2-3207/2011 Устранение нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.



                                                                                                                                                

Мотивированное решение

изготовлено 27.07.2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2011 года                                                                    

Октябрьский суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Беляевой В.В.

при секретаре Мисуно О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3207/2011 по иску прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском к администрации города Мурманска Мурманска об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Ленинского административного округа г.Мурманска, проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности юридических лиц, расположенных на территории Ленинского округа г. Мурманска.

По результатам проверки установлено, что у входа в здание управления Ленинского административного округа г. Мурманска администрации г. Мурманска, а также в самом здании отсутствуют специальные средства (пандусы) для инвалидов, а также стоянка для автотранспортных средств инвалидов. Указанные нарушения зафиксированы актом осмотра и фотофиксации от Дата. Полагает, что бездействие ответчика, нарушает права и интересы инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика суду пояснила, что здание, в котором находится Управление Ленинского административного округа города Мурманска, построено в Дата, проектом здания не предусмотрены специальные средства (пандусы) для инвалидов. Управление округа обратилось в Управление капитального строительства администрации города Мурманска с просьбой установить возможность устройства пандуса на крыльце административного здания. Было выполнено визуальное обследование крыльца и определено, что его конфигурация (высота и ширина крыльца) не позволяет выполнить к нему стационарный пандус с обеспечением нормативного уклона. Кроме того, срок, который указывает прокурор для устранения выявленных нарушений является неразумно маленьким.

Представитель третьего лица - Управление Ленинского административного округа города Мурманска, пояснила, что служба охраны учреждения предупреждена о пропуске автомобилей со специальным знаком на площадку перед административным зданием. Обзор обеспечивается камерами видеонаблюдения. Работники управления и службы охраны предупреждены о необходимости оказания помощи инвалидам, на фасаде у центрального входа имеется звонок.     

Третье лицо - Комитет по развитию городского хозяйства представил ходатайство рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, направив в суд отзыв по существу заявленных требований.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 года прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ определены основные принципы градостроительной деятельности, в соответствии с которыми гарантировано обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статьи 15 вышеуказанного закона Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Согласно п.8.1 СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных людей» коммуникационные пути (входы, выходы, коридоры, галереи, лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками) обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выхода должны быть доступны для различных категорий пользователей, безопасны для движения и отдыха в процессе движения, оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.

Пунктом 13.1 СП 31-102-99 определено, что требования доступности рекомендуется распространять на все виды и типы зданий и помещений учреждений и организаций, связанных с приемом (обслуживанием) населения размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой. К ним относятся: административные организации - комитеты, управления, департаменты и их подразделения, в том числе органы социальной защиты населения, управления защиты прав потребителей, а также префектуры, муниципалитеты и.т.п.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой Ленинского административного округа г. Мурманска проверки соблюдения требований законодательства, установлено что администрацией г. Мурманска в нарушение требований законодательства крыльцо у входа в административное здание Управления Ленинского округа г.Мурманска администрации г.Мурманска, расположенного по адресу: ...., специальными средствами для беспрепятственного доступа в здание не оборудовано, место для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов возле здания не выделено. Данное обстоятельство подтверждается информацией представленной Управлением Ленинского округа г. Мурманска от Дата № **, а также актом осмотра и фотофиксации, составленным прокуратурой округа Дата. Факт наличия указанного правонарушения ответчиком не оспаривался.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц - инвалидов.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным и соответствующим положениям ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора в суд с настоящим иском.

На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Отсутствие специальных средств (пандусов) для инвалидов, а также стоянки для автотранспортных инвалидов лишает возможности беспрепятственного передвижения указанной категории граждан.

В соответствии с п. 3.2 Положения об управлении административного округа администрации г. Мурманска Управление осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по обеспечению законности, прав и свобод граждан.

В соответствии с п. 4.3.7. согласовывает изменение функционального назначения существующих и вновь строящихся встроено-пристроенных и отдельно стоящих объектов, осуществляющих обслуживание население округа.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушение администрацией г. Мурманска установленных стандартов и нормативов не обеспечивает инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание им равных возможностей с другими гражданами участия в жизни общества, и может повлечь причинение им вреда жизни и здоровью, в связи с чем, находит исковые требования прокурора обоснованными.

Ссылки ответчика на невозможность оборудования входов в здание учреждение из-за особенностей постройки голословны и не подтверждены надлежащим образом, в связи с чем судом не принимаются.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда определенных мероприятий по реконструкции здания Управления Ленинского административного округа города Мурманска, в том числе разработки и утверждения технической документации, в целях реального исполнения решения суд считает необходимым и целесообразным установить срок его исполнения до Дата.

Руководствуясь ст.ст. 194, 197-199 ГПК РФ, 333.20 НК РФ,

                                                РЕШИЛ:

Иск Прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Мурманска об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить.

Возложить на Администрацию города Мурманска обязанность в срок до Дата оборудовать место для подъезжающего автотранспорта к зданию Управления Ленинского округа города Мурманска, расположенного по адресу: город Мурманск, пр. ...., специальными указателями мест парковки (стоянки) транспортных средств инвалидов.

Возложить на Администрацию города Мурманска обязанность в срок до Дата оборудовать крыльцо входа в здание зданию Управления Ленинского округа города Мурманска, расположенного по адресу: ...., специальными средствами (пандусами), обеспечивающими беспрепятственный доступ в здание инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней.

Председательствующий:                                                                               В.В.Беляева