Мотивированное решение изготовлено 17 августа 2011 года Дело № 2-3620/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11 августа 2011 года город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Первого секретаря Мурманского областного отделения КПРФ Степахно Г.В. о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении Мурманскому областному (городскому) отделению КПРФ выбранного места проведения публичного мероприятия неправомерными, УСТАНОВИЛ: Первый секретарь Мурманского областного отделения КПРФ Степахно Г.В. обратился в суд с заявлением о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении Мурманскому областному (городскому) отделению КПРФ выбранного места проведения публичного мероприятия неправомерными. В обоснование заявления указал, что Дата в день воинской славы России, установленный статьей 1 ФЗ РФ от 13.03.1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России», Мурманским областным (городским) отделением КПРФ предлагалась для проведения митинга на площади Пяти Углов напротив ОАО ***, не относящейся к местам, в которых проведение публичных мероприятий запрещается. Однако, в ответ на уведомление Мурманского областного (городского) отделения КПРФ о проведении публичного мероприятия на Площади Пяти Углов напротив ОАО ***, позиция Управления Октябрьского АО г. Мурманска была выражена в следующем: распоряжением Управления Октябрьского административного округа города Мурманска от Дата № ** - Мурманскому областному отделению КПРФ было согласовано проведение митинга Дата на территории сквера, расположенного по ул. Ленинградской в городе Мурманске. Письмом за № ** и.о. заместителя главы администрации г. Мурманска - начальником управления было необоснованно изменено место проведения публичного мероприятия - на территорию сквера, поскольку территория ***** используется в качестве гостевой автостоянки. По его депутатскому запросу от Дата № ** на имя генерального директора ОАО *** было получено сообщение о том, что постановлением администрации г.Мурманска № ** от Дата ОАО *** продлено право пользования земельным участком с кадастровым номером № ** в Октябрьском административном округе, расположенного в районе дома № ** по ...., площадью .... кв.м. под организацию открытой автостоянки. Указанные обстоятельства были указаны в письме Управления Октябрьского АО г. Мурманска от Дата № **. Полагает, что ссылка Управления на это обстоятельство не согласуется с нормами ФЗ РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», поскольку указанным законом не ставится проведение публичных мероприятий в зависимость от права пользования земельным участком. Эта ссылка является необоснованной потому, что на Площади Пять Углов в г. Мурманске, напротив ОАО ***, постоянно проходят массовые мероприятия, в том числе не связанные с проведением праздников, и установлена сцена для выступлений. Необоснованное изменение места проведения публичного мероприятия администрацией г. Мурманска препятствует обеспечению адресности и публичности мероприятия. Полагает, что действия Управления Октябрьского АО г.Мурманска, выразившиеся в необоснованном изменении места проведения публичного мероприятия (митинга) Мурманскому областному (городскому) отделению КПРФ Дата на Площади Пяти Углов напротив ОАО ГДЦ «Меридиан», противоречат требованиям ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»№ и нарушают гарантированное Конституцией РФ право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, а также препятствует обеспечению адресности и публичности мероприятия. Кроме того, необоснованное изменение места проведения мероприятия нарушает уведомительный порядок, закрепленный законом, предполагающий право на свободный выбор граждан места проведения публичного мероприятия, в зависимости от собственных целей его проведения. Просит суд признать действия Управления Октябрьского АО г. Мурманска от Дата, выразившиеся в изменении выбранного места проведения публичного мероприятия (митинга) Мурманским областным (городским) отделением КПРФ на Площади Пяти Углов, напротив *****, неправомерными, противоречащими требованиям ФЗ РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». В судебном заседании представитель Мурманского областного (городского) отделения КПРФ Степахно Г.В. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Представитель заинтересованного лица - Управления Октябрьского административного округа г Мурманска в судебном заседании пояснила, что отказ управления мотивирован объективными причинами, на площади Пяти углов у ОАО *** находится гостевая стоянка автомобилей, наличие автомобилей на стоянке является угрозой безопасности проведения мероприятия, Мурманскому областному отделению КПРФ предложено повести митинг Дата с 12.00 часов до 13.00 часов на территории сквера, расположенного на ...., который находится также в центре города. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель заинтересованного лица - администрации г. Мурманска в судебном заседании поддержала мнение представителя Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска, полагала, что основания для изменения места проведения митинга имелись, так как площадка не соответствовала требованиям законодательства. Просила отказать в удовлетворении заявления. Представитель заинтересованного лица ОАО *** в судебном заседании пояснил, что земельный участок, который находится перед зданием ***** и является составной частью площади Пяти Углов, находится в ведении муниципалитета и к ОАО *** отношения не имеет. УМВД по МО привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица своего представителя в судебное заседание не направил, мнения по заявлению не представил. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит. В силу ст. 31 Конституции РФ, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право граждан Российской Федерации является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц Судом было установлено, что Дата Мурманское областное отделение КПРФ, как организатор публичного мероприятия, обратился в Управление Октябрьского административного округа г. Мурманска с уведомлением о проведении Дата с 12.00 часов до 13.00 часов на площади перед зданием ОАО *** публичного мероприятия - митинга, посвященного 93 годовщине Советской армии и ВМФ, с целью консолидации усилий в деле патриотического и гражданского воспитания путем привлечения внимания к героическому прошлому защитников Отечества, современному положению ветеранов и военнослужащих. Предполагаемое количество участников публичного мероприятия 1500 человек. Согласно пунктам 2.4, 2.5, 2.6 Временного положения о порядке организации и проведения в городе Мурманске массовых культурно-просветительных, зрелищно-развлекательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных и рекламных мероприятий, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 05.12.2006 года № 27-343 (далее по тексту - Временное положение), для рассмотрения уведомления о проведении массового мероприятия администрацией города приглашаются его организаторы, представители правоохранительных органов, городских служб, а также руководители объекта проведения массового мероприятия. По результатам рассмотрения уведомления издается постановление Главы администрации с указанием конкретных задач всех служб города, задействованных в проведении массового мероприятия, и ответственности организатора массового мероприятия за обеспечение безопасности граждан или об отказе в согласовании проведения массового мероприятия. Глава администрации отказывает в согласовании проведения массового мероприятия, в том числе в случае угрозы безопасности населению города и нарушения общественного порядка. Дата в Управлении Октябрьского административного округа города Мурманска было проведено рабочее совещание с участием начальника ОООП УВД по г. Мурманску А., помощника депутата Степахно Г.В. - Б., первого секретаря Мурманского ГК КПРФ - В., ведущего специалиста отдела технического развития КРГХ Г., главного специалиста центра общественных связей и шефской работы АГМ Д. При этом представителем УВД по г. Мурманску было указано на необходимость полного освобождения от автотранспортных средств площади перед зданием ОАО *** во избежание возникновения террористической угрозы, а также на недопустимость проведения публичного мероприятия при нахождении на площади автомобилей. На указанном совещании было решено: Управлению Октябрьского административного округа отказать в согласовании проведения публичного мероприятия на площади перед зданием *****, предложить Мурманскому областному отделению КПРФ провести митинг Дата с 12.00 часов до 13.00 часов на территории сквера, расположенного на ..... Дата И.о. заместителя главы администрации города Мурманска - начальник Управления Октябрьского административного округа города Мурманска направил Первому секретарю Мурманского отделения КПРФ Г.В. Степахно сообщение об изменении места проведения митинга Дата, в котором указал, что территория перед ***** используется в качестве гостевой автостоянки. Время, на которое запланировано публичное мероприятие, приходится на праздничный выходной день (День Защитника Отечества). В указанный период времени в центр города приезжает большое количество мурманчан и гостей из области, которые пользуются парковочной площадкой *****, кроме того, жители близлежащих многоквартирных домов используют данную площадку для парковки личного автотранспорта круглосуточно, что создает определенные трудности при выполнении работ по освобождению площади от автомобилей. В целях исключения террористических актов перед проведением публичного мероприятия необходимо полностью освободить площадь от припаркованных автотранспортных средств, установить дорожные знаки, в том числе при необходимости организовать перемещение автомобилей. Средства на организацию и проведение массовых мероприятий политическими партиями в бюджете города не предусмотрены. Учитывая вышеизложенное, было предложено провести запланированное публичное мероприятие на территории сквера по ..... В соответствии со статьей 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В силу части 2 статьи 2 Декларации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Вместе с тем, статьей 4 Декларации установлено, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливает, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Кроме того, статья 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Судом в результате рассмотрения дела установлено, что место проведения митинга было перенесено Управлением по тем основаниям, что заявителем было предложено место, не безопасное для участников публичного мероприятия, поскольку на площади Пять Углов в г. Мурманске организована стоянка автотранспорта. Как установлено в судебном