2-2562/2011 Признание права на включение в подпрограмму выдачи государственных жилищных сертификатов.



Дело № 2-2562

Принято в окончательной форме 18 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2011 года                                                                                          г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего - судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Дорошенко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федоровой Ю.В. к Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области о признании права на включение в подпрограмму выдачи государственных жилищных сертификатов,

УСТАНОВИЛ:

Федорова Ю.В. обратилась с иском к Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области о признании права на включение в подпрограмму выдачи государственных жилищных сертификатов.

В обоснование иска указала, что в период с Дата по Дата проживала вместе с мужем и двумя детьми в .... Ее супруг - А. являлся военнослужащим. В Дата их брак расторгнут, в Дата она вместе с детьми выехала в ...., поскольку проживать в жилом помещении, занимавшемся ею ранее, возможности не было в силу того, что квартира была сдана квартирно-эксплуатационной службе в/ч № ** ее бывшим супругом в связи с передислокацией войск и выводом соединения на новое место расположения. После этого в квартире отключено горячее и холодное водоснабжение, отопление, газо- и энергоснабжение, что сделало ее непригодной для жилья в силу несоответствия нормам СанПиН 2.1.2.2645-10. Дата она обратилась в ПУ ФСБ России по Мурманской области (далее - Управление) с заявлением о включении ее и двух ее детей - дочери и сына, в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Однако решением от Дата жилищная комиссия отказала в удовлетворении заявления обосновывая это тем, что она длительное время не проживает по месту регистрации в .... Однако согласно пункту «б» статьи 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» она имеет право на участие как лицо, подлежащее переселению из закрытого военного городка, каковым и являлся поселок до Дата, когда его исключили из числа закрытых военных городков. Однако это закрытие произошло в связи с передислокацией войск, а так как брак ее с А. был расторгнут, проследовать к месту нового базирования в/ч № ** она не могла, так как уже не являлась членом семьи военнослужащего. На основании изложенного просит признать ее относящейся к категории граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее - ЗВГ) и обязать ответчика включить ее в состав участников подпрограммы.

В судебном заседании истица поддержала заявленные требования, пояснив суду, что выехала из поселка в Дата, переехав в .... и устроившись там на работу. В настоящее время проживает в .... в квартире, принадлежащей ее новому супругу, ни она, ни ее дети от первого брака иного жилья не имеют. Полагала, что, не смотря на закрытие ЗВГ и ее выезд из поселка, она имеет право на участие в подпрограмме. Также пояснила, что до Дата она не обращалась к ответчику по данному вопросу, на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла и не состоит, решение жилищной комиссии ею не обжаловалось. Кроме того, пояснила, что в органы исполнительной власти ...., .... или                                             .... с соответствующим заявлением по вопросу улучшения жилищных условий, переселения из ЗВГ она также не обращалась, поскольку ей не было известно о том, что она может и должна была это сделать.

Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился. Полагал, что истицей пропущен срок обращения в суд, поскольку право на участие в подпрограмме у нее возникло еще в Дата, а обращение в суд состоялось лишь в Дата. Кроме того, истица не признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, а наличие ее регистрации по прежнему месту жительства не свидетельствует о ее проживании в ...., что самой истицей и подтверждается. Поскольку с Дата истица не является членом семьи военнослужащего, а поселок распоряжением Правительства РФ исключен из числа ЗВГ, ее связь с военным ведомством утрачена, а оно, в свою очередь, не имеет перед ней никаких обязательств. Решение жилищной комиссии истицей не обжаловалось. Также пояснил, что считает, что истицей пропущен срок исковой давности для обращения в суд, что также является одним из оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие Дата, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Постановлением Правительства РФ № 675 от 17 сентября 2001 года утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, в которую входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания различных категорий граждан, в том числе, граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» регулируется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года.

Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года (далее - Постановление) окончательно закреплено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС).

Согласно пункту «б» статьи 5 Правил правом на получение ГЖС обладают граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Федорова Ю.В. имеет регистрацию в .... Истица полагает, что поскольку данное поселение являлось закрытым военным городком (далее - ЗВГ), то она обладает правом на включение ее в состав участников подпрограммы, поскольку иного жилья в собственности ни она, ни ее дети не имеют, как и жилья, предоставленного по договору социального найма.

В соответствии со статьями 56, 59, 67 и 60 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исходя из статей 7 и 8 Постановления социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, в том числе, указанным в пункте «б» статьи 5, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Согласно пункту 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению № **, к которому граждане, указанные в подпунктах «а» - «в» пункта 5 настоящих Правил, прилагают соответствующий пакет документов.

