Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2011 года Дело № 2-2942 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дата город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Макаровой О.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности филиала ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр», которой установлено, что в соответствии со среднесписочной численностью работников, квота для приема на работу инвалидов установлена в количестве .... рабочих мест, в том числе 1 специальное. На дату проверки документов, подтверждающих трудоустройство инвалидов и наличие вакантных рабочих мест в пределах установленной квоты, представлено не было. По информации, представленной в прокуратуру Мурманской области Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области, в Дата Мурманский ОРТПЦ ФГУП РТРС не представлено сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов. В соответствии с п.2.5 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» выполнением квоты считается: создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения; трудоустройство работодателями инвалидов в соответствии с трудовым законодательством. Просит суд обязать ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» обеспечить в филиале «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» выделение и создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих места, в том числе 1 специального, в срок до Дата. В судебном заседании помощник прокурора Бугреева К.С. уточнила исковые требования и просила обязать ответчика обеспечить выделение и создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в счет установленной для данного предприятия квоты, .... рабочих места, в том числе 1 специального, в срок до Дата. Представитель ответчика суду пояснил, что одним из обязательных критериев при приеме на работу на предприятие ответчика, связанную с вредными и опасными условиями труда, является состояние здоровья, определяющее пригодность этих работников для выполнения порученной работы, ответчик не вправе изменять условия поступления на работу, а также изменять права и обязанности каких-либо категорий граждан, установленные законодательством РФ. Указал, что филиал не является юридическим лицом, что в срок до Дата он не сможет организовать рабочие места, поскольку штат заполнен полностью, согласно Положению о филиале, все изменения в штатное расписание вносятся с согласованием юридического лица. Просил в иске отказать. Представитель третьего лица - Управление государственной службы занятости населения Мурманской области, поддержал заявленные требования в полном объеме. Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению. Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 от 17.01.1992 года прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года (далее Закон) социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В силу статьи 20 Закона инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда: установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов; резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; организации обучения инвалидов новым профессиям. Статья 21 Закона указывает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов). В соответствии со статьей 22 Закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов. В силу статьи 13 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статьей 8 Закона Мурманской области «О мерах социальной поддержки инвалидов» от 29.12.2004 года № 573-01-ЗМО предусмотрено, что организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, расположенным на территории Мурманской области, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере двух процентов к среднесписочной численности работников. Пунктом 1 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года «О квотировании рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов на территории Мурманской области» установлено, что для организаций со среднесписочной численностью работников от 101 до 500 должно быть оборудовано 1 специальное рабочее место. В соответствии с пунктом 1.1. Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов (рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов) создаются за счет собственных средств организаций в двухмесячный период с момента принятия согласованного решения между работодателем и инвалидом с учетом характера производства и мотивации к труду в конкретной организации. Функции государственного контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляются в соответствии с действующим законодательством Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области. В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой Октябрьского административного округа г. Мурманска проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, установлено, что по информации, предоставленной в прокуратуру Мурманской области Управлением государственной службы занятости населения Мурманской области, в Дата филиал ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» - «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» не представил сведений о вакансиях для трудоустройства инвалидов. По сообщению ответчика от Дата, численность работников предприятия на Дата составила .... человек. Квота для приема на работу инвалидов - .... человека (2% от численности работников) и минимальное количество специальных рабочих мест на предприятии 1 человек. Инвалиды на предприятии не трудоустроены, вакансий для трудоустройства инвалидов нет. В обоснование причины не заполнения вакансий для инвалидов, ответчиком указано, что деятельность предприятия предъявляет жесткие и дополнительные требования к функциональным возможностям и здоровью работников Мурманского ОРТПЦ, так как в ходе выполнения своих производственных обязанностей они сталкиваются с вредными или опасными производственными факторами и работами. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Мурманской области № 375-ПП от 06.10.2005 года работодателями формируются и самостоятельно утверждаются перечни профессий и рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, в пределах установленной квоты. Работодателями ежемесячно предоставляются в органы службы занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе специальных, а также информация о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Рабочие места, на которых на момент установления квоты работают инвалиды, учитываются в общем установленном количестве квотируемых рабочих мест. Трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно либо по направлениям органов службы занятости населения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Выполнением квоты считается: создание или выделение работодателями рабочих мест для инвалидов в пределах установленной квоты, подтвержденное распорядительными документами, копии которых предоставляются в органы службы занятости населения; трудоустройство работодателями инвалидов в соответствии с трудовым законодательством. За отказ в приеме на работу инвалида в счет установленной квоты работодатели несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Исходя из численности работников Мурманского филиала ответчика и требований вышеуказанного законодательства, минимальное количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты, составляет .... рабочих места, в том числе 1 специальное рабочее место. При указанных обстоятельствах и требованиях законодательства, уточненные требования прокурора об обязании ответчика обеспечить в Мурманском филиале создание для трудоустройства инвалидов 2 рабочих мест и 1 специального рабочего места, соответствует требованиям законодательства, и подлежат удовлетворению. Довод ответчика о том, что исковые требования о понуждении к созданию и выделению квотированных рабочих мест в филиале РТРС «Мурманский ОРТПЦ», которое является обособленным подразделением юридического лица - РТРС, заявлены не правомерно, поскольку требования о создании указанных рабочих мест могут быть заявлены только в целом по РТРС, исходя из общей численности работников РТРС, по мнению суда, не основаны на законе по следующим основаниям. Согласно подпункту 54 пункта 1.11 Устава РТРС, Мурманский ОРТПЦ является одним из филиалов РТРС, который осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, Уставом РТРС, Положением, локальными нормативными актами РТРС, решениями и указаниями Генерального директора РТРС, приказами и распоряжениями Директора филиала. Руководство деятельностью Филиала осуществляет директор филиала, действующий на основании доверенности, который представляет интересы РТРС в пределах предоставленных ему полномочий, в том числе осуществляет права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками филиала, являясь при этом представителем РТРС. В судебном заседании прокурор уточнил, что его требования адресованы именно юридическому лицу РТРС, но предъявлены в суд по месту нахождения Мурманского филиала данного юридического лица и касаются неисполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов именно в деятельности Мурманского филиала юридического лица. Судом были приняты меры по надлежащему извещению о месте и времени судебного заседания ответчика по месту нахождения его головной организации, туда же было направлено исковое заявление прокурора. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что дополнительный отзыв по иску, представленный в материалы дела, составлен в Мурманском филиале по согласованию с головной организацией ответчика. Суд, соглашаясь с требованиями прокурора, полагает, что в данном случае не имеет правового значения общая численность работников РТРС, поскольку данная общая численность работников РТРС складывается, в том числе из численности работников его филиалов. При этом, поскольку согласно требованиям законодательства, расчет квоты осуществляется от численности работников предприятия, которая, в свою очередь, складывается из численности работников его филиалов, расчет квоты в целом по предприятию должен соответствовать сумме расчетов квоты по обособленным филиалам и головному предприятию юридического лица. При таких обстоятельствах, по мнению суда, прокурор вправе требовать возложить на ответчика обязанность по устранению нарушений законодательства в деятельности одного из своих филиалов, путем принятия мер, критерии которых соответствуют требованиям закона. Иная оценка действующего законодательства в рассматриваемой сфере приводила бы к таким последствиям, при которых квота распределялась бы головной организацией между филиалами по своему усмотрению, что приводило бы к неисполнению обязательных требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов по месту нахождения отдельных филиалов организаций, снижению уровня социальной защищенности указанных категорий лиц. Исковые требования прокурора направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц - инвалидов. При таких обстоятельствах суд считает правомерным и соответствующим положениям ст. 45 ГПК РФ обращение прокурора в суд с настоящим иском. На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушение ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, не обеспечивает инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности и создание им равных возможностей с другими гражданами участия в жизни общества, а также конкурентоспособности на рынке труда, в связи с чем, находит исковые требования прокурора обоснованными. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Суд, с учетом пояснений представителя ответчика, считает необходимым и целесообразным установить срок его исполнения до Дата. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 197-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Мурманска в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, удовлетворить. Возложить на ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» обязанность обеспечить в филиале «Мурманский областной радиотелевизионный передающий центр» выделение и создание для трудоустройства инвалидов, в счет установленной квоты, .... рабочих места и 1 специальное рабочее место, в срок до Дата. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней с момента вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий А.В. Кулдыкин