2-3122/2011 о защите прав потребителя.



Дело № 2-3122/2011

Изготовлено 10 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.

при секретаре Большуновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршиной Е.А. к государственному учреждению здравоохранения «Областное Мурманское Бюро судебно-медицинской экспертизы» о защите прав потребителя

УСТАНОВИЛ:

Паршина Е.А. обратилась в суд с требованиями к ГУЗ «Областное Мурманское Бюро судебно-медицинской экспертизы» о защите прав потребителя.

В обоснование иска указала, что ответчик является государственным учреждением, оказывающим ритуальные услуги населению на платной основе. Однако при осуществлении медицинской и ритуальной деятельности ответчик допускает ряд существенных нарушений в сфере прав потребителей. Так, в холле здания № ** по .... имеется информация о стоимости платных ритуальных услуг в виде прейскуранта, который не содержит требуемых частью 2 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» указаний на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу) и информацию о нем, поскольку это имеет значение исходя из характера ритуальной услуги, указание на использование фонограмм при оказании услуг исполнителями музыкальных произведений, присутствие третьих лиц. Указанные обстоятельства исключают возможность правильного выбора медицинских и ритуальных услуг потребителем, поскольку исполнитель ОМБ СМЭ не предоставляет необходимую и достоверную информацию заказчику по оказанию медицинского и ритуального характера. Допущенные ответчиком нарушения являются причиной введения в заблуждение относительно потребительских свойств, качества услуг или иного обмана потребителей, свидетелем чего она являлась неоднократно. Одним из видов платных ритуальных услуг, оказываемых ответчиком, является аренда траурных залов в помещении ОМБ СМЭ. Однако оказываемый вид деятельности не соответствует обычно предъявляемым требованиям к подобного рода отношениям с правовой точки зрения и существенно нарушает потребительские права. Кроме того, ответчиком при предоставлении помещения в аренду допускается нарушения права арендаторов, например, присутствие посторонних лиц в период пользования помещением, произведение ими каких-либо работ. Также ответчик не представляет потребителю информацию о правилах поведения в траурных залах, что влечет за собой множество конфликтных ситуаций. С учетом изложенного, просит обязать ГУЗ ОМБ судебно-медицинской экспертизы разработать правила проведения в траурных залах, расшифровать позицию прейскуранта «Платные услуги», расшифровать обязанности по предоставлению бесплатных медицинских услуг.               

В период производства по делу истец уточнила исковые требования. Просила обязать ответчика предоставить в общедоступном виде необходимую информацию: Правила бытового обслуживания населения в РФ, гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, информацию о порядке предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, а также о порядке предоставления платных услуг по погребению, адрес и телефон контролирующей организации; разработать и вывесить в общедоступном месте «Правила поведения в арендуемом траурном зале»; внести изменения (расписать что включает каждая категория) в Прейскурант в части платных услуг: «Подготовка к погребению: 1 категория сложности, 2 категория сложности, 3А категория сложности, 3Б категория сложности, 4А категория сложности, 4Б категория сложности, 4В категория сложности, 5А категория сложности, 5Б категория сложности».      

