Дело № 2-2737 Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Дорошенко Г.В. при секретаре Матюхиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску о признании незаконной записи о государственной регистрации изменений, УСТАНОВИЛ: Прокурор Ленинского округа г.Мурманска обратился в суд с исковым заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску о признании незаконными записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в качестве участника (учредителя) и директора ООО **** А. ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата, понуждении Инспекции устранить нарушения путем исключения записи по внесению изменений, вносимых в учредительные документы, а также в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - А. - ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата. В обоснование указал, что прокуратурой Ленинского округа г.Мурманска в ходе проведения проверки по обращению Инспекции ФНС России установлен факт нарушения действующего законодательства при государственной регистрации изменений и осуществлении деятельности ООО ****, а также нарушения Инспекции по факту его регистрации. ООО **** зарегистрировано в качестве юридического лица в ИФНС России по г.Мурманску Дата. Учредителем и руководителем общества при его создании явился Г. Дата в Инспекцию представлен пакет документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с изменением сведений об участниках ООО ****. Согласно представленным документам единственным участником ООО **** в связи с заключением договора купли-продажи долей в уставном капитале Общества является А. Заявителем при государственной регистрации изменений выступал Г. На основании представленных документов Дата Инспекцией принято решение № ** (ГРН № **) о внесении в ЕГРЮЛ изменений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а также принято решение № ** (ГРН № **) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица ООО ****. Кроме того, Дата Инспекцией на основании представленных документов принято решение № ** (ГРН № **) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в соответствии с которыми лицом, имеющим право дейстовать без доверенности от имени юридического лица является директор ООО **** А. Участниками общества наряду с А., являются Б. и В., проживающие в .... Полагает, что решения Инспекции от Дата № **, № **, от Дата № ** о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с изменением сведений о руководителе, участнике ООО **** противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействительными поскольку приняты в нарушение требований пункта 1 статьи 17, статей 18, 19 подпунктов «а» и «б» пункта 1 статьи 23, пункта 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пункта2 статьи 12 Федерального закона РФ от 08.02.1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 года «О налоговых органах РФ», пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506, статьи 13, 53 Гражданского кодекса РФ. При внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице ООО **** внесены недостоверные сведения о Рагимове М.И.о, как участнике и руководителе Общества, в результате чего были допущены нарушения действующего законодательства. Дата в Инспекцию поступило заявление от А., из которого следует, что ему ни чего не известно об ООО ****, а сведения о нем, как учредителе общества, внесены без его ведома. Кроме того, Дата в ...., у него был похищен гражданский паспорт, в Дата он обратился в Центр занятости населения для постановки его на учет в качестве безработного, где ему отказали по тем основаниям, что он является учредителем ООО ****. Г. пояснял, что действительно являлся учредителем и руководителем ООО **** в Дата, в Дата продал общество незнакомым лицам по объявлению, размещенному в сети Интернет. Заявление и пакет документов для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ в отношении ООО **** подавал он, в заявлениях стоит его подпись, однако заявление заполнял не он, а лица, приобретшие общество. Сведения о А. не вносил, с последним не знаком и ни когда не встречался. В ходе проверки установить место нахождение Б., В. не представилось возможным, поскольку со слов родственников В. с Дата проживает в ...., а Б. умер, около .... лет назад. Б. и В. являлись наркозависимыми лицами. Оспариваемые решения существенно нарушают интересы А., поскольку обстоятельства, связанные с внесением изменений в сведения о руководителе и участнике ООО **** и о назначении его на должность директора ООО **** существенно нарушают его право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельность и профессию. Кроме того, сложившаяся ситуация при создании ООО **** деятельности может создать реальную угрозу привлечения А., как учредителя и руководителя Общества к уголовной или иной ответственности, что существенно влияет на законные права и интересы А. Представитель ответчика - ИФНС России по городу Мурманску Устинова Т.В., в судебном заседании заявленные требования признала. Третье лицо - А. представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Третье лицо - ООО ****, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, мнения не представило. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя истца, третьих лиц. Выслушав представителя ответчика исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащими удовлетворению. Суд в соответствии со статьями 39, 173 Гражданского процессуального кодекса РФ принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц. Из представленных материалов следует, что Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску на основании поступивших документов произведена государственная регистрация внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице ООО ****, содержащиеся в ЕГРЮЛ, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица: ГРН № ** от Дата (решение № ** от Дата) о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы - в сведения об участниках юридического лица, ГРН № ** от Дата (решение № ** от Дата) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ГРН № ** от Дата (решение № ** от Дата) о внесении изменений в ЕГРЮЛ в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица. Данное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ № ** от Дата в отношении ООО ****, решениями Инспекции о государственной регистрации. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом РФ 129-ФЗ от 08.08.2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (статья 1 Федерального закона). Согласно статье 2 Федерального закона № 129-ФЗ, государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года N 506 федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Пунктами 1, 2 статьи 4 Федерального закона РФ № 129-ФЗ установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, согласно пункта 5 которых основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица. Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона РФ № 129-ФЗ, записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. Статьей 11 Федерального закона РФ № 129-ФЗ установлено, что основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. С момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц, юридическое лицо считается созданным (пункт 2 статьи 52 Гражданского кодекса РФ), соответственно у него возникает правоспособность, то есть организация имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности и несет, связанные с этой деятельностью обязанности (пункт 3 статьи 4 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, решение налогового органа является актом управомоченного государственного органа, носящим индивидуальный характер, который устанавливает, изменяет или отменяет права и обязанности конкретных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть ненормативным правовым актом. В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в редакции Федерального закона от 23.06.2003 года N 76-ФЗ, действующей в 2006 году, для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 года N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены формы N Р13001 - «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица» (приложение N 3); N Р14001 - «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы» (приложение N 4). Пунктом 2 статьи 18 Федерального закона РФ № 129-ФЗ, в редакции Федерального закона от 23.06.2003 года N 76-ФЗ, установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона. Согласно положениям статьи 9 в редакции Федерального закона от 23.06.2003 года N 76-ФЗ, заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность подписи которого должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем при государственной регистрации юридического лица и при представлении заявления по установленной форме могут являться следующие: руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления. Согласно пункту 1 статьи 5Федерального закона N 129-ФЗ, в государственном реестре содержатся в том числе сведения: о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; об учредителях (участниках) юридического лица; подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица; дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы. В судебном заседании установлено, что Дата Инспекцией Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску на основании решения № ** от Дата зарегистрировано в качестве юридического лица и поставлено на учет в налоговом органе Общество с ограниченной ответственностью ****, ОГРН № **, является действующим, единственным учредителем и руководителем общества при создании являлся Г., размер его доли в уставном капитале составляет 100 %, номиналом .... рублей, что подтверждается Уставом общества и решением о создании общества от Дата. Дата Г. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Мурманску с заявлением по форме № ** о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица, представив устав общества в новой редакции, решение № ** единственного участника ООО **** от Дата, согласно которых единственным участником общества в связи с заключением договора купли-продажи стал А. На основании представленных документов ИФНС России по г.Мурманску приняла решение № ** от Дата о государственной регистрации изменений вносимых в учредительные документы юридического лица и произвела государственную регистрацию под номером № **. Дата Г. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Мурманску с заявлением по форме № ** о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно в сведения об участниках юридического лица которыми заявлены Г., А., представив решение № ** единственного участника ООО **** от Дата, На основании представленных документов ИФНС России по г.Мурманску приняла решение № ** от Дата о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы под номером № **. Дата Г. обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г.Мурманску с заявлением по форме № ** о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно в сведения о лицах, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, представив протокол № ** от Дата, согласно которому на должность директора общества с Дата сроком на три года избран А., присутствовавший на собрании участников общества в числе которых указаны Б., и В.. На основании представленных документов ИФНС России по г.Мурманску приняла решение № ** от Дата о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы под номером № **, которой внесены сведения о том, что руководителем ООО **** является А. Таким образом, по сведениям содержащимся в ЕГРЮЛ, единственным участником (учредителем) и руководителем ООО **** является А. Дата А. подал в Инспекцию заявление с просьбой провести проверку по факту незаконного внесения его в список учредителей ООО ****, о существовании которого ему не было известно. Инспекция по данному факту обратилась в прокуратуру Ленинского округа г.Мурманска, которой проведена проверка, в ходе которой установлено, что при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице ООО ****, были внесены недостоверные сведения о А., как участнике и руководителе Общества, в результате чего допущены нарушения действующего законодательства. Так, из письменных объяснений А. от Дата, данных старшему помощнику прокурора Ленинского административного округа г.Мурманска следует, что он никогда не оформлял на себя ни каких организаций, о том, что является учредителем ООО **** ему стало известно в Центре занятости ...., куда он обратился в Дата для постановки на учет в качестве безработного, в связи с чем ему было отказано в постановке на учет, утверждает, что не являлся ни генеральным директором, ни учредителем ни ООО ****, ни какой-либо иной организации, паспортных данным ни кому не сообщал, пояснил, что в Дата у него был похищен гражданский паспорт о чем он заявлял в правоохранительные органы. Предъявленные ему на обозрение копии документов: протокол № ** собрания участников ООО **** от Дата, решение единственного участника ООО **** от Дата, учредительный договор ООО **** от Дата, решение № ** от Дата единственного участника ООО **** видит впервые, проставленные в них от его имени подписи выполнены не им. Г. опрошенный в ходе проверки Дата пояснил, что в Дата создал и зарегистрировал в Инспекции ООО ****, единственным учредителем, которого являлся. В последующем решил продать общество через Интернет. По объявлению к нему обратились ранее незнакомые мужчина и женщина, взяли копии документов для проведения регистрации соответствующих изменений, после переоформления общества он более ничего про него не слышал и с людьми приобретшими его не встречался. Пояснил, что в заявлениях от Дата и Дата предъявленных в Инспекцию стоит его подпись, но заполнялись и составлялись не им, а теми людьми, кто купил общество, документы и заявление не читал, поскольку это было ему не интересно, кроме того, никакую деятельность не вел, расчетный счет не открывал, поэтому и значения, подписываемым документам не придавал, А. не знал, никогда с ним не встречался, его фамилию впервые услышал при проверке, сведений о нем как участнике и руководителе общества не вносил. Также в ходе проверки из УВД по .... получены сведения, что Б. умер около .... лет назад, а родственники В. с Дата ничего о ней не знают. В силу пункта 1 статьи 25 Федерального закона РФ № 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона РФ № 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Принимая во внимание, что при подаче документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы в Инспекцию представлен полный пакет документов, необходимый для регистрации, при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации установленных статьей 23 Федерального закона РФ № 129-ФЗ, таковая была произведена. Вместе с тем, учитывая изложенное, решения Инспекции от Дата № **, № **, от Дата № ** о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с изменением сведений о руководителе, участнике ООО **** противоречат действующему законодательству и подлежат признанию недействительными поскольку документы представленные для государственной регистрации недостоверные сведения. Положениями Федерального закона РФ № 129-ФЗ регистрирующему органу или вышестоящему по отношению к нему органу не предоставлено право отмены решения о государственной регистрации и признании недействительной соответствующей записи в государственном реестре. При изложенных обстоятельствах требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, РЕШИЛ: Признать незаконными записи о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в качестве участника (учредителя) и директора ООО **** А. ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата. Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску исключить записи по внесению изменений, вносимых в учредительные документы, а также в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - А. - ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата, ГРН № ** от Дата. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Г.В.Дорошенко