Мотивированное решение изготовлено 04 августа 2011 года Дело № 2-2329 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 июля 2011 года г. Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Андросовой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ГОУП «Мурманскводоканал» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за Дата, УСТАНОВИЛ: В обоснование иска указал, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области в период с Дата по Дата проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ГОУП «Мурманскводоканал». Проверкой установлено, что ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению, водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, по эксплуатации инженерных сетей городов и населенных пунктов, эксплуатации гидротехнических сооружений. Коммерческая деятельность ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляется в зданиях и помещениях, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУП «Мурманскводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками; сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты и на землю; размещает отходы производства и потребления. Проверка показала, что в нарушение требований федерального законодательства ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляет свою деятельность с нарушением экологического законодательства, плата за негативное воздействие на окружающую среду за Дата внесена предприятием не в полном объеме: согласно расчетам, предоставленным ГОУП «Мурманскводоканал», плата за негативное воздействие на окружающую среду за Дата составляет - .... рублей, Дата - .... рубля, Дата - .... рублей, Дата - .... рубль, итого .... рублей. Вместе с тем ГОУП «Мурманскводоканал» плата за негативное воздействие на окружающую среду внесена в размере .... рублей. Прокурор обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации и правовых основ государственной политики, исходя, из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду. Просит суд взыскать с ГОУП «Мурманскводоканал» плату за негативное воздействие на окружающую среду за Дата в размере .... рублей. В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика плату за негативное воздействие на окружающую среду за Дата в размере .... рублей. Представитель ответчика в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора согласился. Третье лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, просил откорректировать расчеты и представить их на сумму .... рублей 17 копеек. Суд, исходя из статей 39 и 173 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы третьих лиц. Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться с соблюдением ряда принципов, в том числе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Понятие платы за негативное воздействие на окружающую среду дано в приказе Ростехнадзора от 12.09.2007 года № 626 «Об утверждении Методических рекомендаций по администрированию платы за негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух. РД-19-02-2007». Плата за негативное воздействие на окружающую среду - индивидуально-возмездный платеж, взимаемый с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иностранных юридических и физических лиц, во исполнение их обязательства (обязанности) по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, производимого в результате хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Размещение отходов производства и потребления, а также выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ в соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относятся к видам негативного воздействия на окружающую среду. Согласно статье 28 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него с физических и юридических лиц взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании статьи 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 года № 34 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2992 года № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Согласно пункту 9 вышеуказанного Порядка перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 557 от 08.06.2006 года «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащий уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в свою очередь, отчетным периодом признается календарный квартал. Судом установлено, что в период с Дата по Дата Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности Государственного областного унитарного предприятия «Мурманскволдоканал». Проверкой установлено, что ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению, водоотведению, выполнению работ и оказанию услуг в сфере эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, по эксплуатации инженерных сетей городов и населенных пунктов, эксплуатации гидротехнических сооружений. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ГОУП «Мурманскводоканал» оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а именно: осуществляет выбросы вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками; сбрасывает загрязняющие вещества в водные объекты и на землю; размещает отходы производства и потребления. Проверкой установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду ГОУП «Мурманскводоканал» за Дата внесена не в полном объеме. Согласно расчетам, предоставленным ГОУП «Мурманскводоканал», плата за негативное воздействие на окружающую среду за Дата составляет .... рублей, Дата - .... рублей, за Дата ...., за Дата - .... рубль, а всего .... рублей. ГОУП «Мурманскводоканал» произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду .... рублей, что подтверждено платежными поручениями, копии которых имеются в материалах дела. Таким образом, задолженность ГОУП «Мурманскводоканал» перед Управлением Ростехнадзора по Мурманской области за негативное воздействие на окружающую среду за Дата составляет .... рубля (.... рублей - .... рублей). На применении корректировочных поправок в сторону уменьшения за Дата в размере .... рублей и за Дата в размере .... рублей представитель ответчика в судебном заседании не настаивал. Доказательства, обосновывающие применение указанных поправок, суду не представлены. Поскольку данная сумма ГОУП «Мурманскводоканал не выплачена добровольно в установленные законом сроки, требование истца о принудительном взыскании платы с ответчика в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области законно и подлежит удовлетворению. В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Таким образом, с ответчика ГОУП «Мурманскводоканал» подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования город Мурманск, рассчитанная в соответствии с частью 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ, в размере .... рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ГОУП «Мурманскводоканал» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за Дата, удовлетворить. Взыскать с ГОУП «Мурманскводоканал» в пользу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Мурманской области плату за негативное воздействие на окружающую среду за Дата в размере .... рублей. Взыскать с ГОУП «Мурманскводоканал» в пользу муниципального образования город Мурманск государственную пошлину в размере .... рублей. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий А.В. Кулдыкин