2-3262/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-3262

Принято в окончательной форме 25 июля 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июля 2011 года                                                                                             г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Дорошенко М.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному областному учреждению «Мурманское лесничество» об обязании вывоза отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГОУ «Мурманское лесничество» об обязании вывоза отходов и мусора. В обоснование иска указал, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства при осуществлении деятельности Государственным областным учреждением «Мурманское лесничество» (далее - ГОУ «Мурманское лесничество») установлено, что на территории лесного фонда, где осуществляет территориальное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов ГОУ «Мурманское лесничество» размещены отходы производства и потребления. В кварталах № **, № **, № **, № ** лесного фонда Пригородного участкового лесничества ГОУ «Мурманское лесничество» установлено несанкционированное размещение отходов - промышленного, бытового и строительного мусора, древесных отходов (бревна, обрезки деревьев), металлолома, резинотехнических изделий, полиэтиленовой пленки, пластика и другие общей площадью .... кв.м. и объемом более .... куб.м. В кварталах № **, № **, № **, № **, № ** Туломского участкового лесничества бытовые отходы, строительные и другие несанкционированно размещены на площади .... кв.м. и объемом .... куб.м. В ходе проверки установить владельца отходов не представилось возможным. Выявленные нарушения оказывают негативное влияние на природную среду, влекут за собой загрязнение лесов вредными веществами, отходами производства и потребления и оказывает иное негативное воздействие. Непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений в последующем может привести к возникновению лесных пожаров, возникновению массовых, в том числе инфекционных, заболеваний. Поскольку обязанность по организации сбора и вывоза указанных отходов для последующей утилизации лежит на ГОУ «Мурманское лесничество» просит обязать ответчика в срок до Дата организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов, строительного мусора, размещенного в перечисленных выше кварталах лесного фонда Пригородного участкового лесничества и Туломского участкового лесничества.

В ходе судебного разбирательства представитель истца уточнил исковые требования: просил обязать государственное областное учреждение «Мурманское лесничество» в срок до Дата в целях дальнейшей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, строительного мусора произвести лесопатологическое обследование кварталов № **, № **, № **, № ** лесного фонда Пригородного участкового лесничества и кварталов № **, № **, № **, № **, № ** лесного фонда Туломского участкового лесничества в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № ** от Дата, документально оформить результаты мероприятий и направить документацию в Комитет по лесному хозяйству Мурманской области и администрацию муниципального образования «Кольский район».

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований не возражали.

Представитель третьего лица - Комитета промышленного развития, экологии и природопользования МО в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о дате, времени и месте слушания, отзыва на иск не представил, об отложении слушания или рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Суд, исходя из статьи 167 ГПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны представителей прокуратуры и ответчика, находит возможным рассмотреть дело при настоящей явке сторон.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 9, 42, 58 Конституции Российской Федерации и статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением ряда принципов, в том числе: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В силу статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в числе прочих, земли, недра, почвы, леса и иная растительность.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственниками земельных участков, землепользователями и арендаторами земельных участков обязаны проводиться мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 5 Лесного кодекса РФ установлено, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В силу статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти.

Исходя из пункта 39 «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 414 от 29.06.2007 г., при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.

Как следует из статьи 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Статьей 56 Лесного кодекса РФ в целях охраны и защиты лесов предусмотрено осуществление лесопатологического мониторинга, который представляет собой сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов.

Общие положения о проведении лесопатологического мониторинга указаны в разделе III «Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 414 от 29.06.2007 года. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга утвержден Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.07.2007 года № 174.

Исходя из подпункта «б» пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 414 от 29.06.2007 года в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются в том числе, лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг.

Согласно пункту 3 Правил лесопатологические обследования проводятся органами исполнительное власти субъектов Российской Федерации в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ.

Постановлением Правительства Мурманской области от 29.11.2007г. № 575-ПП/22 создано ГОУ «Мурманское лесничество».

Согласно пунктам 1.2 и 2.1 Устава ГОУ «Мурманское лесничество», утвержденного приказом Комитета по лесному хозяйству Мурманской области № 275 от 13.11.2010г., ГОУ «Мурманское лесничество» является государственной организацией, обеспечивающей территориальное управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов; целью деятельности ГОУ «Мурманское лесничество» является, в том числе, охрана и защита лесов. Пунктом 2.3.16 Устава предусмотрено, что ГОУ «Мурманское лесничество» осуществляет мониторинг лесов в установленном законодательством РФ порядке.

Из материалов дела следует, что на территории лесного фонда, где осуществляет деятельность ГОУ «Мурманское лесничество» размещены отходы производства и потребления: в кварталах № **, № **, № **, № ** лесного фонда Пригородного участкового лесничества ГОУ «Мурманское лесничество» установлено несанкционированное размещение отходов - промышленного, бытового и строительного мусора, древесных отходов (бревна, обрезки деревьев), металлолома, резинотехнических изделий, полиэтиленовой пленки, пластика и другие общей площадью .... кв.м. и объемом более .... куб.м.; в кварталах № **, № **, № **, № **, № ** Туломского участкового лесничества бытовые отходы, строительные и другие несанкционированно размещены на площади .... кв.м. и объемом .... куб.м. Указанные отходы расположены на территории Кольского района Мурманской области.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что нарушения природоохранного законодательства, выразившиеся в размещении отходов производства и потребления на территории Кольского района в зоне ответственности ГОУ «Мурманское лесничество», установлены. Поскольку непринятие своевременных мер по устранению указанных нарушений в последующем может привести к негативным последствиям для окружающей среды, на ответчика в переделах его компетенции надлежит возложить обязанности по проведению в установленном порядке лесопатологического обследования мест размещения отходов, оформлению его результатов и направлению соответствующей документации в Комитет по лесному хозяйству Мурманской области и администрацию муниципального образования «Кольский район».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать государственное областное учреждение «Мурманское лесничество» в срок до Дата в целях дальнейшей организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, строительного мусора произвести лесопатологическое обследование кварталов № **, № **, № **, № ** лесного фонда Пригородного участкового лесничества и кварталов № **, № **, № **, № **, № ** лесного фонда Туломского участкового лесничества в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 414 от 29 июня 2007 года, документально оформить результаты мероприятий и направить документацию в Комитет по лесному хозяйству Мурманской области и администрацию муниципального образования «Кольский район».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий:      Н.В. Шуминова