2-2533/2011 Оспаривание бездействия МИО Мурманской области.



Дело № 2-2533

Принято в окончательной форме Дата

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего - судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Дорошенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Луканина Ю.Е. об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области,

УСТАНОВИЛ:

Луканин Ю.Е. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с заявлением об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области.

В обоснование заявления указано, что Дата он обратился в Министерство территориального развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области (далее - Минтерразвития МО) с просьбой принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта строительства - гостиницы, расположенного в .... Обращение состоялось в связи с необходимостью продолжения землеустроительных работ по установлению границ земельного участка и государственного кадастрового учета. Дата в его адрес поступил ответ, согласно которому пакет документов, ранее поступивший в Минтерразвития МО и переданный Дата в связи с переходом полномочий по распоряжению земельными участками для строительства, государственная собственность на которые не разграничена и находящимися на территории г. Мурманска, в Министерство имущественных отношений Мурманской области (далее - МИО МО) не содержал в себе оригинал акта о выборе земельного участка, в связи с чем решение до сих пор не принято. Кроме того, данным ответом МИО МО сообщало, что срок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта не регламентирован, а при поступлении в адрес МИО МО оригинала акта, после соблюдения всех необходимых процедур, копии распоряжения будут направлены в его адрес. Заявитель полагает, что МИО МО допущено бездействие, выражающееся в затягивании процедуры принятия решения об утверждении акта и предварительном согласовании места размещения объекта, чем нарушается его право на свободное осуществление экономической деятельности, предусмотренное Конституцией РФ, а именно - частью 1 статьи 34. На основании изложенного просит признать бездействие МИО МО незаконным и обязать МИО МО принять решение об оформлении разрешительной документации.

В судебном заседании заявитель и представитель заявителя уточнили свои требования, просили признать бездействие МИО МО незаконным и обязать МИО МО принять решение по обращению Луканина Ю.Е. в течение пяти рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу. Пояснили, что бездействие МИО МО, затягивающего рассмотрение обращения Луканина Ю.Е., нарушает его право на свободное осуществление экономической деятельности, поскольку в адрес заявителя не поступает ни отказ в предоставлении ему земельного участка для строительства с предварительным согласованием объекта, ни распоряжение о предоставлении земельного участка, проект которого готовится МИО МО. То, что при передаче полномочий от Минтерразвития МО, а с ними - всех документов, касающихся Луканина Ю.Е., в адрес МИО МО не поступил оригинал акта о выборе земельного участка, не является недоработкой Луканина Ю.Е., который все необходимые действия со своей стороны выполнил, а отсутствие согласованности и надлежащего ведения делопроизводства в Министерствах не может являться уважительной причиной для бездействия. Также сослались на Федеральный закон № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, полагая, что даже если ни Земельным кодексом РФ, ни Постановлением Правительства МО № 139-ПП от 20 марта 2009 года не определен срок принятия решения по обращениям граждан по предоставлению земельных участков, то вполне возможно применение статьи 12 названного Закона, которой срок рассмотрения установлен в тридцать дней и лишь в исключительных случаях может быть продлен также не более чем на тридцать дней. Настаивали на рассмотрении дела в отсутствие представителей заинтересованных лиц.

Представитель заинтересованного лица - МИО МО в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения заявления (л.д. 25-26; 27; 33), отзыва на заявление не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении слушания не просил.

Представитель заинтересованного лица - Минтерразвития МО, привлеченного судом к участию в деле, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения заявления (л.д. 32), отзыва на заявление не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие или отложении слушания не просил.

Суд, учитывает не только положения статьи 167 ГПК РФ, но и части 2 статьи 257 ГПК РФ, согласно которой неявка в судебное заседание руководителя или представителя органа государственной власти, бездействие которого оспаривается, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

Также суд исходит из части 1 статьи 249 ГПК РФ, в соответствии с которой обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия органа государственной власти, возлагаются на орган, который совершил оспариваемое бездействие.

