Мотивированное решение изготовлено Дата. Дело № 2-2123 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи - Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел по иску Москалева А.Н. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, о признании незаконными бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка, возмещении судебных расходов, УСТАНОВИЛ: Москалев А.Н. обратился в суд с исками к Министерству имущественных отношений города Мурманска, Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной о признании бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка. В обоснование иска указал, что он обратился в Министерство имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в Мурманской области, город Мурманск, в районе .... Министерство имущественных отношений Мурманской области допустило бездействие, выразившееся в не уведомлении его о результатах рассмотрения Земельной комиссией его заявления о предоставлении земельного участка под строительства индивидуального жилого дома. Земельная комиссия своим решением, оформленным протоколом от Дата, отказала в предоставлении земельных участков по .... для строительства индивидуальных жилых домов. В решении Земельная комиссия сослалась на Генеральный план муниципального образования города Мурманска, утвержденный решением Совета депутатов г. Мурманска от 25.06.2009 года № 7-85, которым испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону. Полагает, что Земельная комиссия в нарушение части 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ незаконно отказала ему в предоставлении земельного участка для строительства жилого дома. Просит суд признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области, выразившееся в не уведомлении Москалева А.Н. о результатах рассмотрения Земельной комиссией заявления о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома; признать незаконными Решение Земельной комиссии, оформленное протоколом от Дата, полностью, возложив на указанную комиссию обязанность по принятию решения о предоставлении Москалеву А.Н. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуального жилого дома; взыскать с ответчиков судебные расходы. К участию в деле привлечены в качестве третьих лиц - Администрация города Мурманска, Комитет имущественных отношений города Мурманска, Комитет градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска. Москалев А.Н. просил дело рассмотреть без своего участия. Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Мурманской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, из которого следует, что Министерство возражает против удовлетворения заявленных требований и просит в иске отказать. Представитель ответчика - Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной - И.В.Тихонова представила письменный отзыв, из которого следует, что Земельная комиссия является ненадлежащим ответчиком по делу, надлежащим ответчиком является Министерство имущественных отношений Мурманской области. Представитель третьего лица - Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, из письменного отзыва следует, что генеральным планом муниципального образования город Мурманск испрашиваемая территория определена, как общественно-деловая зона, следовательно, в ней не могут располагаться индивидуальные жилые дома. Представитель третьего лица - Администрации города Мурманска, в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в свое отсутствие. Представитель третьего лица - Комитета имущественных отношений города Мурманска, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещался судом надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Суд, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса. Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонирования территорий). Аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта ему должен предшествовать выбор участка для строительства. В силу части 3 статьи 30.1 Земельного участка РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В соответствии с частью 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Частью 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В соответствии с частью 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства. Судом установлено, что Москалев А.Н. обратился в Министерство имущественных отношений города Мурманска с заявлением о предоставлении на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....) под строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с пунктом 1.8 Порядка организации и проведения мероприятий, связанных с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске, в случае предоставления земельных участков для строительства, утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП (далее - Порядок) Минтерразвития Мурманской области в течение 5 рабочих дней направляет в администрацию муниципального образования город Мурманск (далее - администрация г. Мурманска) запрос о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке с приложением копии заявления. Пунктом 1.9 Порядка предусмотрено, что Администрация г. Мурманска в течение 10 рабочих дней направляет в Минтерразвития Мурманской области информацию о возможности размещения объекта на испрашиваемом земельном участке либо мотивированное заключение о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. Решением Министерства имущественных отношений города Мурманска от Дата за № ** истцу - Москалеву А.Н. в предоставлении на правах аренды земельного участка под строительство индивидуального жилого дома отказано на основании мотивированного заключения администрации города Мурманска о невозможности осуществления работ по формированию земельного участка. Согласно пункту 1.10 Порядка установлено, что Минтерразвития Мурманской области обеспечивает рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков для строительства, с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, на заседании Земельной комиссии. Постановлением Правительства Мурманской области от 18.02.2010 N 53-ПП "О передаче Министерству имущественных отношений Мурманской области дополнительных функций" переданы Министерству имущественных отношений Мурманской области определенные функции Министерства строительства и территориального развития Мурманской области, в том числе и по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в городе Мурманске - административном центре Мурманской области, для строительства. Министерство имущественных отношений Мурманской области согласно указанным требованиям законодательства направило заявление истца с приложением информации, поступившей от администрации г. Мурманска, для рассмотрения на заседание Земельной комиссии. Согласно статье 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно статье 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав общественно-деловых зон могут включаться: зоны делового, общественного и коммерческого назначения; зоны размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; общественно-деловые зоны иных видов. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан. В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи. Согласно статье 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Согласно статья 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Согласно статья 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам. Как следует из протокола заседания Земельной комиссии от Дата в предоставлении на правах аренды земельных участков под строительство индивидуального жилого дома Москалеву А.Н. отказано на основании писем Администрации города Мурманска от Дата № ** и Комитета градостроительства и территориального развития администрации города Мурманска от Дата № **, поскольку испрашиваемая территория является незастроенной, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры. В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, в отношении территорий, подлежащих застройке, осуществляется подготовка документации по планировке территории, предусмотренная Градостроительным кодексом РФ. Подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов. Градостроительным планом муниципального образования город Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманск от 25.06.2009г. № 7-85, испрашиваемая территория определена под общественно-деловую зону (зону обслуживания объектов производственной и предпринимательской деятельности). В настоящее время прошел процедуру публичных слушаний проект Правил землепользования и застройки муниципального образования ...., в соответствии с градостроительными регламентами которого объекты индивидуального жилищного строительства не входят в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования объектов названной зоны. Указанные выводы, изложенные в протоколе заседания Земельной комиссии от Дата, в судебном заседании не оспорены. Решение Земельной комиссии от Дата доведено до истца письмом Министерства имущественных отношений Мурманской области от Дата № **. Согласно статье 31 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Согласно статье 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются, в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются, в том числе физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений. В судебное заседание истцом не представлено сведений о внесении в установленном порядке предложений от заинтересованных лиц, касающихся внесения изменений в проект правил землепользования и застройки города Мурманска, который прошел процедуру публичных слушаний, по вопросу изменения градостроительного регламента в части изменения видов разрешенного использования объектов названной зоны. Таким образом, в настоящее время правовых оснований для предоставления истцу испрашиваемого земельного участка под индивидуальное жилищное строительство не имеется, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования город Мурманск данная зона отнесена к общественно-деловым и согласно принимаемому градостроительному регламенту в рамках правил землепользования и застройки города Мурманска жилищное строительство не относится к разрешенным видам использования объектов названной зоны. При таких обстоятельствах, необоснован довод истца о том, что сведения об испрашиваемом земельном участке, как общественно-деловой зоне, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, в связи с чем, ответчики обязаны были предоставить данный участок земли под его нужды. Ссылка истца в обоснование заявленных требований на часть 6 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ необоснованна также и потому, что указанной нормой закона предусмотрена возможность нахождения жилых домов в общественно-деловых зонах, но не возложена обязанность на органы государственной власти и местного самоуправления по выделению земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в такой зоне, тем более, что в соответствии с градостроительными регламентами объекты индивидуального жилищного строительства не входят в перечень основных и вспомогательных видов разрешенного использования объектов рассматриваемой общественно-деловой зоны. В судебном заседании установлено, что ответчиками соблюден порядок рассмотрения заявлений истца о выделении ему земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, предусмотренный Постановлением Правительства Мурманской области от 20.03.2009г. № 139-ПП. На заседании Земельной комиссии при рассмотрении заявлений истцов кворум имелся, что подтверждается протоколом заседания Комиссии от Дата, распоряжением Правительства Мурманской области от Дата за № **, которым утвержден новый состав Земельной комиссии. Оценив обстоятельства настоящего дела, принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок входит в состав территории общественно-деловой зоны, является незастроенным, отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, объекты транспортной инфраструктуры, в качестве разрешенных видов использования строительство жилых домов в названной зоне не предусматривается, суд приходит к выводу о правомерности обжалуемого отказа, принятого с учетом изложенных в пункте 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации принципов управления и распоряжения земельными участками. Доказательств того, что земельные участки, ориентировочной площадью .... кв.м., расположенные в кадастровом квартале № ** (....) могут быть предоставлены под строительство индивидуального жилого дома, истцом не представлено в порядке статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о бездействии ответчиков и, как следствие, нарушение законных прав и интересов истца, судом не установлено. Проанализировав изложенные обстоятельства в их совокупности, с учетом требований указанных выше норм законодательства Российской Федерации, суд не усматривает правовых оснований для признания незаконными бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области в части не обеспечения рассмотрения заявления истца о предоставлении земельных участков на заседание Земельной комиссии и в не уведомлении Москалева А.Н. о результатах рассмотрения Земельной комиссией заявления о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, а, кроме того, Решения Земельной комиссии, оформленного протоколом от Дата, об отказе в предоставлении земельного участка, а также не находит оснований для возложения на указанную Земельную комиссию обязанности по принятию решения о предоставлении Москалеву А.Н. на праве аренды земельного участка ориентировочной площадью .... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № ** (....), под строительство индивидуальных жилых домов. На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Москалева А.Н. к Министерству имущественных отношений Мурманской области, Земельной комиссии в лице председателя комиссии - первого заместителя Губернатора Мурманской области Н.О. Портной, о признании незаконными бездействия и решений об отказе в предоставлении земельного участка, возмещении судебных расходов, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий А.В. Кулдыкин