Из анализа указанных нормативных положений следует, что проживание определенных категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством, нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий.

Анализируя доказательства и пояснения сторон, суд приходит к следующему.

Федорова Ю.В. до Дата являлась членом семьи военнослужащего, поскольку состояла в браке с А., военнослужащим в/ч № **, дислоцировавшейся в .... В период брака и после его расторжения истица была зарегистрирована и проживала в жилом помещении, расположенном в данном поселке, работала в *****. В Дата брак между истицей и А. расторгнут на основании решения ****ского городского суда от Дата, в связи с чем Федорова Ю.В. утратила статус члена семьи военнослужащего. Ответчиком обоснованно отмечено, что поскольку истица продолжала работать в *****, за ней сохранялось право на проживание в ЗВГ, однако с Пограничным управлением ФСБ РФ по МО связь истицей была утрачена.

Следовательно, учитывая нормы Жилищного кодекса РФ и Правила, истице следовало обращаться по вопросу о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и, соответственно, о переселении из ЗВГ в органы исполнительной власти ...., или же ...., поскольку исходя из распоряжения № **, .... на момент исключения из ЗВГ относился к ****скому горсовету, или же ...., что Федоровой Ю.В. сделано не было ни в Дата, ни позднее, что подтвердила сама истица.

Истицей пояснено, что с Дата ни она, ни ее дети фактически не проживают в ...., поскольку после передислоцирования войск и сдачи бывшим супругом жилого помещения квартирно-эксплуатационной части, проживание в поселке стало невозможным, так как он утратил коммунальное обеспечение и связь с материком, находясь на острове. Исходя из акта приемки квартиры от Дата, факт сдачи жилого помещения КЭС имел место быть, однако на момент сдачи истица уже фактически в данном жилом помещении не проживала, так как, как было пояснено ею самой, в Дата она выехала в .... вместе с детьми. При таких обстоятельствах довод истицы о том, что после передислоцирования войск жилое помещение перестало соответствовать нормам СанПиН, не имеет значения, так как отключение коммунальных услуг и консервация жилого помещения состоялись уже после ее выезда из поселка. С Дата по настоящее время ни истица, ни ее дети в жилом помещении - квартире № ** дома № ** .... не проживали, что подтверждается как ею самой, так и актом обследования от Дата, в котором указано, что на момент комиссионного обследования квартира была закрыта и опечатана, под охраной.

Таким образом, считать истицу проживающей в жилом помещении специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания, оснований не имеется.

В соответствии со статьей 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы).

Следовательно, право на участие в подпрограмме носит заявительный характер, то есть, граждане сами должны выразить свое желание на участие в ней. Как установлено судом, истица впервые обратилась к ответчику с заявлением о включении ее и двух ее детей в состав участников подпрограммы Дата, до указанной даты такого волеизъявления от нее в адрес ответчика не поступало, что истицей не оспаривалось, а доказательств обратного не добыто. Решением жилищной комиссии ПУ ФСБ России по МО № ** от Дата ей было отказано, поскольку фактически истица и ее дети не проживали в специализированном жилом помещении по месту регистрации, кроме того, Распоряжением Правительства РФ № ** .... исключен из перечня ЗВГ.

Суд приходит к выводу, что истица, не выразив свою волю на включение в подпрограмму ранее, не может претендовать на включение в настоящее время, поскольку статус ЗВГ поселком .... утрачен задолго до поступления заявления от истицы. В данном случае не важен тот факт, в связи с чем это произошло, поскольку данное решение принято уполномоченным органом - Правительством РФ, а распоряжение № ** является действующим. Следовательно, применение к истице пункта «б» статьи 5 Правил невозможно.

Довод представителя ответчика о пропуске срока исковой давности судом не принимается, поскольку суд считает обоснованным рассматривать в качестве даты, когда истица сочла свои права нарушенными, дату принятия решения жилищной комиссии, то есть, Дата, следовательно, на момент обращения в суд трехлетний срок, установленный статьей 196 ГК РФ, не истек. Однако с учетом всех обстоятельств дела, соблюдение срока исковой давности не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку в судебном заседании не выявлено оснований для удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 59, 60, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Федоровой Ю.В. к Пограничному управлению ФСБ России по Мурманской области о признании права на включение в подпрограмму выдачи государственных жилищных сертификатов - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в 10-дневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                      Н.В. Шуминова