Судом в рамках подготовки дела назначалось предварительное судебное заседание, для предоставления сторонам возможности произвести необходимые подготовительные действия и представить доказательства в обоснование своей позиции. МИО МО извещалось судом о дате и времени предварительного судебного заседания, назначенного на Дата в 10 часов 30 минут путем направления заказной почтовой корреспонденции, а также направления факса от Дата. Одновременно МИО МО было извещено и о дате и времени открытого судебного заседания, назначенного на Дата в 15 часов 45 минут. Факс дважды направлен в адрес государственного органа в день отправки в 12 часов 19 минут и в 12 часов 22 минуты, судебная повестка была получена МИО МО Дата. По итогам предварительного судебного заседания, в адрес МИО МО вновь была направлена судебная повестка, полученная органом, чье бездействие оспаривается, Дата, однако явки своего представителя или направления в адрес суда возражений и доказательств в его обоснование МИО МО не произвело.

В свою очередь Минтерразвития МО также было заранее извещено о привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица и о дате и времени открытого судебного заседания - судебная повестка с приложением получены Дата.

При таких обстоятельствах, с учетом позиции стороны заявителя, суд полагает обоснованным рассматривать заявление Луканина Ю.Е. в отсутствие заинтересованных лиц, заблаговременно и в надлежащем виде извещенных о дате, месте и времени рассмотрении данного заявления.

Выслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.

В Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 6 Земельного кодекса РФ к объектам земельных отношений относятся земельные участки, понятие которых дано в статье 11.1 Земельного кодекса РФ.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ.

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации осуществляют субъекты РФ в силу части 2 статьи 10 Земельного кодекса РФ. Право собственности на такие участки в силу статьи 18 Земельного кодекса РФ, может возникать у субъектов РФ, в том числе, и при разграничении государственной собственности на землю.

Согласно части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

Статьей 29 Земельного кодекса РФ оговорено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 10 Земельного кодекса РФ.

Как установлено в судебном заседании, Дата администрацией города Мурманска было опубликовано сообщение о реконструкции объектов недвижимости и формировании земельных участков для возможного размещения на них различных объектов. В данном сообщение указывался участок, с предполагаемым объектом строительства - «Гостиницей» в районе дома № ** по .... (л.д. 6). Также в сообщении указывалось, что предложения граждан, их объединений и юридических лиц по использованию перечисленных земельных участков принимаются в Департаменте имущественных отношений Мурманской области и в Комитете по территориальному планированию и градостроительству администрации                 г. Мурманска. Предложения по вышеназванному участку, согласно сообщению, предлагалось подавать в Департамент имущественных отношений МО в течение 30 дней с момента опубликования сообщения.

На момент публикации сообщения на территории Мурманской области действовал Закон МО № 864-1 от 10 июля 2007 года, которым Правительство Мурманской области наделялось полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства.

Статьей 2 закона Правительству Мурманской области даны полномочия по определению исполнительного (исполнительных) органа (органов) государственной власти, уполномоченного (уполномоченных) на организацию и проведение мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства.

Постановлением Правительства Мурманской области № 360-ПП от 30 июля 2007 года во исполнение данной статьи в качестве уполномоченного органа определялся Департамент имущественных отношений МО.

В деле имеется копия протокола заседания земельной комиссии Департамента имущественных отношений МО от Дата (л.д. 14-15), из которого следует, что решением комиссии Департамент имущественных отношений МО обязывался направить обращение в адрес администрации г. Мурманска для осуществления работ по подготовке акта о выборе земельного участка в отношении участка № **, заказчиком по которому являлся Луканин Ю.Е. с предложением о строительстве гостиницы на 100 мест в районе дома № ** по ...., площадь участка 5.... кв.м., поскольку в силу статьи 31 Земельного кодекса РФ и пункта 3.4 Постановления Правительства Мурманской области № 360-ПП от 30 июля 2007 года именно администрация г. Мурманска должна была подготовить пакет документов, включая акт о выборе земельного участка.

С учетом вышеизложенного и статьи 30 Земельного кодекса РФ, следует, что в данном случае речь шла о предоставлении земельного участка для строительства из земель, находящихся в не разграниченной государственной собственности, с проведением работ по его формированию с предварительным согласованием места размещения объекта.

Однако в связи со вступлением в силу Постановления Правительства МО № 139-ПП от 20 марта 2009 года полномочия по организации и проведению мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства, перешли в ведение Министерства территориального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства МО и Министерства имущественных отношений МО.

Дата Комитетом по территориальному планированию и градостроительству администрации г. Мурманска в адрес Минтерразвития МО направлен полный пакет документов, включая акт о выборе земельного участка, подготовленный на основании решения Земельной комиссии Департамента имущественных отношений МО по заказчику Луканину Ю.Е. (л.д. 10).

В первоначальной редакции Постановления № 139-ПП от 20 марта 2009 года предусматривалось, что Минтерразвития МО осуществляет организацию работ по выбору земельных участков; организацию работ по формированию земельных участков (за исключением публикации извещений о проведении торгов); обеспечение публикации сообщений о наличии предлагаемых для строительства земельных участков; подготовку проектов решений Правительства Мурманской области о предварительном согласовании мест размещения объектов; подготовку проектов решений Правительства Мурманской области о предоставлении земельных участков для строительства на соответствующем праве; подготовку проектов решений Правительства Мурманской области о проведении торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.

В свою очередь согласно первой редакции Постановления № 139-ПП МИО МО должно было осуществлять организацию и проведение торгов по продаже земельных участков в установленном законодательством порядке, в том числе обеспечение публикации извещения о проведении торгов; заключение договоров купли-продажи, аренды или безвозмездного срочного пользования земельными участками; регистрацию ограничений прав на земельные участки; администрирование арендных платежей и средств от продажи земельных участков или права их аренды.

Исходя из Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденного данным Постановлением в первоначальной его редакции, Минтерразвития МО по поступлении из Администрации г. Мурманска согласованного акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, и всех прилагаемых к нему документов согласно пункту 2.4 Порядка, должно осуществить действия по принятию решения по обращению гражданина по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.

В данном пункте отсутствовало указание, в какой временной период Минтерразвития МО должно принять решение по обращению гражданина, предусматривалось лишь, что при положительном решении вопроса Минтерразвития МО готовит проект решения Правительства Мурманской области о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка для строительства, копия которого направляется в адрес заявителя и в администрацию           г. Мурманска в семидневный срок со дня его принятия.

Однако 18 февраля 2010 года Правительством МО принято Постановление             № 53-ПП, которым все функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в г. Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства переданы в полном объеме в Министерство имущественных отношений МО.

Заявитель и его представитель считают, что именно этим Министерством в отношении Луканина Ю.Е. допущено незаконное бездействие, поскольку до настоящего времени, то есть, практически по истечении трех лет с момента принятия положительного решения Земельной комиссией Департамента имущественных отношений МО,                 Луканину Ю.Е. не дано ответа ни об отказе в предоставлении земельного участка, ни о его предоставлении, то есть, не принято решение по его обращению.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. В то же время статья 249 ГПК РФ возлагает обязанность по доказыванию законности оспариваемого бездействия органа государственной власти, на орган, который совершил оспариваемое бездействие.

Учитывая, что МИО МО не представлено доказательств в опровержение доводов заявителя, суд исходит из доказательств, представленных Луканиным Ю.Е., имеющихся в материалах дела.

Руководствуясь статьями 60 и 67 ГПК РФ, анализируя в совокупности нормы действующих нормативных правовых актов, пояснения стороны заявителя и материалы дела, суд приходит к следующему.

