2-3381/2011 Оспаривание решения ГБ МСЭ.



                                2-3381/2011

Изготовлено 05 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска                                          

в составе: председательствующего - федерального судьи Бойко Л.Н.

при секретаре Большуновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рытовой Л.К. об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» об отказе в признании инвалидом

УСТАНОВИЛ:

Рытова Л.К. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» об отказе в признании инвалидом.

В обоснование заявленных требований указала, что на протяжении долгого периода времени у нее развивалась болезнь: «<данные изъяты>. Ввиду ухудшения состояния ее здоровья, врачами она была направлена на медико-социальную экспертизу, в результате чего Дата ФГУ «ГБ МСЭ по Мурманской области» ей по состоянию здоровья присвоена 3 группа инвалидности по диагнозу <данные изъяты>. Ежегодно она направлялась на медико-социальную экспертизу и ей подтверждалась установленная ранее группа инвалидности. Дата при прохождении медико-социальной экспертизы специалистами филиала бюро № 12 ФГУ «ГБ МСЭ по Мурманской области» проведена переаттестация, группа инвалидности снята. Дата решение медико-социальной экспертизы от Дата обжаловано в ФГУ «ГБ МСЭ по Мурманской области», которое подтвердила законность решения 12 ФГУ. Считает решение незаконным, состояние здоровья с учетом возраста, климата и социального положения ухудшается. Просит признать решение федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» необоснованным.

В судебном заседании истец и ее представитель заявленные требования поддержали в полном объеме, по основаниям указанным в иске. Истец указала, что по ее мнению у нее имеются ограничения к трудовой деятельности 1 степени, а также иные ограничения - к передвижению и самообслуживанию, которые дают основания для признания ее инвалидом.

Представители ответчика - федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что Рытова Л.К. впервые была представлена на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ № ** Дата и признана инвалидом 3 группы по общему заболеванию сроком на 1 год. В дальнейшем, при переосвидетельствовании в Дата, Дата ей устанавливалась 3 группа инвалидности, однако в Дата инвалидность оставлена без изменений для подтверждения частоты и длительности обострений процесса в течение года и рационального трудоустройства. При очередном переосвидетельствовании рекомендовано при отсутствии отрицательной динамики в течение года вынести решение в зависимости от степени выраженности функциональных нарушений. По результатам освидетельствования в Дата истица инвалидом не признана, так как по данным личного осмотра и представленным медицинским документам, у истца на момент освидетельствования имелись незначительные функциональные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и иммунной системы, которые не приводят к ограничению ни одной из указанных в законе категорий жизнедеятельности и в соответствии с действующим законодательством РФ не являются достаточным основанием к установлению группы инвалидности. Решение вынесено в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. Просят в иске отказать.

Выслушав истца и ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Статьями 7 и 8 комментируемого Закона установлено, что медико-социальной экспертизой является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что только федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут принимать решения о признании граждан инвалидами, при этом они руководствуются соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными Правительством Российской Федерации.

Этот вывод подтверждается Постановлением Правительства РФ № 805 от 16 декабря 2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», в частности - пунктами 1 и 2, согласно которым к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

На территории Мурманской области действует ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области», находящееся в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и имеющее на территории области свои филиалы.

В судебном заседании установлено, что Рытова Л.К. впервые была освидетельствована Дата, решением бюро МСЭ № ** признана инвалидом 3 группы по общему заболеванию сроком на 1 год.

В дальнейшем, при переосвидетельствовании в Дата ей также установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.

В Дата при проверке законности решения филиала об установлении Рытовой Л.К. инвалидности главным бюро было решено оставить инвалидность 3 группы на год без изменений для подтверждения частоты и длительности обострений процесса в течение года и рационального трудоустройства.

При очередном переосвидетельствовании в бюро МСЭ № ** Дата по основному диагнозу <данные изъяты>, Рытова Л.К. инвалидом не признана.

Данное решение истцом обжаловалось в Главное бюро МСЭ.

По результатам освидетельствования экспертным составом № ** Главного бюро МСЭ истец инвалидом не признана и подтверждена обоснованность вынесенного решения первичного бюро.

При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения суд принимает во внимание следующее:

Согласно пунктам 2, 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункта 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Классификаций и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н.

Согласно пункта 10 данного Приказа, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Под способность к трудовой деятельности понимается способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

1 степень означает способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Под способностью к самообслуживанию понимается способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

Под способностью к самостоятельному передвижению понимается способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела освидетельствования Рытовой Л.К., при освидетельствовании установлены незначительные нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и иммунной системы, которые не приводят к ограничению ее жизнедеятельности и не дают оснований для установления группы инвалидности. По имеющимся рентгенологическим исследованиям и непосредственному личному осмотру специалистов следует, что объем движений в суставах полный, функциональных нарушений в опорно-двигательном аппарате не имеется, по лабораторным исследованиям установлены незначительные нарушения функций иммунной системы.

Стойкие незначительные нарушения не влекут ограничения способности к трудовой деятельности, к ней приводят только умеренные нарушения, которые у истицы не установлены. Способности к самообслуживанию или передвижению не достигают первой степени, а такие критерии как способность к обучению, ориентации и общению не рассматриваются.

Медико-социальная экспертиза проведена исходя из комплексной оценки состояния здоровья Рытовой Л.К. на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, определенных Правительством Российской Федерации, в том числе соблюдением пункта 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95.

При этом ссылка истца на справку КЭК ФГУ **** об ограничениях к труду, не свидетельствует о наличии у нее ограничений способности к трудовой деятельности первой степени.

Право определять степень выраженности функциональных нарушений, оценивать степень ограничений жизнедеятельности, стойкость расстройства функций организма принадлежит именно медико-социальной экспертизе. Иным лицам, в том числе врачам-специалистам, суду или истице такого право не представлено.

Как указывалось выше, условиями признания инвалидом являются нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью), необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию. Таких условий судом не установлено.

При таких обстоятельствах, оценивая допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу о необоснованности требований Рытовой Л.К. об отмене решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» от Дата. Решение принято в рамках полномочий указанного органа, является обоснованным, соответствует закону.

Таким образом, снований для удовлетворения исковых требований не имеется и в иске надлежит отказать в полном объеме.

На основании статей 1, 7, 8 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», пунктов 2, 5, 6, 7, 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 94, классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н, руководствуясь статьями 56, 67, 194-197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рытовой Л.К. о признании необоснованным и отмене решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» от Дата об отсутствии оснований для установления группы инвалидности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н.Бойко й