Дело № 2-3092/2011 Изготовлено 15 августа 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н., при секретаре Большуновой А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куташенко Н.К. к ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», администрации муниципального образования с.п. Междуречье, Совету депутатов муниципального образования с.п. Междуречье о перерасчете оплаты за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг, взыскании неосновательного обогащения УСТАНОВИЛ: Куташенко Н.К. обратилась в суд с иском к ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», администрации муниципального образования с.п. Междуречье, Совету депутатов муниципального образования с.п. Междуречье о перерасчете оплаты за содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование иска указала, что с сентября 2009 года, в .... ФГУ «Второй Мурманской КЭЧ (района)» для расчета по коммунальной услуге отопление для двухэтажных многоквартирных жилых домов применялся норматив потребления коммунальной услуги отопление 0,03697 Гкал/кв.м., утвержденный Постановлением администрации муниципального образования с.п. Междуречье, Кольского района № 6 от 10.04.2009 г., с изменениями, внесенным Постановлением № 16 от 15.07.2009 и решением Совета депутатов МО с.п. Междуречье Кольского района Мурманской области от 09 апреля 2009 года № 36/4. Плата за услугу отопление рассчитывалась в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно указанных Правил плата за услугу отопление для ее квартиры составила: .... х 0,03697 х .... = .... руб. ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» с сентября 2009 году по Дата счета на оплату коммунальных услуг не выставляла. Счета за коммунальные услуги с учетом повышения цен на отопление, содержание и ремонт жилья им поступили только с Дата. Оплата за коммунальные услуги составила .... рублей 08 копеек в месяц, в том числе по услуге отопление .... рублей 46 копеек. В период в сентября 2009 по Дата на нее была возложена обязанность по уплате коммунальных услуг на общую сумму .... рублей 52 копейки. Фактически ей было оплачено с сентября 2009 года по Дата коммунальных услуг на сумму .... рублей 60 копеек. Решением мирового судьи судебного участка № ** Кольского района Мурманской области от Дата с нее была взыскана задолженность по оплате коммунальных услуг в размере .... рублей 53 копейки. 24 сентября 2010 года Кольским районным судом решение Совета депутатов МО с.п. Междуречье Кольского района Мурманской области от 09 апреля 2009 года № 36/4 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление», с изменениями, внесенными решением от 14 июля 2009 № 39/5 и Постановление администрации муниципального образования с.п. Междуречье, Кольского района № 6 от 10.04.2009 г., с изменениями, внесенным Постановлением № 16 от 15.07.2009 было признано недействующим. До принятия к исполнению ФГУ «Второй Мурманской КЭЧ (района)» Постановления и Решения депутатов для начисления платы за услугу отопление расчеты производились в размере 1,83 руб./кв.м. В период с Дата по Дата плата за услугу отопление не пересматривалась. До сентября 2009 года она за квартиру .... кв. м. платила .... руб., в том числе отопление .... руб. (1,2 руб/кв.м.), так как имела льготы по оплате коммунальных услуг, как ветеран труда. Постановлением Администрации МО с.п. Междуречье № 29/1 от 30.09 2009 г. была установлена (повышена) плата за содержание и ремонт жилья для .... в размере 14,98 руб., которое ей не оспаривается. Таким образом, считает, что при оплате коммунальных услуг с учетом повышения цены за содержание и ремонт жилья с Дата она должна была платить .... рублей 54 копейки. С учетом изложенного за период с сентября 2009 года по Дата она излишне уплатила за коммунальные услуги .... рублей 14 копеек (.... рублей 6 копеек -.... рублей 46 копеек). В добровольном порядке ответчик перерасчет коммунальных услуг не произвел. Просит приостановить исполнительное производство по делу № ** до разрешения вопроса о задолженности за коммунальные услуги по существу, признать за ней право на восстановление положения, существовавшего до нарушения ее субъективного права по оплате коммунальной услуги отопление, обязать ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» совершить перерасчет суммы начисленных коммунальных платежей за период с Дата по Дата, возвратить излишне оплаченные денежные средства в размере .... рублей 14 копеек, взыскать с ответчика госпошлину в размере .... рублей 82 копейки, расходы по оплате услуг юриста в размере .... рублей, расходы за генеральную доверенность представителя в размере 500 рублей, компенсацию морального вреда в размере 1 рубль. В период производства по делу, истец увеличила исковые требования. Просила взыскать с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» необоснованно начисленные коммунальные услуги за период с сентября 2009 года по Дата в размере .... рублей 05 копеек, денежные средства в размере .... рубля 9 копеек за незаконно установленную и оплаченную истцом услугу «моп», денежные средства в размере .... рублей 19 копеек за излишне уплаченные пени, с ФГУ«Вторая Мурманская КЭЧ (района)», Администрации Муниципального образования с.