Из ответа МИО МО, данного Дата (л.д. 12-13) в ответ на заявление            Луканина Ю.Е. от Дата (л.д. 11) следует, что Комитетом по территориальному планированию и градостроительству администрации г. Мурманска Дата в адрес Минтерразвития МО передана копия акта о выборе земельного участка под строительство гостиницы в ...., на который претендует заявитель.

В связи с принятием Постановления Правительства МО № 53-ПП от 18 февраля 2010 года и передачей полномочий от Минтерразвития МО Министерству имущественных отношений МО в полном объеме, Дата документы по названному земельному участку переданы в МИО МО. Однако в переданных документах отсутствовал оригинал акта о выборе земельного участка, в связи с чем МИО МО и не произвело никаких действий в отношении земельного участка после передачи ему соответствующих полномочий.

Суд оценивает доводы, изложенные в письме МИО МО, критически. Из материалов дела не усматривается, и доказательств обратного суду не представлено, что Комитетом по территориальному планированию и градостроительству администрации г. Мурманска (далее - Комитет) в адрес Минтерразвития МО выслана копия акта о выборе земельного участка, поскольку указание на это отсутствует в сопроводительном письме от Дата. Также не представлено суду доказательств того, что при передаче документов от Минтерразвития МО Министерству имущественных отношений МО оригинал акта о выборе земельного участка отсутствовал, учитывая, что исходя из норм Земельного кодекса РФ, этот акт является основным документом, проходящим согласование во множестве различных органов исполнительной власти разных уровней (л.д. 8-9), которым определяется судьба земельного участка, предоставляемого под строительство с предварительным согласованием. Более того, из письма Комитета следует, что акт был подготовлен и согласован в полном объеме с контрольно-надзорными органами и заинтересованными лицами, направлялся с прилагаемым пакетом документов в Минтерразвития МО для дальнейшего оформления разрешительной документации по объекту.

Из письма МИО МО следует, что Минтерразвития МО, как уполномоченным на тот момент органом, уже фактически было принято решение по земельному участку, поскольку еще Дата Минтерразвития МО подготовлен проект распоряжения Правительства МО «О предварительном согласовании Луканину Ю.Е. места размещения объекта», направленный для согласования в установленном порядке. Это в свою очередь, опровергает довод МИО МО о том, что в адрес Минтерразвития МО из Комитета поступала копия акта о выборе земельного участка, поскольку совершение указанного действия при отсутствии оригинала документа невозможно.

На настоящее время МИО МО является полномочным органом исполнительной власти на территории Мурманской области, которым осуществляются функции по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в г. Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства. В своем письме МИО МО обозначает дату, когда в его адрес поступили документы в отношении земельного участка, на который претендует заявитель - Дата.

Доказательств того, что у Луканина Ю.Е. запрашивались, а им не были поданы какие-либо дополнительные документы, заинтересованными лицами не представлено и в судебном заседании не добыто. Из копии акта, представленной в материалах дела, следует, что акт был действительно согласован со всеми контрольно-надзорными органами и заинтересованными лицами, в копии отсутствует лишь отметка о согласовании с Департаментом имущественных отношений МО, который, как уже указывалось выше, на момент составления акта, являлся уполномоченным органом по организации и проведению мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, в случае предоставления земельных участков для строительства, согласно Постановлению Правительства МО № 360-ПП.

Суд исходит из статьи 18 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Луканин Ю.Е., как добросовестный гражданин РФ, произвел все действия, предусмотренные действующим законодательством РФ и субъекта РФ - Мурманской области, и как гражданин России, он имеет право осуществлять не запрещенную законом экономическую деятельность, даже не являясь индивидуальным предпринимателем.

Суд полагает обоснованным довод стороны заявителя о том, что МИО МО с момента поступления в его адрес пакета документов по земельному участку, а именно - с Дата, имело возможность произвести какие-либо действия, направленные на принятие решения по обращению Луканина Ю.Е. по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта «Гостиница», расположенного в ...., в силу возложенных на Министерство имущественных отношений МО полномочий.

