Дело № 2-2292 Изготовлено Дата РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Октябрьский суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Дорошенко Г.В., при секретаре Матюхиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Т.Н. к Государственному областному учреждению «Центр занятости населения города Мурманска» об оспаривании решения, УСТАНОВИЛ: Григорьева Т.Н. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование заявленного требования указала, что Дата была уволена с должности **** отдела Администрации муниципального образования .... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в связи с сокращением штата работников. Обратиться в Центр занятости в установленный месячный срок для возможности получения в последующем сохраненного среднего заработка за 4,5,6 месяцы в случае нетрудоустройства не смогла, по причине болезни. Явилась в Центр занятости Дата, на учет ее поставили, однако в выдаче решения о сохранении за ней среднего заработка на период трудоустройства за 4 месяц отказано. Просит признать причину пропуска срока постановки на учет в качестве ищущей работу уважительной и обязать ГОУ Центр занятости населения г.Мурманска выдать решение о сохранении средней заработной платы по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения. Истица и ее представитель Зайцева Т.В. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивали, дополнительно просили обязать ГОУ Центр занятости населения г.Мурманска выдать решение о сохранении средней заработной платы по последнему месту работы в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения. Представитель ГОУ «Центр занятости населения города Мурманска» Полято Е.А. в судебном заседании с заявленным иском не согласилась. В обоснование возражений указала, что истица пропустила месячный срок для постановки на учет в качестве поиска подходящей работы после увольнения по сокращению. Действующее законодательство не предусматривает восстановление сроков, даже с учетом уважительных причин обращения в службу занятости с нарушением сроков. Полагает, действия должностных лиц ГОУ ЦЗН г.Мурманска отказавших в выдаче решения о сохранении за истицей среднего заработка за четвертый месяц законными. Выслушав истицу, ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, закрепленного в статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, определяются Законом РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (пункт 1). Порядок регистрации безработных граждан определяетсяуполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании (пункт 2). При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 года N 847н. Приведенными выше нормами регулируется порядок регистрации как безработных граждан так и зарегистрированных в целях поиска работы В судебном заседании установлено, что Григорьева Т.Н. Дата рождения, уволена Дата с должности **** отдела Администрации Муниципального образования .... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, в связи сокращением численности штата работников, что подтверждается копией трудовой книжки Григорьевой Т.Н., является получателем трудовой пенсии. В соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя. По смыслу указной нормы государство гарантирует работнику, уволенному из организации, расположенной в районах Крайнего Севера в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации право на сохранение за ним среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению службы органа занятости населения при наличии двух условий: обращение в службу занятости в месячный срок после увольнения и не трудоустройстве. Григорьева Т.Н. обратилась в ГОУ «ЦЗН» для постановки на учет в целях поиска работы Дата. В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и пунктом 4 Порядка регистрации безработных граждан, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2010 года № 847н безработной не признана, так как является получателем пенсии по старости. Таким образом, истица обратилась в службу занятости по истечении месячного срока с даты увольнения по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Из представленной амбулаторной карты Григорьевой Т.Н. и справки врача МСЧ ******* амбулаторно-поликлиническое отделение госпиталь от Дата следует, что истица с Дата находилась на амбулаторном лечении в МСЧ *******, однако листок нетрудоспособности ей не выдавался, посколкьу Григорьева Т.Н. на момент обращения за медицинской помощью не работала. При амбулаторном лечении улучшения не наступило, в связи с чем Дата была госпитализирована в стационар, где проходила лечение до Дата. Дата Григорьева Т.Н. обратилась в ГОУ ЦЗН г.Мурманска с заявлением о выдаче ей решения о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение четвертного месяца, в чем ей было отказано по тем основаниям, что она была зарегистрирована в ЦЗН в качестве ищущей работу, после истечения месяца со дня увольнения. Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего. Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года № 1032-1 и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 года N 847н, не регулируются ситуации на случай пропуска гражданином месячного срока для обращения в службу занятости населения за регистрацией в качестве безработного или в целях поиска работы со дня увольнения по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. То обстоятельство, что истица обратилась в службу занятости после увольнения по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ подтверждает ее намерение на трудоустройство, на период которого в соответствии со статьей 318 Трудового кодекса РФ за ней по решению органа службы занятости сохраняется средний месячный заработок в течение четвертого, пятого и шестого месяца, но при условии, если в месячный срок после увольнения она обратилась в этот орган и не была трудоустроена. После регистрации в качестве ищущей работу истица являлась в назначенные дни для подбора вариантов трудоустройства, но не была трудоустроена до настоящего времени, то есть в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, следовательно может иметь право на сохранение за ней среднего месячного заработка по последнему месту работы за указанные месяцы, однако обращение в службу занятости после истечения месячного срока со дня увольнения исключает возможность его получения, поскольку не отвечает всем условиям, установленным в статье 318 Трудового кодекса РФ. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Без оценки причин неявки в месячный срок истицы в службу занятости для регистрации в качестве ищущего работу, нельзя истицу государственной гарантии, предоставляющей право на сохранение за ней среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. При отсутствии регулирования порядка действий в сложившейся ситуации, во избежание лишения государственных гарантий, суд полагает справедливым применить по аналогии ситуацию признания гражданина безработным. Так, согласно пунктов 4, 5, 6 Порядка регистрации безработных граждан, гражданин может быть признан безработным в случае неявки по уважительной причине в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в государственные учреждения службы занятости населения для предложения им подходящей работы, наличие которых подтверждается, при наличии документа, выданного в установленном законодательством порядке Российской Федерации порядке уполномоченными органами и организациями, обосновывающими эти причины. Григорьева Т.Н. не явилась в месячный срок со дня увольнения в органы службы занятости в связи с прохождением лечения в медицинском учреждении с Дата, то есть по причине объективно препятствующей ей своевременно обратиться в центр занятости населения. При таких обстоятельствах, суд признает, что неявка Григорьевой Т.Н. в месячный срок со дня увольнения в ГОУ ЦЗН г.Мурманска вызвана уважительной причиной и несоблюдение ею срока в данном случае не может служить основанием для отказа в признании за ней права на сохранение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения в период трудоустройства, при том, что в этот период она трудоустроена не была и не трудоустройство не связано с личным отказом. С учетом изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. На основании статьи 318 Трудового кодекса РФ, статьи 3 Закона РФ от 19.04.1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Порядка регистрации безработных граждан, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2010 года N 847н, руководствуясь статьями 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Признать причину пропуска Григорьевой Т.Н. срока обращения в Государственное областное учреждение «Центр занятости населения города Мурманска» в качестве ищущей работу уважительной. Обязать Государственное областное учреждение «Центр занятости населения города Мурманска» выдать Григорьевой Т.Н. решение о сохранении средней заработной платы по последнему месту работы в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий Г.В.Дорошенко