2-3020/2011 Оспаривание действий должностных лиц,связанных с призывом на военную службу.



Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2011 года

Дело № 2-3020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата         город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре - Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Халаева П.Е. об оспаривании действий должностных лиц, связанных с призывом на военную службу.

УСТАНОВИЛ:

     Халаев П.Е. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с заявлением об оспаривании действий должностных лиц, связанных с призывом на военную службу.

     В обоснование указал, что Дата он получил повестку, по которой его обязывали Дата к 09.00 явиться на призывной пункт г. Мурманска по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, 53, кабинет № **, для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним. До получения повестки для прохождения медицинского освидетельствования им не было получено никаких направлений на прохождение предварительных диагностических исследований перечисленных выше, также об этом он не был уведомлен ни одним из возможных способов. Полагает, что приход повестки на прохождение медицинского освидетельствования раньше направления на прохождение предварительной диагностики является незаконным, так как противоречит пункту 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123, пункту 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу Приложения № 3 к Приказу Министра обороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года № 240/168, а также нарушен п.8 указанной инструкции, в котором говорится, что сведения о результатах флюрографического, лабораторных исследований, а также профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу». Полагает, что данное нарушение, влечет за собой возможные серьезные осложнения со здоровьем у него и других призывников в армии, выражающиеся в обострении существующих недомоганий и развитии новых, признаки которых могли быть выявлены предварительной диагностикой. Кроме того, вызов его на медицинское освидетельствование до окончания отсрочки, связанной с его обучением по очной форме обучения на отделении .... факультета ***** является незаконным, так как противоречит п.3 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ. Кроме того, указал, что Дата в призывную комиссию г. Мурманска через военный комиссариат г. Мурманска им было подано заявление о замене ему военной службы по призыву альтернативной службой. Заседание призывной комиссии по рассмотрению его заявления назначено не было, полагает, что вызов его на медицинское освидетельствование до рассмотрения заявления также является незаконным, так как нарушается пункт 19 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 года № 256, по которому заседание призывной комиссии с его участием предшествует медицинскому освидетельствованию. Просит суд признать действия должностных лиц военного комиссариата по направлению его на медицинское освидетельствование до прохождения необходимых диагностических исследований не законными и необоснованными. Взыскать с ответчика понесенные судебные расходы в размере 200 рублей.

     В судебном заседании заявитель на удовлетворении заявления настаивал.

     Представитель Военного комиссариата Мурманской области и Призывной комиссии города Мурманска Коржов В.А. в судебном заседании с заявлением Халаева П.Е. не согласился. Суду пояснил, что Халаев П.Е. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманск. Дата решением призывной комиссии города Мурманска ему предоставлена отсрочка по пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». В личном деле призывника имеется справка из ***** из которой следует, что он обучается по направлению подготовки (специальности) № **, имеющему гос. аккредитацию Серия № ** регистрационный № ** от Дата. Однако установлено, что согласно Приложению № ** к Свидетельству о гос. аккредитации Серия № ** регистрационный № ** от Дата в Перечне аккредитованных образовательных программ отсутствует специальность № **, по данному факту органами прокуратуры проводится проверка. В связи с тем, что Халаев П.Е. оснований для отсрочки не имеет, он вызван повесткой на призывной пункт г. Мурманска для медицинского освидетельствования и мероприятий связанных с ним, в том числе и с целью выдать направления военного комиссариата на прохождение диагностических исследований в соответствии с требованиями п.15 Положения о военно-врачебной экспертизе. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

     Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев личное дело призывника, суд находит заявление Халаева П.Е. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы. Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) следует, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 1999 года № 587, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).

Из подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

Как установлено в судебном заседании, Халаев П.Е., Дата рождения, состоит на учете в Военном комиссариате города Мурманска с Дата.

В личном деле призывника Халаева П.Е. имеется справка ***** от Дата, согласно которой он в Дата поступил в ***** и обучается по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) № **, имеющему государственную аккредитацию Серия № ** регистрационный № ** от Дата до Дата Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, имеющему лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского образования Серия № ** регистрационный № ** от Дата до Дата. Срок окончания образовательного учреждения указан Дата.

Решением призывной комиссии г. Мурманска от Дата № ** ему предоставлена отсрочка по пп. «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до Дата.

Повесткой серии № ** Халаев П.Е. был оповещен о явке на призывной пункт города Мурманска Дата к 09.00 для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним.

Согласно справке ***** № ** от Дата Халаев П.Е. является студентом .... курса очной формы обучения .... факультета, обучается на госбюджетной основе, зачислен Дата, предполагаемый срок окончания обучения Дата.

    Как следует из части 4 статьи 26 Закона, порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 (далее Положение), призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации.

    Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).

    Согласно пункту 4 Положения в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предварительном назначении призывника в вид, род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

     В силу пунктов 17, 18 Положения при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.

     Из Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 (далее Инструкция) следует, что изучение граждан, в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу, проводится военным комиссариатом с момента первоначальной постановки их на воинский учет и до отправки к месту прохождения военной службы под личным руководством военного комиссара в два этапа. Первый этап - изучение всех граждан, признанных по состоянию здоровья годными к военной службе, в том числе с незначительными ограничениями, с момента первоначальной постановки на воинский учет до начала мероприятий, связанных с призывом их на военную службу (до достижения гражданами 18-летнего возраста). Второй этап - изучение граждан, которые в соответствии с документированными результатами первого этапа изучения подлежат призыву на военную службу и не имеют права на освобождение от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу, на отсрочку от призыва на военную службу, осуществляемое в период подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом из на военную службу.

     В соответствии пунктами 26, 27, 28 Инструкции в процессе изучения выявляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, при этом годные по морально-деловым качествам и по состоянию здоровья для исполнения специальных обязанностей военной службы, годные для подготовки по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях, а также ранее привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом, состоящие на учете в органах внутренних дел за правонарушения, состоящие или состоявшие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах и других медицинских учреждениях, а также имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям. При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва, которые приобщаются к материалам личного дела призывника.

    По итогам проведенного изучения должен быть объективно оценен каждый призывник. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения отражаются в листе изучения призывника. На основании материалов изучения гражданина военный комиссар в листе изучения призывника и разделе IV учетной карты призывника делает заключение о предварительном предназначении его в определенный вид, род войск Вооруженных сил или о необходимости освобождения его или предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу и в последующем выносит это заключение на рассмотрение призывной комиссии для принятия окончательного решения.

Пунктом 34 Инструкции установлено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Согласно пункту 3 Приложения № 32 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: обучающегося по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.

Халаев П.Е. предоставил необходимые документы для подтверждения права на отсрочку на время обучения.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что поскольку согласно Приложению № ** к Свидетельству о гос. аккредитации Серии № ** регистрационный № ** от Дата в Перечне аккредитованных образовательных программ отсутствует специальность № **, по которой обучается Халаев П.Е., следовательно, он не имеет права на отсрочку от призыва, не может быть признан законными и обоснованными.

Так, согласно статье 20 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «О образовании» при утверждении новых профессий и направлений подготовки (специальностей) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливается их соответствие отдельным профессиям и направлениям подготовки (специальностям), указанным в предыдущих перечнях профессий и направлений подготовки (специальностей), в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию или Общероссийском классификаторе специальностей высшей научной квалификации.

При установлении такого соответствия образовательное учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность в целях подготовки по профессиям и направлениям подготовки (специальностям), по которым установлено соответствие, на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

17 февраля 2011 года Министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ № 201 «Об установлении соответствия направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификаций (степеней) «бакалавр» и «магистр», перечни которых утверждены приказом министерства образования и науки РФ от 17 сентября 2009 года № 337, направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 года № 1136, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, указанным в общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 года № 276-СТ». Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 20 мая 2011 года № 20824.