заседании, площадь перед ***** является местом общего пользования и за конкретным пользователем не закреплена. Согласно статье 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан: обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия. Лица, не подчинившиеся законным требованиям организатора публичного мероприятия, могут быть удалены с места проведения данного публичного мероприятия; обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования. Согласно пунктам 4.2., 4.3., 4.3.1., 4.3.4. Временного положения организатор массового мероприятия проводит работу по техническому и материальному обустройству массового мероприятия (установка сцены, световое и декоративное оформление, оборудование звукоусиливающей аппаратурой, энергоснабжение и др.) и обеспечивает при этом соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности. Организатор массового мероприятия должен предусмотреть, в том числе уборку мест проведения массового мероприятия и прилегающих территорий до, во время и после проведения массового мероприятия, обеспечение общественной безопасности и безопасности дорожного движения во время проведения массового мероприятия. В судебном заседании представители заинтересованных лиц пояснили, что поскольку в силу требований законодательства на организатора проведения митинга, в данном случае, возлагалась обязанность по освобождению площади перед ДГЦ «Меридиан» от припаркованных там автомобилей за свой счет, организатор должен был принять меры к заключению договора с организацией, занимающейся установкой временных дорожных знаков и согласовать их установлении с органами ГИБДД, а также принять меры к заключению договора с организацией, занимающейся эвакуацией автотранспорта, поскольку из опыта проведения публичных мероприятий именно на данной площади известно, что не все владельцы автомобилей выполняют требования временных знаков о временном запрете въезда на указанную территорию и требования, изложенные в оповещениях, о необходимости уборки своих автомобилей с площади на период проведения публичного мероприятия. Однако, поскольку Мурманским областным (городским) отделением КПРФ, как организатором публичного мероприятия, указанные мероприятия выполнены не были, и не было заявлено о готовности их принятия, в том числе на рабочем совещании, о котором было указано выше, было принято решение об изменении заявителю места проведения публичного мероприятия. При этом Управлением Октябрьского административного округа г. Мурманска предложено организатору митинга провести публичное мероприятие в сквере по ...., также расположенном в центре Октябрьского округа г. Мурманска. Управлением Октябрьского административного округа города Мурманска издано распоряжение от Дата № ** о согласовании проведения митинга Дата с 12.00 часов до 13.00 часов на территории сквера расположенного на .... Митинг Дата был проведен в предложенном месте. Таким образом, заявителю было предложено провести публичное мероприятие в ином, предложенном Управлением месте, в порядке, установленном действующим законодательством, в связи, с чем, заявитель не был лишен возможности реализовать свое конституционное право проводить митинг в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», права и законные интересы заявителя обжалуемым решением не нарушены и препятствия в реализации конституционных прав не созданы. Управление, несущее ответственность за общественный порядок на территории округа, а также безопасность граждан, действовало в пределах своих полномочий, определив место для проведения митинга в центре города, но в безопасном месте. И.о. начальника Управления Октябрьского административного округа г. Мурманска Е., как должностное лицо, был вправе принять решение об изменении места проведения митинга, обжалуемое заявителем. Доводы представителя заявителя о том, что, в данном случае, организация и финансирование публичного мероприятия должно было осуществляться за счет средств местного бюджета, поскольку запланированное мероприятие было приурочено к 93-годовщине Советской Армии и ВМФ, суд находит несостоятельной. В частности, статьей 6 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России» финансовое обеспечение проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России, осуществляется за счет средств федерального бюджета. На эти цели также могут направляться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетные средства и добровольные (в том числе целевые) взносы и пожертвования физических и юридических лиц. В данном случае, законодатель не обязывает органы местного самоуправления выделять на указанные цели средства местного бюджета. Исходя из пояснений представителя Администрации города Мурманска, на цели, связанные с проведением публичных мероприятий, приуроченных к празднованию 93-годовщины Советской Армии и ВМФ, политическими партиями, в бюджете муниципального образования город Мурманск на Дата финансовый год средства не предусматривались. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-256 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Заявление Первого секретаря Мурманского областного отделения КПРФ Степахно Г.В. о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении Мурманскому областному (городскому) отделению КПРФ выбранного места проведения публичного мероприятия неправомерными, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий А.В. Кулдыкин