В судебном заседании истец настаивала на заявленных исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик ГУЗ «Областное Мурманское Бюро судебно-медицинской экспертизы» с заявленным иском не согласился. В обоснование возражений указал, что их учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения, законодательством Российской Федерации о государственной судебно-экспертной деятельности, нормативными правовыми актами Мурманской области, локальными нормативными актами. В здании по адресу: .... на первом этаже и на четвертом этаже, где непосредственно осуществляется заключение договоров с населением, размещена наглядная информация по оказанию платных и бесплатных услуг населению. Информация, для заказчиков услуги по оказанию платных (бесплатных) услуг, банковские реквизиты учреждения для заключения договоров, информация для граждан в случае обращения по вопросам оказания платных услуг, содержащая данные о руководителе учреждения, должностных лицах учреждения с номерами телефонов. Также имеется список сотрудников отдела судебно-медицинской экспертизы трупов, принимающих участие в оказании платных ритуальных услуг по подготовке тел к погребению, положение об оказании платных услуг населению ГУЗ ОМБ СМЭ, режим работы учреждения, режим работы по приемке одежды для умерших у лиц, осуществляющих захоронение, перечень платных услуг, оказываемых в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов при подготовке тела к погребению, с расшифровкой категории сложности (наименование услуги - категория сложности - перечень оказываемых услуг), прейскурант. Конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, не указывается, т.к. это не имеет значение, исходя из характера услуги (услугу оказывают при необходимости судебно-медицинский эксперт и санитары, работающие посменно, список сотрудников на стенде имеется). В пункте 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей имеется требование об указании на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Развлекательные услуги учреждением не предоставляются. Услуга, указанная в прейскуранте как «предоставление малого зала» - это услуга по осуществлению прощания родственников с усопшим без нахождения в зале иных умерших и их родственников. Данная услуга не имеет отношения к временному пользованию или владению родственниками помещения учреждения, соответственно договора аренды с лицами, осуществляющими захоронение умерших, учреждением не заключаются. В малом прощальном зале прощание производится только с одним умершим с учетом национальных особенностей и особенностей вероисповедания исключительно согласно желанию заказчика. Сотрудники учреждения (санитары или медрегистраторы или организаторы платных услуг) находятся в помещении при прощании родственников. Таким образом, вся наглядная информация для заключения договоров с населением на оказание платных и бесплатных услуг в учреждении имеется. Адреса и телефоны контролирующих организаций представлены для населения в общедоступном виде, (1-й этаж здания и 4-й этаж здания - на информационных стендах). Перечень платных услуг, оказываемых в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов ГУЗ ОМБ СМЭ при подготовке тела к погребению является приложением к прейскуранту на платные услуги. Данный перечень размещен на информационных стендах совместно с прейскурантом. Прейскурант предполагает оказание услуг не только при подготовке тел к погребению - это одна из составляющих услуг прейскуранта, но и другие медицинские услуги. Считают нецелесообразным вносить изменения в прейскурант, поскольку законодательство не запрещает оформлять приложение к основному документу, учитывая, что приложение является неотъемлемой частью прейскуранта. С учетом изложенного, просит в иске отказать.

Третье лицо - Министерство здравоохранения Мурманской области надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просило дело рассмотреть без участия. В отзыве Министерство указало, что платные услуги для физических и юридических лиц оказываются ГУЗ ОМБ СМЭ на договорной основе согласно Положению об оказании платных услуг и перечнем этих услуг. Потребитель услуги на любом этапе как до заключения договора так и после может получить всю необходимую информацию, связанную с предоставлением ему услуги. Требования истца об указании в наглядной информации, кроме уже имеющегося в ней списка сотрудников, принимающих участие в оказании платных услуг, конкретного лица которое будет оказывать услугу, а также информации о нем, необоснованны, так как условие о выполнении услуги конкретным лицом может быть оговорено только на стадии заключения договора. Кроме того, исходя из характера услуг, предоставляемых ГУЗ ОМБ СМЭ, такая информация для их оказания не имеет значения. Что касается указания в наглядной информации на использование фонограмм, то пунктом 2 статьи 10 Федерального закона, оговорено, что такое указание требуется только при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. ГУЗ ОМБ СМЭ развлекательных услуг не предоставляет. Также неправомерно применение истцом к договору возмездного оказания услуг, норм, регулирующих договор аренды. При оказании услуги «предоставление малого зала» договор аренды не заключается, эта услуга, является услугой по осуществлению прощания с усопшим с учетом национальных особенностей и особенностей вероисповедания без нахождения в зале иных умерших. При ее оказании в зале кроме родственников присутствуют также сотрудники учреждения. Не обоснованно применение истцом к ГУЗ ОМБ СМЭ пункта 3.2.2 Порядка организации похоронного дела на территории муниципального образования город Мурманск», утвержденного Решением Совета Депутатов города Мурманска от 06.11.2009 № 10-118, поскольку Положения указанного пункта применимы только к специализированной службе по вопросам похоронного дела. В соответствии с постановлением Администрации города-героя Мурманска от 11.03.2010 № 349 «Об определении уполномоченных органов» специализированной службой по вопросам похоронного дела в г.Мурманске является МУП «Бюро спецобслуживания». Адреса и телефоны контролирующих организаций в настоящее время представлены в общедоступном виде на информационных стендах на 1-ом и 4-ом этажах здания по адресу: .... Перечень платных услуг, с расшифровкой категории сложности по подготовке к погребению на которые указывает Истица, также размещен на информационных стендах. Учитывая изложенное, считают исковые требования Паршиной Е.А необоснованными, в связи с чем, просят отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Выслушав истца и ее представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

Согласно статьи 52 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда.

