2-2914/2011 Обязание квотировать рабочие места для инвалидов.



Мотивированное решение изготовлено: 28 июня 2011 года

Дело № 2-2914

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июня 2011 года                                                                                  г.Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Балакшиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному областному учреждению «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» о понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к в обоснование указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации было установлено, что в соответствии со среднесписочной численность работников, квота для приема на работу инвалидов в Государственном областном учреждении «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» (далее - ГОУ ЧС) установлена в количестве .... рабочих мест, в том числе 1 специальное. На дату проверки документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест в пределах установленной квоты, представлено не было. По информации, представленной в прокуратуру Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области, в 1 квартале 2011 года ГОУ ЧС не представлено сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов. В связи с этим просит суд обязать ГОУ ЧС обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих мест, в том числе 1 специальное в срок до Дата.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г.Мурманска заявленные требования уточнила, просит суд обязать ГОУ ЧС обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих мест, в том числе 1 специальное в срок до Дата.      

Представитель ответчика ГОУ «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» исковые требования не признала. суду пояснив, что письмом от Дата в адрес прокуратуры были направлены копии информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направляемой учреждением в ГУ Центр занятости населения г.Мурманска ежемесячно до 7-го числа каждого месяца, следующего за учетным, а также копия должностной инструкции работника кадровой службы, ответственного за предоставление информации. В Дата-Дата учреждением было заключено два трудовых договора с инвалидами, с Дата один из которых был уволен по собственному желанию. Учреждение, не являясь коммерческой организацией, финансируется собственником, в связи с чем не имеет объективной возможности самостоятельно создать специальное рабочее место. Бюджетное законодательство исключает нецелевое расходование денежных средств, а оснащение и обеспечение техническими приспособлениями специальных рабочих мест сопряжено с финансовыми затратами не предусмотренными в смете учреждения. Кроме того, в учреждении отсутствовали и отсутствуют в настоящее время вакантные должности, в связи с чем представить сведения об их наличии не представляется возможным, а направление сведений об отсутствии вакансий конкретно дл трудоустройства инвалидов не предусмотрено законодательством. Полагает, что нормы, установленные законодательством Мурманской области, касающиеся обеспечения занятости инвалидов носят декларативный характер, ввиду неопределенности механизма реализации установленных норм.

Представитель третьего лица - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области поддержал заявленные требования.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ следующим путем: установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

На основании статьи 21 Федерального закона, организациям, численность работников которых более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (не менее 2 и не более 4%).

Квотирование является одной из дополнительных гарантий занятости населения. Это следует из ст. 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» о том, что государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов.

Статьей 8 Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов» от 29.12.2004 года № 573-01-ЗМО предусмотрено, что организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников.

Пунктом 1 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» установлено, что для организаций со среднесписочной численностью работников от 101 до 500 должно быть оборудовано 1 специальное рабочее место.

В соответствии с пунктом 1.1. вышеуказанного Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП, специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов - это рабочее место, требующее дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Указанные специальные рабочие места создаются за счет собственных средств организаций в двухмесячный период с момента принятия согласованного решения между работодателем и инвалидом с учетом характера производства и мотивации к труду в конкретной организации.

Функции государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляются в соответствии с действующим законодательством Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области.

При этом, согласно пункта 2.5 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП выполнением квоты считается создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в     пределах     установленной     квоты,     подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения; трудоустройство работодателями инвалидов в соответствии с трудовым законодательством.

Важнейшее направление социальной защиты состоит в том, чтобы инвалиды были конкурентоспособны на рынке труда.

Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой Октябрьского округа г.Мурманска проверки Дата юридического лица ГОУ ЧС установлено, что в соответствии со среднесписочной численностью работников, квота для приема на работу инвалидов установлена в количестве .... рабочих мест, в том числе 1 специальное. На дату проверки документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест в пределах установленной квоты, представлено не было.

По информации, представленной в прокуратуру Мурманской области Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области, в Дата ГОУ ЧС не представлено сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов.

Указанные обстоятельства подтверждаются также представленным штатным расписанием ГОУ ЧС.

Факт того, что свободные вакантные рабочие места, созданные или выделенные для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, в ГОУ ЧС отсутствуют, не оспаривалось и представителем данного учреждения.

Отсутствие необходимых финансовых средств в ГОУ ЧС на создание данных рабочих мест в свою очередь, не должно нарушать право инвалидов на труд, предусмотренное действующим законодательством РФ и ущемлять их законные интересы.

Следовательно, при таких обстоятельствах исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Государственное областное учреждение учреждению «Управление по делам гражданской обороны, защите населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Мурманской области» обеспечить выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих мест, в том числе 1 специальное в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд города Мурманска в течение 10 календарных дней со дня его вынесения в окончательной форме.

              

Председательствующий:                                                           Ж.А.Свиридова