2-1884/2011 Оспаривание решения МЧС РФ по МО.



Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2011годаДело № 2-1884РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата                                город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова С.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях,

УСТАНОВИЛ:

Филиппов С.В. обратился в Мурманский гарнизонный военный суд с иском к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об обязании выдать ему и членам его семьи жилищный сертификат для приобретения жилья.

Определением ****ского суда от Дата гражданское дело по требованиям Филиппова С.В. в части оспаривания действий МЧС России и Главного управления МЧС России по Мурманской области, связанных с отказом в выдаче заявителю и членам его семьи государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном постоянном месте жительства по обращениям заявителя в Дата и Дата, выделено в отдельное производство и передано для рассмотрения в Октябрьский районный суд города Мурманска.

В обоснование иска истец указал, что с Дата проходил военную службу в Вооруженных силах на офицерских должностях. Дата он был уволен из рядов Вооруженных сил, однако, жилым помещением он обеспечен не был. С Дата он состоит в очереди на улучшение жилищных условий, так как признан нуждающимся в их улучшении. В Дата и Дата он обращался с рапортами на имя начальника Главного управления МЧС России по Мурманской области с просьбой выдать жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Мурманской области. В удовлетворении его заявления было отказано. Считает, что, не выдавая ему жилищный сертификат для приобретения жилья, ответчик нарушает его право на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Просит суд обязать МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Мурманской области выдать ему и членам его семьи жилищный сертификат для приобретения жилья.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просит суд признать незаконными действия МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Мурманской области по исключению Филиппова С.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях; обязать МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Мурманской области восстановить Филиппова С.В. в списке нуждающихся в жилых помещениях; обязать МЧС России в лице главного управления МЧС России по Мурманской области выдать Филиппову С.В. и членам его семьи жилищный сертификат для приобретения жилого помещения.

В судебном заседании истец вновь уточнил исковые требования и просил суд признать незаконными действия МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Мурманской области по исключению его из списка нуждающихся в жилых помещениях; обязать МЧС России в лице Главного управления МЧС России по Мурманской области восстановить Филиппова С.В. в списке нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении.

С согласия истца, определением суда ненадлежащий ответчик - МЧС России заменен на надлежащего ответчика - Главное управление МЧС России по Мурманской области.

Представители ответчика ГУ МЧС России по Мурманской области в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований. Суду пояснили, что **** запаса Филиппов С.В. состоял в списках очередников Главного управления, нуждающихся в жилых помещениях с Дата по Дата. В период прохождения службы истцу и членам его семьи была предоставлена для проживания служебная отдельная квартира общей площадью .... кв. метра, по адресу: ..... В Дата **** Филиппов С.В. был уволен из МЧС России по организационно-штатным мероприятиям с оставлением в списках очередников. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2004 года № 522 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, изъявил желание участвовать в подпрограмме по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством, однако, в выделении ГЖС Филиппову С.В. было отказано на основании п. 33 подпункта ж, п.11 Постановления (не представлены документы, подтверждающие признание членами семьи заявителя иных лиц, указанных заявителем в качестве таковых). В дальнейшем, несмотря на неоднократные обращения Главного управления о необходимости предоставления документов с целью решения вопроса по обеспечению жильем, Филиппов С.В. не реагировал, в жилищную комиссию Главного управления в Дата и Дата не обращался, рапортов и заявлений не предоставлял. Просили отказать Филиппову С.В. в удовлетворении исковых требований в связи с истечением срока исковой давности.

Представитель 3-его лица Администрация города Мурманска представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Филиппов С.В. проходил службу в Вооруженных силах РФ на офицерской должности с Дата.

**** Филиппов С.В. состоял в списках очередников Главного управления МЧС России по Мурманской области, нуждающихся в жилых помещениях с Дата.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № ** от Дата **** Филиппов С.В. уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Выслуга лет на день исключения из списков составила на военной службе: календарная .... лет 00 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - .... года 03 месяца 03 дня.

Из протокола заседания жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области от Дата следует, что **** запаса Филиппов С.В. в связи с непредставлением документов, дающих правовые основания состоять в очереди Главного управления снят с очереди и исключен из списка нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) Главного управления МЧС России по Мурманской области.

Судом установлено, что **** запаса Филиппов С.В. состоит в списках очередников Главного управления, нуждающихся в жилых помещениях с Дата.

В период прохождения службы Филиппову С.В. и членам его семьи по представлению Главного управления по делам ГО ЧС Мурманской области Постановлением администрации от Дата № ** была предоставлена для проживания служебная отдельная квартира общей площадью .... кв.м., по адресу: ...., на основании служебного ордера администрации города Мурманска от Дата № **).