п. Междуречье, Совет депутатов Муниципального образования с.п. Междуречье солидарно убытки в сумме .... рублей 21 копейка за незаконно рассчитанную и оплаченную услугу отопление в период с Дата по Дата. В судебном заседании истец и ее представитель на удовлетворении требований настаивали. Также указали, что поскольку с Дата ФГУ«Вторая Мурманская КЭЧ (района)» не обслуживает жилой фонд, произвести перерасчет путем взаимозачета в счет будущих платежей невозможно, поэтому просят взыскать указанные суммы, применив нормы главы 60 Гражданского Кодекса РФ - неосновательное обогащение. Ответчик - ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал на том основании, что все расчеты произведены правильно. Представитель ответчика - администрации муниципального образования с.п. Междуречье в судебном заседании иск не признал на том основании, что администрация является ненадлежащим ответчиком. Пояснил, что весь жилой фонд .... находится в собственности Министерства обороны и передан в оперативное управление ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», которое осуществляет все расчеты с населением. Администрация сельского поселения на основании решения Совета Депутатов лишь утвердило нормативы, которые принимал Совет и рассчитало КЭЧ. Ответчик - Совета депутатов муниципального образования, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Как установлено судом, ответчики ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» и Совет депутатов муниципального образования с.п. Междуречье являются юридическими лицами. Руководитель юридического лица обязан обеспечить явку в судебное заседание представителя. Таким образом, поскольку ответчики, извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков. Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика администрации муниципального образования с.п. Междуречье, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению. Как установлено в судебном заседании, истец Куташенко Н.К. зарегистрирована по месту жительства по адресу: ...., является нанимателем указанного жилого помещения (л.д.40). Весь жилой фонд в .... является собственностью Министерства обороны и находится в оперативном управлении ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)», которая производит все расчеты с населением поселка по оплате жилья и коммунальных услуг. В соответствии с пунктом 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а согласно положений статьи 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма имеет право требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества. В силу части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора. На основании части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя три составляющих: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). При этом наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи (часть 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Таким образом, исходя из положений указанных правовых норм Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ, при этом размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном специальным федеральным законом. Как установлено судом, решением Совета депутатов муниципального образования с.п.Междуречье от 09 апреля 2009 года № 36/4 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление», с изменениями, внесенными решением от 14 июля 2009 года № 39/5, были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги отопление в отношении жилищного фонда, расположенного в ...., в том числе дома № ** по ...., в котором проживает истец. Администрацией МО с.п.Междуречье 10 апреля 2009 года было принято постановление № 06 с изменениями внесенными постановлением от 15 июля 2009 года № 16, аналогичного содержания. Вместе с тем, данный норматив рассчитан и утвержден в нарушение правового акта, имеющего большую юридическую силу - постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306. Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных данным постановлением, при расчете норматива часовая тепловая нагрузка на отопление многоквартирных домов или жилых домов, не оборудованных приборами учета тепловой энергии, определяется исходя из проектных данных домов. В случае отсутствия проектных данных часовая тепловая нагрузка определяется по паспортам домов. В случае отсутствия проектных и паспортных данных часовая тепловая нагрузка определяется по приведенной формуле в пункте 15 Приложения к Правилам. Согласно материалов дела жилые дома, по которым утвержден указанный норматив, имеют технические паспорта за исключением здания общежития. Однако, согласно имеющихся расчетов и пояснений сторон, при расчете норматива данные, указанные в паспортах домов не использовались. При этом, согласно представленным Государственной жилищной инспекцией расчета при определении норматива потребления коммунальной услуги отопление по жилищному фонду, в котором проживает истец, с использованием паспортов домов данный норматив потребления составлял бы 0,0272 Гкал/кв.м. в месяц, то есть меньше норматива, утвержденного решением Совета депутатов МО с.п.Междуречье от 09 апреля 2009 года № 36/4 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление» с изменениями, который установлен в размере 0,03697 Гкал/кв.м. в месяц. При таких обстоятельствах, решение Совета депутатов МО с.п.Междуречье от 09 апреля 2009 года № 36/4 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление» с изменениями является несоответствующим постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306, а тариф по отоплению утвержденный указанным правовым актом завышенным. Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе решением Кольского районного суда Мурманской области от 24 сентября 2010 года, вступившим в законную силу, которым суд признал недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета депутатов МО с.п.Междуречье Кольского района Мурманской области от 09 апреля 2009 г. № 36/4 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление», с изменениями, внесенными решением от 14 июля 2009 г. № 39/5, и постановление администрации МО сл.Междуречье Кольского района Мурманской области от 10 апреля 2009 года № 06 «Об установлении норматива потребления коммунальной услуги отопление», с изменениями, внесенными постановлением от 15 июля 2009 г. № 16, в части установления норматива потребления коммунальной услуги отопление 0,03697 Гкал/кв.м. в месяц для жилых домов в .... за исключением здания общежития (л.д.64-66). Согласно статье 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Следовательно, установленные незаконно нормативы коммунальной услуги отопления 0,03697 Гкал/кв.м. в месяц не подлежат применению, то есть на истца за период с сентября 2009 года по Дата незаконно была возложена обязанность по оплате услуг по отоплению исходя из указанного норматива, соответственно, требования истца о перерасчете указанных услуг являются законными и обоснованными. Как установлено судом, согласно расчетов представленных истцом (Таблица № 3) за период с сентября 2009 года по Дата ей начислялась оплата за отопление с учетом льготы в размере: с Дата по Дата - ...., с Дата по Дата - ...., всего начислено .... рублей 95 копеек (л.д.80). Указанные начисления производились исходя из норматива 0,03697 Гкал/кв.м. Согласно раздела 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расчет размера платы за коммунальные услуги приводится в приложении N 2 к Правилам. Согласно приложения N 2 к Правилам.при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в следующем порядке: размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или в i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:, (1) где: - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Исходя из указанной формулы и норматива, рассчитанного государственной жилищной инспекцией в размере 0,0272 Гкал/кв.м. в месяц, истцу должны были начисляться коммунальные услуги по отоплению в размере .... рубль 08 копеек из расчета: 0,0272 (норматив) х .... (тариф) х .... кв.м. (общая площадь помещения (квартиры). При таких обстоятельствах за период с сентября 2009 года по Дата истцу всего должны было быть начислено коммунальных услуг по отоплению в размере .... рублей 56 копеек + за содержание и ремонт жилья, водоснабжение и канализацией без МОП указанная сумма составляет .... рублей 61 копейка. Однако, как достоверно подтверждается материалами дела, истцом в указанный период в счет оплаты коммунальных услуг внесена сумма в размере .... рублей 94 копейки на основании исполнительного листа мирового судьи судебного участка № ** Кольского района по исполнительному производству № **, а также .... рубля 02 копейки самостоятельно оплачено по счетам, итого истцом внесена сумма в размере .... рубля 96 копеек. Таким образом, с учетом оплаченной истцом суммы в размере .... рубля 96 копеек переплата за коммунальные услуги за период с 01 сентября 2009 года по Дата составила .... рублей 35 копеек, исходя из расчета: .... - .... рублей. Кроме