Мотивированное решение изготовлено Дата Дело № 2-2146 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского административного округа города Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации города Мурманска и Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** о возложении обязанности по установлению дорожных знаков, УСТАНОВИЛ: Прокурор Первомайского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к Администрации города Мурманска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по установлению дорожных знаков. В обоснование иска указано, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об обеспечении безопасности жизни и здоровья детей при организации дорожного движения вблизи учреждений дополнительного образования (спортивных школ) Первомайского округа города Мурманска установлено, что по адресу: ...., где находятся Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** спорту и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, которые являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, по периметру территории имеют ограждение, проезд автотранспорта на территорию школ осуществляется через ворота. Все ворота расположены со стороны .... Дорожных знаков 3.2 "Движение запрещено" перед въездами на территорию школы не установлено. В виду отсутствия дорожного знака 3.2 «Движение запрещено» при массовом движении детей на занятия и после окончания занятия по домам допускается проезд машин непосредственно к зданию спортивной школы. Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от Дата и подтверждаются объяснениями директоров Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** А. и Б. Поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения при въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско - юношеская спортивная школа № ** может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда здоровью детей, занимающихся в спортивной школе, их родителям, тренерам, а также другим гражданам, бездействие администрации города Мурманска в части содержания дорог нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по ним в границах населенного пункта поселения. Просит суд признать бездействие администрации города Мурманска по обеспечению безопасности дорожного движения при въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., незаконным. Обязать администрацию города Мурманска установить при въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожные знаки 3.2 «Движение запрещено». В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые и просил суд возложить на Администрацию города Мурманска и Комитет по образованию города Мурманска обязанность по организации выполнения работ по установке на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** установить на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата. Представитель ответчика Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** в судебное заседание не явилась, извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, из заявления следует, что директора ДЮСШ № ** с исковыми требованиями согласна, обязалась обеспечить установку знаков до Дата. Представитель ответчика Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** по в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, мнения по иску не представил. Представитель ответчика Комитета по образованию администрации города Мурманска в судебном заседании по существу иска не возражал. Представитель ответчика администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, из представленного письменного отзыва следует, что согласно Положению о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ и приказу МВД РФ от 08 июня 1999 года № 410 технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки 3.2 «Движение запрещено», устанавливаются по техническому заданию отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УВД по городу Мурманску на основании инициативы ГИБДД или запроса владельца территории заинтересованного в изменении организации дорожного движения. Установка знаков осуществляется за счет владельца территории. Просил суд отказать в иске в части требований к администрации города Мурманска. Представитель 3-его лица Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного письменного отзыва следует, что требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска должны быть адресованы к соответствующему образовательному учреждению. Представитель 3-его лица ГИБДД УВД по городу Мурманску в судебном заседании поддержал требования прокурора, пояснил, что дорожные знаки не установлены, заявки от ДЮСШ № ** на установку дорожных знаков не поступали. Суд, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 года «Об образовании» обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ), основными принципами обеспечения дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Из содержания пунктов 1, 3 статьи 24 Федерального закона №196-ФЗ следует, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения имеют право, прежде всего, свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Согласно пункту 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ во взаимосвязи со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Реализация указанных полномочий, в том числе содержание и строительство автодорог общего пользования, является расходными обязательствами муниципальных образований. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения поселений. По смыслу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояние дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации предъявляемым требованиям возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги. Статьей 21 указанного Закона предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог органами местного самоуправления, в ведении которых они находятся. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Пунктом 4.1.1 ГОСТ Р 50597-93 предусмотрено, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии с пунктом 3 Приложения 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - ПДД), предусмотрены запрещающие знаки, которые вводят или отменяют определенные ограничения движения. К таким знакам относится дорожный знак 3.2 «Движение запрещено», запрещающий движение всех транспортных средств. Судом установлено, что по адресу: ...., где находятся Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № **, которые являются образовательными учреждениями дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, и периметру территории имеют ограждение, проезд автотранспорта на территорию школ осуществляется через двое ворот. Ворота расположены со стороны .... Дорожных знаков 3.2 "Движение запрещено" перед въездами на территорию школы не установлено. В виду отсутствия дорожного знака 3.2 «Движение запрещено», при массовом движении детей на занятия и после окончания занятия по домам, допускается проезд машин непосредственно к зданию спортивной школы. Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки от Дата и подтверждаются объяснениями директоров Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** А. и Б. Из материалов дела следует, что здание, расположенное по адресу: ...., находится в оперативном управлении Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от Дата. Согласно Договору № ** от Дата безвозмездного пользования (договора ссуды) муниципальным имуществом города Мурманска Комитет имущественных отношений города Мурманска (ссудодатель), Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** (Балансосодержатель) одной стороны, и муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** с другой стороны (ссудополучатель), ссудодатель передает и ссудополучатель принимает в безвозмездное временное пользование муниципальное имущество г.Мурманска - нежилые помещения, общей площадью .... кв. м, расположенные по адресу: ...., без передачи на баланс, для размещения муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеской спортивной школы № **. В силу пункта 4.1 Договора предоставление во временное пользование объекта не влечет за собой право ссудополучателя использовать по своему усмотрению отнесенную к данному объекту прилегающую территорию. Из объяснений директора ДЮСШ № ** Б. от Дата следует, что МОУ ДОД ДЮСШ № ** занимает помещения, расположенные на втором и третьем этажах здания, на первом этаже осуществляет деятельность МОУ ДОД ДЮСШ № **, в оперативном управлении которой находится все здание и прилегающий земельный участок. Земельный участок по периметру ДЮСШ № ** имеет ограждение, проезд к школе, дорожный знак 3.2 «Движение запрещено» перед въездом на территорию школы не установлен. Из объяснений директора ДЮСШ № ** А. от Дата следует, что МОУ ДОД ДЮСШ № ** является образовательным учреждением дополнительного образования детей физкультурно - спортивной направленности. Учредителем ДЮСШ № ** в соответствии с Положением о комитете по образованию, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от Дата № ** выступает Комитет по образованию администрации города Мурманска. Фактически ДЮСШ № ** располагается по адресу: .... За учреждением в целях обеспечения уставной деятельности закрепляется на праве оперативного управления имущество, находящееся на балансе, и переданное Комитетом имущественных отношений города Мурманска. Источниками формирования имущества и финансовых средств ДЮСШ № ** в основном являются имущество, переданное учредителем, а также бюджетные средства. По периметру ДЮСШ № ** имеется ограждение. Проезд автотранспорта на территорию школы осуществляется через двое ворот, ворота расположены со стороны .... В течение дня одни ворота открыты постоянно. Дорожных знаков 3.2. «Движение запрещено» перед въездами на территорию школы не установлено. В силу статьи 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог). Согласно п. 12 статьи 3 данного Закона содержание автомобильной дороги включает в себя комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Поскольку ненадлежащая организация безопасности дорожного движения вблизи образовательного учреждения может повлечь возникновение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда здоровью обучающимся, их родителям, воспитателям, а также другим гражданам, бездействие ответчиков в указанной части нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения. Согласно пункту 4 статьи 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится, в том числе материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Согласно пунктам 1.2, 3.13 Положения о комитете по образованию администрации города Мурманска, утвержденного постановлением администрации города Мурманска № 359 от 03.03.2009 года, Комитет является структурным подразделением администрации города Мурманска, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, организует совместную деятельность со структурными подразделениями администрации города по вопросам воспитания и содержания детей и школьников. С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на Администрацию города Мурманска и Комитет по образованию города Мурманска обязанность по организации выполнения работ по установке на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ....-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** установить на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждение дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата. Следовательно, исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Первомайского административного округа города Мурманска к Администрации города Мурманска, Комитету по образованию администрации города Мурманска, Муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** о возложении обязанности по установлению дорожных знаков, удовлетворить. Возложить на Администрацию города Мурманска и Комитет по образованию города Мурманска обязанность по организации выполнения работ по установке на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата. Обязать Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** установить на въездах на территорию Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № ** и Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей города Мурманска Детско-юношеская спортивная школа № **, расположенных по адресу: ...., дорожных знаков 3.2 «Движение запрещено», в срок до Дата Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме. Председательствующий А.В. Кулдыкин