В Дата **** Филиппов С.В. был уволен из МЧС России по организационно-штатным мероприятиям с оставлением в списках очередников и изъявил желание участвовать в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», однако, в составе документов на участие в подпрограмме не было представлено обязательство о сдаче (передаче) указанной служебной квартиры квартирным органам, в связи с чем, в выделении ГЖС Филиппову С.В. было отказано.

Дата Филиппов С.В. обращался к Начальнику Главного управления МЧС России по Мурманской области А. с рапортом о выдаче ему государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Мурманской области.

Дата Филиппов С.В. вновь обращался к генерал-майору А. с рапортом о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Мурманской области.

Дата Филиппов С.В. обращался к начальнику Главного управления МЧС России по Мурманской области А. с рапортом о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», указав, что жилого помещения для постоянного проживания на территории РФ не имеет, семьи не имеет, к заявлению приложив копию послужного списка из личного дела военнослужащего. Подпись Филиппова С.В. в данном рапорте удостоверена нотариусом нотариального округа города Мурманска Б.

Действовавшим на момент снятия истца с учета приказом Министра обороны РФ № 80 от 15 февраля 2000 года «О порядке обеспечения жилыми помещениями в вооруженных силах Российской Федерации» в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных прав и гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации была утверждена Инструкция о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Согласно пункту 30 указанной Инструкции ежегодно с 1 по 30 января КЭЧ района проводит перерегистрацию военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). В ходе перерегистрации, при необходимости, дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Воинские части ежемесячно к 3 числу следующего месяца направляют в КЭЧ района информацию об изменениях в учетных данных военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшений жилищных условий), и два раза в год до 20 января и до 20 июля по состоянию на 1 января и 1 июля - уточненные списки очередников, нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно пункту 31 Инструкции военнослужащие снимаются с учета нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) по месту прохождения военной службы в случаях: улучшения жилищных условий по нормам, предусмотренным Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; убытия к новому месту прохождения военной службы, за исключением военнослужащих, убывших для прохождения военной службы за пределы территории Российской Федерации; выявления в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; получения служебного жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года № 1054 (далее по тексту - Правила), нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Согласно пункту 7 Правил основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются: ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.

Согласно пункту 26 Правил военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае:

а) заключения после увольнения в запас нового контракта на военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) если по истечении 6 месяцев после указанного в ходатайстве командира (начальника) воинской части срока увольнения военнослужащего на него вновь не поступило письменного ходатайства об оставлении в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий;

в) снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства;

г) решения жилищной проблемы;

д) заключения брака вдовами (вдовцами), состоящими в очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 настоящих Правил;

е) выявления в представленных документах, являющихся основанием для постановки на очередь, не соответствующих действительности сведений.

Таким образом, оснований для снятия Филиппова С.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных действующим законодательством, судом не установлено и в судебном заседании не добыто.

Письмами от Дата № ** и от Дата № **, направленными в адрес Филиппова С.В., председатель жилищной комиссии ГУ МЧС России просил Филиппова С.В. предоставить в жилищную комиссию необходимые документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 г.г.», для обеспечения его жильем путем предоставления государственного жилищного сертификата.

Также письмом от Дата № ** Филиппов С.В. был уведомлен о необходимости обратиться в жилищную комиссию Главного управления МЧС России по Мурманской области и предоставить необходимые документы, дающие правовые основания состоять в списках очередников Главного управления МЧС России по Мурманской области, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

Однако суду не представлено сведений, что данные письма были вручены Филиппову С.В. или получены им по почте.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков (далее именуются - военнослужащие и некоторые другие категории граждан), является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в которой включена федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты».

В 2006 году мероприятия федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» включены в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской федерации от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» срок действия федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм, в том числе подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», продлены до 2015 года.

В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года (далее Правила), право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

- военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

- сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В соответствии с пунктом 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.

Как следует из материалов дела, Филиппов С.В. имеет право на участие в подпрограмме. Иного жилья в собственности Филиппов С.В. не имеет, проживает в служебном жилом помещении, стаж службы в Вооруженных силах составляет более 10 лет. При таких обстоятельствах, Жилищная комиссия ГУ МЧС России по Мурманской области не имела правовых оснований для исключения Филиппова С.В. из списка нуждающихся в жилых помещениях.

С учетом изложенного, требование истца законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Филиппова С.В. к Главному управлению МЧС России по Мурманской области об оспаривании решения об исключении из списка нуждающихся в жилых помещениях, удовлетворить.

Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Мурманской области (протокол № ** от Дата) о снятии с учета и исключении из списков нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) Главного управления МЧС России по Мурманской области **** запаса Филиппова С.В. .

Обязать Главное управление МЧС России по Мурманской области восстановить **** запаса Филиппова С.В. на учете нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) Главного управления МЧС России по Мурманской области с включением в список нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) Главного управления МЧС России по Мурманской области.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий                                     А.В. Кулдыкин