Согласно приложению № 1 к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2011 года № 201 «Соответствие направлений подготовки высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени ) «бакалавр», перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 года № 337, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2010 года № 168 и от 12 августа 2010 года № 856, направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицам квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации «дипломированный специалист», указанным в общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003, принятом и введенном в действие Постановлением государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30 сентября 2003 года № 276-СТ, с изменениями № 1/2005 ОКСО, введенными в действие Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии с 01 октября 2005 года и № 2/2010 ОКСО, принятыми приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 марта 2010 года № 48-ст и введенными в действие с 1 июня 2010 года, направление подготовки № ** соответствует кодам 080100, 080101, 080102, 080103, 080104,080105, 080107,080109, 080109, 080116, 080502, 080600, 080601.

Согласно приложению № 1 к Свидетельству о государственной аккредитации от Дата Серия № ** регистрационный № ** в перечне аккредитованных образовательных программ ***** поименованы направления подготовки № **, № **, № **», № **.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством уполномоченным органом установлено соответствие специальности, по которой обучается заявитель, тем специальностям, которые указаны в перечне аккредитованных образовательных программ *****, и данное учебное заведение вправе продолжать образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Проанализировав представленные суду доказательства и значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что право Халаева П.Е. на отсрочку от военной службы на основании пп «а» п. 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не утрачено.

При таких обстоятельствах, действия отдела Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску по направлению Халаеву П.Е. повестки о необходимости явки Дата к 09 часам на призывной пункт города Мурманска для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним, при наличии решения о предоставлении ему отсрочки до Дата, являются незаконными.

Кроме того, В соответствии с пунктами 5, 6, 13, 15, 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее - повестки). Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе. Одной из обязанностей военно-врачебных комиссий (далее - ВВК), как органов, проводящих военно-врачебную экспертизу, является организация и проведение медицинского освидетельствования, в т.ч. граждан, при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет. При этом организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию, как следует из пункта 13 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) о состоянии здоровья, категории годности к военной службе (службе в органах), о годности к обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям выносятся большинством голосов присутствующих на заседании членов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан согласно приложению к Положению.

В соответствии с пунктом 9 данного Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" Министром обороны РФ и Министерством здравоохранения РФ издан приказ № 240/168 от 23.05.2001 года, которым утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение N 3 к настоящему Приказу).

Согласно пункту 4 данной Инструкции ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует: из медицинских учреждений, в том числе списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.

Согласно пункту 6 Инструкции не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.

Согласно пункту 7 Инструкции сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в раздел II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах

Согласно пункту 8 Инструкции врач - специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико - инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе, которое заносится в раздел 2 учетной карты призывника и карту медицинского освидетельствования гражданина.

Согласно пункту 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400, и Приложению № 31 к данной Инструкции, граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.

Как следует из представленного личного дела призывника Халаева П.Е., отдел Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску направил Халаеву П.Е. повестку о необходимости явки Дата к 09 часам на призывной пункт города Мурманска для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним, без предварительного проведения соответствующих исследований и получения анализов, что противоречит вышеприведенным требованиям законодательства.

По вопросу, связанному с направлением заявителю повестки, с учетом того, что им было направлено в военкомат заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, судом установлено следующее.

Как следует из представленного личного дела призывника Халаева П.Е., отдел Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску направил Халаеву П.Е. повестку о необходимости явки Дата к 09 часам на призывной пункт города Мурманска для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним.

Заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой Халаевым П.Е. подготовлено Дата и зарегистрировано в отделе Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску только Дата.

В связи с изложенным, нарушений действующего законодательства в указанной части в действиях должностных лиц отдела Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску не имеется.

     Анализируя значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, то есть в данном случае с Военного комиссариата Мурманской области в пользу Халаева П.Е. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей 00 копеек.

     На основании изложенного, руководствуясь статьями 98,194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Халаева П.Е. об оспаривании действий должностных лиц, связанных с призывом на военную службу, удовлетворить.

Признать незаконным действия отдела Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску по направлению на имя Халаева П.Е., Дата года рождения, уроженца города Мурманска, повестки о необходимости явки Дата к 09.00 часам на призывной пункт города Мурманска для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий связанных с ним.

Взыскать с Военного комиссариата Мурманской области в пользу Халаева П.Е. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:                                                                               А.В. Кулдыкин