2-941, 2-944, 2-1045/2011 Оспаривание решений Министерства Имущественных отношений.



Мотивированное решение

Изготовлено: Дата.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дата

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи:          Свиридовой Ж.А,

при секретаре:                                       Балакшиной О.А.           

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевцова А.Д., Воробьева М.Ю. и Молибога Л.П. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, о признании незаконными бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка, возмещении судебных расходов,

установил:

Шевцов А.Д., Воробьев М.Ю. и Молибога Л.П. обратились в суд с исками к Министерству имущественных отношений города Мурманска о признании бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка.

В обоснование исков указано, что истцы обратились в Министерство имущественных отношений города Мурманска с заявлениями о предоставлении на права аренды земельных участков под строительство индивидуального жилого дома в Мурманской области, город Мурманск, в районе .... Однако на основании решений Министерства имущественных отношений города Мурманска от Дата в предоставлении данных земельных участков отказано. Полагают, что Министерство имущественных отношений города Мурманска допустило бездействие, выразившееся в не обеспечении рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на Земельной комиссии. А также полагают решения Министерства имущественных отношений города Мурманска, вынесенным с существенными нарушениями действующего законодательства.

В последствии истцы уточнили исковые требования и просили признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившиеся в не обеспечении рассмотрения заявлений Шевцова А.Д., Воробьева М.Ю. и Молибога Л.П. о предоставлении земельных участков для строительства на заседании Земельной комиссии на момент вынесения Министерством имущественных отношений Мурманской области Решений об отказе в предоставлении земельных участков от Дата; признать незаконными Решения об отказе в предоставлении земельных участков Министерства имущественных отношений Мурманской области от Дата полностью; признать незаконным Решение Земельной комиссии, оформленное протоколом от Дата полностью, возложив на указанную комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении Шевцову А.Д., Воробьеву М. Ю. и Молибога Л.П. на праве аренды земельных участков ориентировочной площадью .... кв.м., расположенных в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуальных жилых домов; взыскать с ответчиков судебные расходы.

К участию в деле в качестве соответчика - Земельную комиссию в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, в качестве третьего лица привлечены Администрация города Мурманска и Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска.

Шевцов А.Д., Воробьев М.Ю. и Молибога Л.П. просили дело рассмотреть без своего участия.

Представитель истцов - А., действуя на основании доверенностей, просил дело рассмотреть без своего участия. Направил письменное ходатайство, в котором поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений .... в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель ответчика - Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Администрации города Мурманска, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий).

Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства.

В силу части 3 статьи 30.1 Земельного участка РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Судом установлено, что истцы обратились в Министерство имущественных отношений города Мурманска с заявлениями о предоставлении на права аренды земельных участков под строительство индивидуального жилого дома, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенных в кадастровом квартале № ** (....) под строительство индивидуального жилого дома.

Решениями Министерства имущественных отношений города Мурманска от Дата за № **, № **, № ** истцам в предоставлении на правах аренды земельных участков под строительство индивидуального жилого дома отказано на основании мотивированного заключения администрации города Мурманска о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка.

Так, в соответствии с пунктом 1.8 Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП (далее - Порядок) Минтерразвития Мурманской области в течение 5 рабочих дней направляет в администрацию муниципального образования город Мурманск (далее - администрация г. Мурманска) запрос о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с приложением копии заявления.

Пунктом 1.9 Порядка предусмотрено, что Администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней направляет в Минтерразвития Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка.

Согласно пункту 1.10 Порядка установлено, Минтерразвития Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, на заседании Земельной комиссии.

Постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 N 53-ПП "О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций" переданы Министерству имущественных отношений Мурманской области определенные функции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, в том числе и по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства.

При этом, Министерство направило заявления истцов с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, для рассмотрения на заседании Земельной комиссии.

Как следует из протокола заседания Земельной комиссии от Дата в предоставлении на правах аренды земельных участков под строительство индивидуального жилого дома Шевцову А.Д., Воробьеву М.Ю. и Молибога Л.П. отказано, на основании писем Администрации города Мурманска от Дата № ** и Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от Дата № **, поскольку испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в отношении территорий, подлежащих застройке, осуществляется подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ. Подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов.

Градостроительным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманск от 25.06.2009г. № 7-85, испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной и предпринимательской деятельности).

Таким образом, необоснован довод истцов и их представителя о том, что сведения об испрашиваемом земельном участке как общественно-деловой зоне в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем, ответчики обязаны был предоставить данный участок земли под их нужды.

Согласно части 6 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурного - бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.

Ссылка истцов и их представителя в обоснование заявленных требований на часть 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ, необоснованна, поскольку указанной нормой закона предусмотрена возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах, но не возложена обязанность на органы государственной власти и местного самоуправления по выделению земельного участка под строительство индивидуального жилого дома.

Таким образом, ответчиками соблюден порядок рассмотрения заявлений истцом о выделении им земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, предусмотренный Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г.              № 139-ПП. На заседании Земельной комиссии, при рассмотрении заявлений истцом кворум имелся, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от Дата, распоряжением Правительства Мурманской области от Дата за № **.

Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общественно-деловой зоны, является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры, суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого отказа, принятого с учетом изложенных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов управления и распоряжения земельными участками.

Доказательств того, что земельные участки, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенных в кадастровом квартале № ** (....) могут быть предоставлены под строительство индивидуального жилого дома, истцами не представлено в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о бездействии ответчиков и, как следствие нарушение законных прав и интересов истцов, судом не установлено.

Проанализировав изложенные обстоятельства в их совокупности, с учетом требований указанных выше норм законодательства Российской Федерации, суд не усматривает правовых оснований для признания решений Министерства имущественных отношений города Мурманска от Дата № **, № **, № **, Решения Земельной комиссии, оформленное протоколом от Дата полностью, возложив на указанную комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении истцам на праве аренды земельных участков ориентировочной площадью .... кв.м., расположенных в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуальных жилых домов; взыскании судебные расходов - незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Шевцову А.Д., Воробьеву М.Ю. и Молибога Л.П. в иске к Министерству имущественных отношений Мурманской области, Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, о признании незаконными бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка, возмещении судебных расходов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме.

          Председательствующий:                                            Ж.А. Свиридова