Сторона заявителя ссылается на возможность применения Федерального закона           № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, но из статьи 1 закона следует, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, в том числе - Земельным кодексом РФ.

Земельным кодексом РФ и Порядком организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, не определен срок принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Однако наличие лакуны в нормативных правовых актах федерального и субъектного (областного) уровня относительно отсутствия срока принятия решения, на что ссылается в своем ответе МИО МО, не может ущемлять права гражданина Российской Федерации.

Постановлением Правительства МО № 447-ПП от 25 сентября 2009 года утвержден Регламент исполнительных органов государственной власти Мурманской области, которым установлен порядок организационного, информационного и документационного обеспечения деятельности Губернатора Мурманской области (далее - Губернатор), Правительства Мурманской области (далее - Правительство) и иных исполнительных органов государственной власти Мурманской области (далее - исполнительные органы) по реализации их полномочий. Этим же Регламентом определяются общие требования к управленческой деятельности, организации работы с документами.

В редакции Регламента от 27 января 2010 года, то есть, редакции, действовавшей на Дата, когда пакет документов по обращению Луканина Ю.Е. поступил в МИО МО, пунктом 10.3. срок подготовки проектов постановлений и распоряжений (от поручения до передачи на подпись) устанавливался до 15 рабочих дней, срочных - до 5 дней. Должностное лицо, дающее поручение на подготовку проекта, могло установить и другой срок. Из пункта 10.2 Регламента в рассматриваемой редакции следует, что подготовка распоряжений Губернатора и Правительства осуществляется на основании поручений Губернатора, членов Правительства или по инициативе руководителей исполнительных органов, руководителей органов местного самоуправления, руководителей территориальных органов федеральных министерств, ведомств и заинтересованных организаций.

МИО МО должно было руководствоваться данными положениями Регламента при работе с пакетом документов по земельному участку под строительство гостиницы в ...., на который претендует заявитель. Однако указанным органом вышеназванные сроки соблюдены не были, и с Дата им не только не подготовлен проект распоряжения, но и не направлялось в адрес Луканина Ю.Е. каких-либо разъяснений, запросов и так далее.

В редакции Регламента, действующей на настоящее время, срок подготовки проектов распоряжений (от поручения до передачи на подпись) устанавливается до 25 рабочих дней, срочных - до 3 дней. Должностное лицо, дающее поручение на подготовку проекта, может установить и другой срок.

В то же время обе редакции Регламента устанавливают срок рассмотрения обращений граждан в один месяц с момента регистрации, продление которого возможно не более чем на 30 дней руководителем исполнительного органа, давшим поручение, с уведомлением автора обращения о продлении срока рассмотрения. В этой части регламент дублирует положения Федерального закона, на который ссылается сторона заявителя.

Принимая во внимание, что первичное обращение Луканина Ю.Е. с заявкой на земельный участок состоялось еще в Дата на основании положительного решения Земельной комиссии, хотя и было адресовано в адрес Минтерразвития МО, суд считает обоснованным считать, что день передачи документов из указанного Министерства в адрес МИО МО, а именно - Дата, возможно рассматривать как день обращения Луканина Ю.Е. в адрес данного органа.

С учетом вышеизложенного, суд полагает доказанным факт того, что МИО МО с Дата не предпринято действий по принятию решения по обращению            Луканина Ю.Е. по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта «Гостиница», расположенного в ....

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 59, 60, 67, 167, 194-198, 249, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Луканина Ю.Е. об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области по непринятию решения по обращению Луканина Ю.Е. по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта «Гостиница», расположенного в ....

Обязать Министерство имущественных отношений Мурманской области в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение по обращению Луканина Ю.Е. по предоставлению земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта «Гостиница», расположенного в ....

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 календарных дней со дня его принятия в окончательной форме.

          Председательствующий:                                              Н.В. Шуминова