Согласно статье 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ, деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения", пунктов 2.1, 2.2 Устава ГУЗ «Областное Мурманское бюро судебно-медицинской экспертизы», бюро судебно-медицинской экспертизы относится к учреждениям здравоохранения особого типа; целью его деятельности является осуществление специализированной медицинской помощи населению и оказание содействия судам, органам дознания, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу посредством решения вопросов, требующих специальных познаний в области медицины.

Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела, которым бюро судебно-медицинской экспертизы не является (ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Согласно пункта 2.3 Устава ГУЗ «Областное Мурманское бюро судебно-медицинской экспертизы», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития МО № 492 от 25.05.2010 года (л.д.16-19), бюро помимо основных видов деятельности вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе оказание дополнительных платных услуг населению, предприятиям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации и полученной лицензией по оказываемым видам деятельности.

При этом, в ГУЗ «Областное Мурманское бюро судебно-медицинской экспертизы» разработано и применяется Положение об оказании платных услуг, утвержденное начальником бюро 27 декабря 2010 года (л.д. 20- 22).

Согласно пункта 1.3, 1.7 Положения, ГУЗ ОМБ СМЭ, как государственное судебно-экспертное учреждение, вправе проводить на договорной основе экспертные исследования, оказывать на договорной основе услуги по подготовке тела к погребению для физических и юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения оказание платных услуг в ГУЗ ОМБ СМЭ регламентируется действующим законодательством и настоящим положением.

Согласно пункта 3.2 Положения в ГУЗ ОМБ СМЭ и его структурных подразделениях для оказания платных услуг необходимо иметь документы и руководствоваться ими, а именно: копии устава и лицензии, наглядную информацию для населения, размещенную в общедоступных местах о режиме работы учреждения, телефонах администрации и лиц ответственных за предоставление платных медицинских услуг, медицинских услугах и работах, оказываемых на бесплатной основе, перечне платных услуг с указанием их стоимости, условий предоставления (копии прейскурант, банковские реквизиты учреждения, калькуляция стоимости видов услуг); прейскурант на оказываемые виды услуг; калькуляцию стоимости всех видов услуг; положение о распределение фонда оплаты труда в подразделении оказанные платные услуги; бланки договоров на оказание платных услуг, акта о выполнении работ и услуг по утвержденному образцу; доверенности начальника ГУЗ ОМБ СМЭ на заключение договоров по оказанию платных услуг по утвержденному образцу; журналы учёта и регистрации платных услуг.            

Как следует из пояснений истца, в холле здания ГУЗ «Областное Мурманское Бюро судебно-медицинской экспертизы», расположенного по адресу: .... размещен прейскурант о стоимости платных ритуальных услуг, который не содержит требуемую частью 2 статьи 10 ФЗ «О защите прав потребителей» информацию.

Согласно статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Под необходимой информацией законодатель понимает полную, достаточную для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, информацию, которая создает у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар. Достоверность информации означает ее точное соответствие действительным свойствам товара.

В соответствии со статьей 9 комментируемого Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В статье 10 Закона определен объем обязательной информации, которую исполнитель обязан довести до потребителя. При этом Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.

Из материалов дела следует, что в здании ГУЗ ОМБ СМЭ по адресу .... на первом этаже и на четвертом этаже, где непосредственно осуществляется заключение договоров с населением, размещена наглядная информация по оказанию платных и бесплатных услуг населению, а именно: информация, для заказчиков услуги по оказанию платных (бесплатных) услуг, банковские реквизиты учреждения для заключения договоров, информация для граждан в случае обращения по вопросам оказания платных услуг, содержащая данные о руководителе учреждения, должностных лицах учреждения с номерами телефонов.

Также имеется список сотрудников отдела судебно-медицинской экспертизы трупов, принимающих участие в оказании платных ритуальных услуг по подготовке тел к погребению, положение об оказании платных услуг населению ГУЗ ОМБ СМЭ, режим работы учреждения, режим работы по приемке одежды для умерших у лиц, осуществляющих захоронение, перечень платных услуг, оказываемых в отделе судебно-медицинской экспертизы трупов при подготовке тела к погребению, с описанием каждой услуги и расшифровкой категории сложности (наименование услуги - категория сложности - перечень оказываемых услуг) и прейскурант, утвержденный начальником ГУЗ ОМБ СМЭ (л.д.23 - 34).

