2-3098/2011 Понуждение к заключению договора на бесплатную передачу служебного жилого помещения в собственность.



                                                                                           Дело № 2-3098/2011      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Большуновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кондауровой Е.Н. к Комитету имущественных отношений администрации города Мурманска о понуждении к заключению договора на бесплатную передачу в собственность служебного жилого помещения

УСТАНОВИЛ:

Кондаурова Е.Н. обратилась в суд с иском к комитету имущественных отношений г. Мурманска о заключении договора на бесплатную передачу в собственность служебного жилого помещения.

В обоснование требований истец указала, что на основании решения исполнительного комитета ****ского районного совета народных депутатов № ** от Дата жилищному производственному - эксплуатационному тресту ****ского райсполкома города Мурманска разрешено использовать под служебную жилую площадь отдельную квартиру № ** в доме № ** по .... На основании решения жилищного производственного - эксплуатационного треста указанная квартира предоставлена ей для проживания и выдан ордер № ** от Дата. Дата она была уволена по собственному желанию для ухода за ребенком, однако до настоящего времени проживает в данном жилом помещении. В настоящее время, кроме нее, в данной квартире проживают ее дочери А. и Б.. В Дата она обратилась в КИО города Мурманска с заявлением о заключении договора приватизации указанной квартиры, однако ответчик отказался приватизировать данное жилье ввиду отсутствия правовых оснований для исключения жилого помещения из категории специализированного жилищного фонда. Считает отказ в заключении с ней договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения незаконным. Жилое помещение передано в ведение органов местного управления и включено в перечень жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, в связи с чем утрачивает статус служебного. Просит суд признать за ней право на приватизацию жилого помещения квартиры № **, расположенной по адресу: дом № ** по .... и обязать ответчика заключить с ней договор на бесплатную передачу в собственность данной квартиры.

Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в ее отсутствие с участием ее представителя (л.д. 41).            

Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал. Указал, что квартира утратила статус служебной, т.к. передана в муниципальную собственность. Кроме того, она не включена в реестр муниципальной собственности, как служебная и не зарегистрирована в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними. Следовательно, истец имеет вправе приватизировать жилое помещение.     

Ответчик комитет имущественных отношений г. Мурманска в письменном отзыве исковые требования не признал на том основании, что спорное жилое помещении относится к категории специализированных (служебных) жилых помещений, предоставлена Кондауровой Е.Н. по служебному ордеру № ** от Дата. С момента предоставления спорного жилого помещения Кондауровой Е.Н. его статус не менялся, решения об исключении указанного жилого помещения из категории специализированного (служебного) жилищного фонда собственником не принималось. Просит в иске отказать, рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель 3-го лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно представленного в суд отзыва, указал, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) отсутствуют записи о государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на вышеуказанный объект недвижимого имущества. Законодательный запрет на приватизацию служебных жилых помещений связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым статусом. Вместе с тем, собственники жилищного фонда вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. Для заключения между Кондауровой Е.Н. и комитетом имущественных отношений договора на бесплатную передачу в собственность жилого помещения, а именно квартиры № **, расположенной в доме № ** по ...., необходимо зарегистрировать право муниципальной собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества в ЕГРП. Просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.

Представитель 3-го лица - государственного унитарного предприятия технической инвентаризации МО, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В письменном отзыве указал, что спорное жилое помещение поставлено на государственный технический учет, как служебное и до настоящего времени ее статус не изменился. С учетом изложенного считают, что спорная квартира на данное время имеет статус служебной и на нее распространяется правовая норма, закрепленная в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ». Просил дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.

Третьи лица - А. и Б., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении дела без их участия, а также нотариальный отказ от участия в приватизации (л.д. 42, 43, 68-69).

Выслушав пояснения представителя истца Белого К.М., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Как установлено судом, спорное жилое помещение представляет собой отдельную квартиру № **, расположенную по адресу: ...., общей площадью .... кв. м, жилой - .... кв. м.

Указанное жилое помещение предоставлено В. (после брака - Кондауровой Е.Н.) на основании служебного ордера № ** от Дата, выданного исполнительным комитетом ****ского районного Совета народных депутатов (л.д.12).

Согласно ордеру жилое помещение предоставлено истцу в связи с ее трудовой деятельностью в качестве *** ЖЭУ-№ ** ****ском ЖПЭТ, где она проработала с Дата по Дата, то есть менее десяти лет.