того, обоснованны требования истца о взыскании с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» денежных средств в размере .... руб. за незаконно установленную и оплаченную истцом услугу «моп» (места общего пользования), поскольку действующим жилищным законодательством данная услуга не предусмотрена. Согласно постановления администрации муниципального образования сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области № 29/1 от 30.09.2009 года «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения по государственному жилищному фонду ....» принятым в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования сельского поселения Междуречье Кольского района Мурманской области от 28.09.2009 года 3 40/15 «Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения по государственному жилищному фонду н.п. ....» по жилому дому № ** по .... установлена данная плата в размере .... руб/кв.в. в месяц без НДС (л.д.21). Услуга - содержание мест общего пользования («МОП») входит в структуру платы за содержание и ремонт жилья согласно Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491, положений пункта 2 части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ее размер установлен компетентным органом в соответствии с жилищным законодательством. Истцу данная услуга за период с 01 сентября 2009 года по Дата рассчитана и выставлена в платеж отдельно, оплачена фактически истицей в размере .... рубля 90 копеек. Излишне оплаченные истицей суммы должны быть перерасчет, при этом взаимозачет в счет будущих платежей с учетом их периодичности не возможен, так как с Дата Мурманская КЭЧ дом не обслуживает. В силу статьи 1102 Гражданского Кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского Кодекса РФ. Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Поскольку ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» без установленных законом оснований получило денежные средства истицы в качестве переплаты за коммунальные услуги и содержание мест общего пользования за период с 01 сентября 2009 года по Дата в размере .... рублей 25 копеек, указанная сумма подлежит взысканию в ее пользу в принудительном порядке. Оснований для взыскания указанной суммы с администрации Муниципального образования с.п. Междуречье и Совета депутатов Муниципального образования с.п. Междуречье не имеется. Не правомерно требования истца о взыскании с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» денежных средств в виде излишне уплаченных пеней по решению суда в размере .... рублей 19 копеек, поскольку имеется вступившее в законную силу решение мирового судьи судебного участка № ** Кольского района Мурманской области, которым данная сумма была взыскана с истца, соответственно, оспаривание взысканных сумм допускается в ином порядке. В силу статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Истец понесла расходы по оплате государственной пошлины за подачу иска в размере .... рублей 82 копейки (л.д.3), пропорционально удовлетворенных судом исковых требований данная сумма подлежит взысканию в полном размере. Кроме того, истец понесла расходы на оформление доверенности в размере 400 рублей (л.д. 23), которые являются необходимыми судебными расходами и также подлежат возмещению. С учетом положений статьи 103 ГПК РФ с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)» подлежит довзысканию государственная пошлина в доход соответствующего бюджета в размере .... рублей 55 копеек. На основании п. 3 ст. 67, ст. 65, ч. 2 ст. 153, ч. 1, 4 ст. 154, ч. 4 ст. 155, ч. 1 и 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, раздела 4 и 5 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, статей 1102, 1109 Гражданского Кодекса РФ, руководствуясь статьями 61, 67, 98, 197-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Куташенко Н.К. удовлетворить частично. Взыскать с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района) в пользу Куташенко Н.К. необоснованно удержанную плату за коммунальные услуги и содержание мест общего пользования за период с 01 сентября 2009 года по Дата в размере .... рублей 25 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере .... рублей 82 копейки, нотариальные расходы в размере 400 рублей, а ВСЕГО .... рублей 07 копеек, в остальной части иска отказать. В иске к администрации муниципального образования сельского поселения Междуречье, Совету депутатов муниципального образования сельского поселения Междуречье отказать в полном объеме. Довзыскать с ФГУ «Вторая Мурманская КЭЧ (района)государственную пошлину в доход соответствующего бюджета в размере .... рублей 55 копеек. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в 10-дневный срок. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Л.Н. Бойко