, организовать работу по реализации указанными гражданами права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности, опираясь на иные документы, не упомянутые в Перечне. Более того, из данного письма следует, что в случае, если работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд. Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда. Если же причинитель вреда не установлен, то в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. В пенсионное дело следует приобщать копии всех указанных документов, заверенных органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, или в нотариальном порядке. В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд, исходя из данной нормы, а также с учетом статей 60 и 67 ГПК РФ, отмечает, что в копии трудовой книжки истицы зафиксирован факт трудовых правоотношений между ней и редакцией **** при обкоме КП РСФСР, что не отрицается ответчиком. Согласно данным ГОУ «Государственный архив Мурманской области», полученным на запрос суда (л.д. 20), а ранее поступившим в адрес истицы в ответ на ее обращение (л.д. 7), лицевые счета и ведомости на получение заработной платы сотрудниками редакции на хранение в архив не поступали, в документах архивного фонда Мурманского областного комитета КП РСФСР за 1980-1988 годы сведений о заработной плате Пономаревой Е.Н. не имеется. Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска, как территориальный орган Пенсионного фонда РФ, вправе было, учитывая наличие в трудовой книжке истицы сведений о ее работе в редакции еженедельника и отсутствие у нее документов, подтверждающих среднемесячный заработок у данного работодателя, обратиться в областной архив с соответствующим запросом для получения вышеупомянутых сведений. Однако указанным правом не воспользовалось, ограничившись лишь сведениями, полученными из редакции *****, не смотря на то, что вышеназванным письмом были даны рекомендации по действиям органов фонда для разрешения подобных спорных ситуаций. Согласно партийному билету истицы, в нем действительно отражены сведения о ее ежемесячной заработной плате в редакции ****, в частности, за период с Дата по Дата. Суд полагает обоснованным, принимая во внимание, что вины истицы в неисполнении работодателем своих обязанностей по передаче соответствующих документов в архив, не имеется, рассматривать ликвидацию редакции еженедельника как форс-мажорное обстоятельство наравне со стихийными бедствиями, что дает основание принять во внимание данные партийного билета истицы для расчета среднемесячного заработка для перерасчета размера ее трудовой пенсии по старости, поскольку прямого законодательного запрета этого не имеется. Разрешая вопрос о дате, с которой должен быть произведен перерасчет, суд учитывает, что первичное обращение к ответчику со стороны истицы состоялось Дата, когда ею было подано заявление о разъяснении возможности принять во внимание данные ее партийного билета. Согласно части 1 статьи 20 Закона перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Однако суд учитывает, что заявление Пономаревой Е.Н. не содержало в себе прямой просьбы о производстве перерасчета, кроме того, принимает во внимание позицию представителя ответчика, не возражавшей при удовлетворении иска против определения Дата как даты производства перерасчета при удовлетворении судом исковых требований Пономаревой Е.Н. На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Иск Пономаревой Е.Н. к Государственному учреждению - «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска» о перерасчете пенсии - удовлетворить. Обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском округе г. Мурманска» с Дата произвести Пономаревой Е.Н. перерасчет пенсии на основании данных о заработной плате за период с Дата по Дата включительно, указанных в партийном билете Пономаревой Е.Н. № **, выданного Дата ****ским райкомом КПСС .... Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий: Н.В. Шуминова