Согласно статьям 4 - 6 Жилищного Кодекса РСФСР, действующего в период предоставления жилого помещения истице, на тот момент находящиеся на территории РСФСР жилые дома являлись жилищным фондом, который включал в себя жилые дома, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд).

Государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Таким образом, с момента предоставления истице спорного жилого помещении, с Дата оно имело статус служебного, принадлежало государству и находилось в ведении местного Совета народных депутатов. На основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного жилищного фонда исполнительный комитет районного Советов народных депутатов выдал истцу служебный ордер, который являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение в силу ст. 47 Жилищного Кодекса РСФСР.

Указанное обстоятельство подтверждается сведениями государственного унитарного предприятия технической инвентаризации.

В 1991 году в связи с распадом Союза ССР, во исполнение требований Законов РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", было принято Постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», согласно которого объекты жилого фонда переданы в муниципальную собственность.

Согласно перечня объектов недвижимого имущества (жилищного фонда), относящихся к собственности муниципального образования город Мурманск, в дальнейшем указанное жилое помещение внесено в реестр муниципальной собственности города Мурманска, в перечень жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности города Мурманска и учтен в реестре муниципальной собственности города Мурманска (л.д. 10).

До настоящего времени квартира учтена в реестре специализированных (служебных) жилых помещений муниципального образования город Мурманск, что подтверждается реестром (л.д. 79, 95), информацией ГУПТИ, а также справкой МБУ «МФЦ» (л.д. 5).

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 217 Гражданского Кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде,. ..на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 ст. 4 комментируемого Закона установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации. К их числу отнесены и служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Частью второй данной статьи предусмотрено, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Это положение согласуется с п. 2 ст. 209 ГК РФ, согласно которому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

Кроме того, исходя из положений п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то есть основания и условия принятия собственником жилищного фонда решений о приватизации служебных жилых помещений могут устанавливаться субъектом Российской Федерации.

Из вышеизложенного следует, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений. Основания и условия приватизации данных помещений могут быть предусмотрены законодательством субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что субъект Российской Федерации - Мурманская область не принимал закона о приватизации служебных жилых помещений. Принятый решением Мурманского городского Совета Порядок исключения служебных жилых помещений из специализированного жилищного фонда признан противоречащим закону и недействующим со дня принятия. Истице в исключении квартиры из категории служебного жилого помещения уполномоченным органом отказано (л.д. 11).

Поскольку квартира, которую занимает истец, не утратила статус служебной и не была исключена из специализированного жилищного фонда, правовых оснований для приватизации данного служебного жилого помещения не имеется.

Довод представителя истца о том, что квартира утратила статус служебной, т.к. была передана из ведомственного жилого фонда (ЖПЭТ), не состоятельны, так как судом достоверно установлено, что квартира не принадлежала иным предприятиям и учреждениям, вначале находилась в собственности государства, а с Дата в муниципальной собственности.

Не может быть принята во внимание также ссылка представителя истца на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от N 35-В06-12, поскольку данным определением спор по существу не разрешен.

Кроме того, представитель истца неверно толкует смысл части 2 статьи 92 Жилищного Кодекса РФ, согласно которой включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Исходя из правового смысла указанной нормы, жилое помещение должно быть учтено в реестре специализированных на основании решения органа, осуществляющего управление муниципальным фондом, что имеет место в случае с истцом.

Более того, Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301, на которое ссылается представитель истца, предусматривает, что государственному учету подлежат независимо от формы собственности служебные жилые помещения. При этом под государственным учетом жилищного фонда в Российской Федерации понимает технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Технический учет составляет основу учета и возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации.

Как указывалось ранее, органом технической инвентаризации спорное жилое помещение зарегистрировано в качестве служебного с Дата.

Помимо этого, статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.

При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что квартира № ** дома № ** по .... по настоящее время является служебным помещением, находящемся в муниципальной собственности, которое не подлежит отчуждению, и собственником не принималось решение об исключении его из служебного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований Кондауровой Е.Н..

На основании статьи 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статей 92, 93 Жилищного кодекса РФ, руководствуясь статьями 56, 67, 194-197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кондауровой Е.Н. к комитету имущественных отношений администрации города Мурманска о заключении договора на бесплатную передачу в собственность служебного жилого помещения, расположенного по адресу: ...., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко