2-2428/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-2428

Мотивированное решение изготовлено 11 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 июля 2011 года                                                                        г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Дорошенко Г.В.,

при секретаре - Матюхиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Мурманска об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.Мурманска о понуждении в срок до Дата провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, провести инвентаризацию отходов производства и потребления, разработать и утвердить в установленном порядке проект образования отходов и лимитов на их размещение, разработать и утвердить в установленном порядке паспорта на опасные отходы.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности администрацией г.Мурманска установлено, что для обеспечения хозяйственной деятельности администрация г.Мурманска использует гаражи, административные здания и другое недвижимое имущество, на балансе администрации г.Мурманска находится .... автомобилей по состоянию на Дата.

В нарушение требований природоохранного законодательства администрация г.Мурманска, использующая гаражи, где производится прогрев транспортных средств перед выездом, которые оснащены системой принудительной вентиляции производит выброс веществ в атмосферу из стационарных источников - система вентиляции помещения гаражей, при этом инвентаризация выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена, проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу не разработан. Кроме того, выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения.

Кроме того, в процессе деятельности администрации г.Мурманска образуются отходы I-IV класса опасности: люминисцентные лампы, отработанные и брак, отходы масел, промасленной ветоши, аккумуляторные батареи, отходы картона, пластика и др. Однако инвентаризация отходов производства и потребления администрацией г.Мурманска не проведена, проект образования отходов и лимитов на их размещение и паспорта на опасные отходы отсутствуют.

Полагает, что осуществление Администрацией деятельности с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления и об охране атмосферного воздуха может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца Шумполова А.В. от требований о понуждении ответчика провести инвентаризацию отходов производства и потребления отказалась, в связи с добровольным его исполнением ответчиком, на удовлетворении требований в части провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разработать и утвердить в установленном порядке проект образования отходов и лимитов на их размещение, разработать и утвердить в установленном порядке паспорта на опасные отходы настаивала по основаниям, изложенным в иске, увеличила срок исполнения требования до Дата.

Определением суда от Дата отказ от требований о понуждении ответчика провести инвентаризацию отходов производства и потребленияпринят судом, производство по делу в этой части прекращено.

Третье лицо - Комитет промышленного развития экологии и природопользования Мурманской области о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, мнения не представил.

Представитель ответчика - Администрация г.Мурманска - Денисова И.Г., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, по тем основаниям, что финансирование на эти виды работ не производится.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральным законом РФ от 10.01.2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственная политика в области охраны окружающей среды направлена на обеспечение сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.

В силу пункта 4 статьи 23 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Статьей 22 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 30 Федерального закона РФ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 года № 579 установлен Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию.

Пунктом 5 данного приказа установлено, что источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся размещение отходов и потребления.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года N 89-ФЗ является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу статьи 11 указанного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу положений статьи 18 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона РФ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818.

В судебном заседании установлено, что Администрация г.Мурманска является исполнительно-распорядительным органом г.Мурманска, зарегистрирована в качестве юридического лица по адресу: ....

Для обеспечения хозяйственной деятельности администрация г.Мурманска использует гаражи, административные здания и др. недвижимое имущество (л.д.86-137).

По состоянию на Дата на балансе администрации г.Мурманска находится .... автомобилей, что подтверждается заверенной копией списка и паспортов транспортных средств (л.д. 138-139, 152-168).

Муниципальному образованию г.Мурманск на праве собственности принадлежит административное здание, нежилое по адресу: ...., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.131).

Согласно акту проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от Дата, проводимой Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой при осмотре помещения гаражного бокса, расположенного с тыльной стороны здания Управления ****ского административного округа г.Мурманска, расположенного по адресу: ...., установлено, что <данные изъяты>. Проверка показала, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников администрацией г.Мурманска не проведена проект предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух отсутствует. В ходе осуществления хозяйственной деятельности образуются следующие виды отходов: люминисцентные лампы, отработанные и брак, отходы масел, промасленной ветоши, аккумуляторные батарее, отходы картона, пластика, отработавшая оргтехника и др., при этом проект образования отходов и лимитов на их размещение у администрации г.Мурманска не разработан, паспорта на опасные отходы отсутствуют (л.д. 6,7).

Данное обстоятельство в судебном заседании не опровергнуто.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Администрация г.Мурманска осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления, охране атмосферного воздуха.

При изложенных обстоятельствах,требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Администрацию г.Мурманска в срок до Дата провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу; получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; разработать и утвердить в установленном порядке проект образования отходов и лимитов на их размещение, разработать и утвердить в установленном порядке паспорта на опасные отходы.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий                 Г.В.Дорошенко