Мотивированное решение изготовлено 27 июля 2011 года Дело № 2-2459 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 28 июня 2011 года город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Янкина И.В. об оспаривании действий налогового органа, УСТАНОВИЛ: Янкин И.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий налогового органа. В обоснование заявления указал, что Дата он обратился в ИФНС России по городу Мурманску с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом по всем налогам по форме № **. Согласно сведениям, содержащимся в выданной справке № **, по состоянию на Дата за ним числится задолженность по НДФЛ в размере .... рублей 32 копейки. Полагает, что налоговым органом неправомерно отражены в справке № ** сведения об имеющейся у него задолженности без указания информации о невозможности ее взыскания ответчиком по следующим основаниям: исходя из справки за ним числится задолженность по НДФЛ в размере .... рубль 41 копейка, пени по НДФЛ в сумме .... рублей 71 копейка, штраф по НДФЛ в сумме .... рублей 20 копеек. Письмом ИФНС России по г. Мурманску от Дата № ** истцу было сообщено, что недоимка по НДФЛ образовалась в Дата: за Дата по сроку уплаты Дата в сумме .... рублей, за Дата по сроку уплаты Дата в сумме .... рубля 98 копеек, за Дата по сроку уплаты Дата в сумме .... рублей 87 копеек, за Дата по сроку уплаты Дата в сумме .... рублей 87 копеек. До Дата налоговым законодательством РФ был предусмотрен судебный порядок взыскания недоимки и пени, штрафов по налогам и сборам. Мер по взысканию налога и пеней с истца во внесудебном или судебном порядке налоговый орган не принимал, сроки для взыскания пропущены. По смыслу п.3 и 9 ст. 46 Кодекса в случае пропуска налоговым органом срока вынесения решения о взыскании налога, пеней налоговый орган при отсутствии судебного решения о взыскании с налогоплательщика сумм налога, пеней не вправе принудительно взыскивать такую задолженность. В соответствии с п.10 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика. Включение в справку в качестве задолженности сумм налогов и пеней по налогам создает налогоплательщику препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. По его мнению, ИФНС России по городу Мурманску утратила право на взыскание этих сумм, в связи с чем, не имеет права указывать данные суммы как задолженность налогоплательщика. В справке по состоянию на Дата содержатся сведения о задолженности без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в данном случае, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату налоговым органом возможности ее взыскания. Просит суд признать действия ИФНС России по г. Мурманску, выразившиеся в выдаче справки № ** о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам физических лиц по состоянию на Дата со сведениями об имеющейся задолженности по НДФЛ в размере .... рублей 32 копеек (налог - .... рубль 41 копейка, пени .... рублей 71 копейка, штраф - .... рублей 20 копеек), незаконными и обязать ИФНС России по г.Мурманску устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Янкина И.В. путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам физических лиц с указанием информации об утрате налоговым органом возможности взыскания указанных сумм налога, пени, штрафа. В судебном заседании представитель заявителя Мешкова Ю.С. поддержала доводы, изложенные в заявлении. Представитель заинтересованного лица ИФНС России по городу Мурманску А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Суду пояснил, что действия инспекции заключались в выдаче справки по заявлению налогоплательщика Янкина И.В. Инспекция действовала в соответствии с законодательством. Справка не возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате отраженной в ней задолженности, носит информативный характер. Кроме того, налогоплательщик не является индивидуальным предпринимателем, справка не создает препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Полагает, что заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и свобод действиями ИФНС. Просил в удовлетворении заявления отказать. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает, что заявление удовлетворению не подлежит по следующим основаниям. Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Судом установлено, что Дата Янкин И.В. обратился в ИФНС России по г. Мурманску с заявлением о выдаче справки о состоянии расчетов с бюджетом АО по всем налогам по форме № **. Согласно Справке № ** о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням штрафам физических лиц по состоянию на Дата за Янкиным И.В. числится задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере .... рубль 41 копейка, задолженность по пени в размере .... рублей 71 копейки, задолженность по налоговым санкциям .... рублей 20 копеек. В справке указано, что данная справка не является документом, подтверждающим исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. Сведения о состоянии расчетов налогоплательщиков отражаются в карточках лицевых счетов, которые ведут налоговые органы в установленном порядке. Из письма ИФНС России по г. Мурманску от Дата следует, что задолженность по налогу на доходы физических лиц, с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст. 224 НК РФ, у Янкина И.В. образовалась ранее Дата, начисления налога были проведены в ..... В соответствии со статьей 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: 1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации; 2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника; 3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации; 4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам; 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с положениями пункта 104 «Административного регламента Федеральной налоговой службы по исполнению государственной функции по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлению форм налоговых деклараций (расчетов) и разъяснению порядка их заполнения», утвержденного Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 года № 9н, должностное лицо, ответственное за исполнение государственной функции, получившее запрос налогоплательщика (его представителя) на исполнение, не позднее двух рабочих дней со дня поступления запроса в инспекцию ФНС России формирует на основании информационных ресурсов инспекции ФНС России и документов, поступивших в инспекцию ФНС России на дату формирования справки, соответствующую справку (приложения N 8, N 9 к настоящему Административному регламенту) на дату, указанную в запросе. Справка не возлагает на налогоплательщика обязанность по уплате отраженной в ней задолженности, носит информативный характер. ИФНС России по городу Мурманску, действуя в рамках законодательства, выдала справку по заявлению налогоплательщика, на основании лицевого счета налогоплательщика. Таким образом, нарушений действующего законодательства в действиях ИФНС России по городу Мурманску судом не установлено, права и законные интересы Янкина И.В. налоговым органом не нарушены. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Заявление Янкина И.В. об оспаривании действий налогового органа, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий А.В. Кулдыкин