По требованию заказчика бюро обязано предоставить перечень платных услуг в соответствии с прейскурантом, сведения о Лицензии на избранный вид деятельности, а также информацию о видах услуг, оказываемых бесплатно, об условии предоставления и получения этих услуг, о режиме работы учреждения, телефонах администрации ГУЗ ОМБ СМЭ (п. 3.3, 3.8 Положения).

В договорах, заключаемых с ГУЗ ОМБ СМЭ на предоставление платных услуг, представленных истцом, имеется положение, закрепляющее право заказчика на получение бесплатной, доступной и достоверной информации о предоставляемой услуге (пункт 2.2).

Вся наглядная информация, предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителя», на оказание платных и бесплатных услуг в учреждении имеется. Потребитель ритуальной услуги, обращающийся в ГУЗ ОМБ СМЭ на любом этапе, как до заключения договора так и после может получить всю необходимую информацию, связанную с предоставлением услуги.               

Требования истца об указании в наглядной информации конкретного лица которое будет оказывать услугу, а также информации о нем, нельзя признать обоснованным, так как исходя из характера услуг, предоставляемых ГУЗ ОМБ СМЭ, режима работы судебно-медицинских экспертов и санитаров, условие о выполнении услуги конкретным лицом может быть оговорено только на стадии заключения договора.

Безосновательно и требование истца об указании в наглядной информации сведений на использование фонограмм, поскольку пунктом 2 статьи 10 Закон «О защите прав потребителя» оговорено, что такое указание требуется только при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений, а бюро развлекательных услуг населению не оказывает.

Не правомерна и ссылка истца на то, что ответчиком при предоставлении помещения в аренду допускается нарушения права арендаторов на присутствие посторонних лиц в период пользования помещением, произведение ими каких-либо работ.      

В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Как следует из описания услуги - предоставление малого зала - эта услуга не имеет отношения к временному пользованию или владению родственниками помещения учреждения, соответственно при оказании данной услуги договор аренды не заключается. Данная услуга является по сути услугой по осуществлению прощания с усопшим с учетом национальных особенностей и особенностей вероисповедания без нахождения в зале иных умерших. При ее оказании в зале кроме родственников присутствуют также сотрудники учреждения.

Требования истца о предоставлении в общедоступном виде Правил бытового обслуживания населения в РФ, гарантированного перечня услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, информации о порядке предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, а также о порядке предоставления платных услуг по погребению, не могут быть удовлетворены, так как бюро судебно-медицинской экспертизы не является специализированной службой по вопросам похоронного дела, которое оказывает услуги по погребению.

Фактически претензии истца сводятся к тому обстоятельству, что при проведении процедуры прощания с умершим в траурном зале не допускается присутствие третьих лиц, оказывающих услуги на платной основе - фотографов, похоронных агентов, музыкантов и т.д..

Однако, как указывалось выше, бюро судебно-медицинской экспертизы относится к учреждениям здравоохранения особого типа, и вправе не допускать посторонних лиц, оказывающих платные услуги.

Также не состоятельны требования о разработке и обнародовании Правил поведения в траурном зале, поскольку такие правила являются общепринятыми правилами поведения, определяются традициями, стандартами и церемониями поведения в траурном зале при прощании с умершим (погибшим), относятся к сфере морали и этики, и не охватываются нормами права.

При таких обстоятельствах требования истца не могут быть признаны удовлетворены.

На основании статей 8 - 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», Постановления администрации города Мурманска от 11 марта 2010 года № 349, руководствуясь статьями 56, 60, 194-197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Паршиной Е.А. о понуждении государственного учреждения здравоохранения «Областное Мурманское Бюро судебно-медицинской экспертизы» разработать правила поведения в арендуемом траурном зале, расшифровать и внести изменения в позиции прейскуранта «платные услуги» и обязанности по предоставлению бесплатных медицинских услуг, предоставить в общедоступном виде правила бытового обслуживания населения, гарантированный перечень услуг по погребению, предоставляемых на безвозмездной основе, информацию о порядке предоставления гарантированного перечня услуг по погребению, в также о порядке предоставления платных услуг по погребению, адрес и телефон контролирующей организации оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10-ти календарных дней со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко