Дело № 2-3169/2011 РЕШЕНИЕ Дата Октябрьский суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Быриной Д.В., при секретаре Михеевской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ключникова И.С. об оспаривании действий военного комиссариата по городу Мурманску, УСТАНОВИЛ: Ключников И.С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий военного комиссариата по городу Мурманску. В обоснование заявления указал, что был обязан повесткой явиться на призывной пункт г. Мурманска Дата к 9:00 для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним. Полагает, что заинтересованным лицом был нарушен порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, определенный п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе (утв. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года № 123) и п. 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу (прил. к приказу Министра обороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года № 240/168), поскольку был вызван на медицинское освидетельствование ранее направления на прохождение предварительных диагностических исследований, что является незаконным. Кроме того, вызов его на медицинское освидетельствование до окончания отсрочки, связанной с его обучением по очной форме обучения на отделении ****ского факультета *****, противоречит пункту 2 ст. 24 Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ. Просит признать действия должностных лиц военного комиссариата не законными, взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей. В судебном заседании Ключников И.С. поддержал заявленные требования по вышеизложенным основаниям. Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата по городу Мурманску возражал против удовлетворения заявления по тем основаниям, что Инструкция, на которую ссылается заявитель, распространяется только при призыве на военную службу граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Кроме того, заявитель не имеет права на отсрочку в связи с обучением, т.к. обучается по специальности, которая не имеет аккредитации. Просил в удовлетворении требования отказать. Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно положений статей 1, 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту). Как следует из пояснений заявителя, Дата им была получена повестка, которой он был обязан явиться Дата к 9:00 часам на призывной пункт г. Мурманска для прохождения медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним. Полагает, что до получения повестки для прохождения медицинского освидетельствования ему в соответствии с п. 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123, и п.7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан РФ при призыве на военную службу, являющейся приложением № 3 к Приказу Министра обороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168, он должен был быть направлен на прохождение предварительных диагностических исследований. Между тем, в соответствии со статьей 5 Федерального закона проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, медицинскому переосвидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов. Согласно пункта 3 статьи 5.1 Федерального закона граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. В соответствии с главой 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением правительства РФ от 25.02.2003 года № 123 организация медицинского освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет возлагается на комиссии по постановке граждан на воинский учет, создаваемые в военном комиссариате. Организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию (пункт 13). До медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет в отношении их ежегодно проводятся медицинские осмотры, обследования (наблюдения), а также лечебно-оздоровительные мероприятия и профилактические прививки. Организация и проведение медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок возлагаются на территориальные органы управления здравоохранением и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения. Порядок организации и проведения медицинских осмотров, обследований (наблюдений), лечебно-оздоровительных мероприятий и профилактических прививок, ведения учета и отчетности, осуществления контроля за этой работой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития, совместно с Министерством обороны Российской Федерации (пункт 14). Таким образом, из положений указанных правовых норм следует, что до медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет в отношении них ежегодно проводятся медицинские осмотры, обследования (наблюдения), а также лечебно-оздоровительные мероприятия, проведение которых возлагается на территориальные органы управления здравоохранением. Указанные мероприятия направлены на выявление имеющихся у будущих призывников заболеваний. Пункт 15 Положения о военно-врачебной экспертизе предусматривает, что военные комиссариаты осуществляют направление граждан до медицинского освидетельствования на диагностические исследования в порядке и объеме, устанавливаемых Министерством обороны Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти. Инструкция, являющаяся приложением № 3 к Приказу Министра обороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 г. № 240/168, на которую ссылается заявитель, разработана и применяется только в отношении граждан, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Согласно материалам дела, заявителю такая отсрочка не предоставлялась, соответственно, применение положений указанной инструкции в отношении него нельзя признать обоснованным. Как следует из личного дела призывника Ключникова И.С., он был принят на учет в военный комиссариат ****ского и ****ского районов Дата С Дата состоит на учете в ВК г.Мурманска. Был впервые призван Дата, и ему была предоставлена отсрочка до Дата по п.п. «а» п.2 ст.24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Ключников И.С. является студентом .... курса очной формы обучения ****ского факультета *****. Вместе с тем, как установлено заинтересованным лицом в ходе проверки представленные ***** в адрес призывной комиссии справки установленного образца, в том числе в отношении Ключникова И.С., содержат недостоверные сведения о наличии аккредитации для не аккредитованных направлений (специальностей), по которым обучались граждане, претендующие на получение отсрочки от призыва на военную службу, что в свою очередь послужило основанием для получения отсрочки от призыва на военную службу призывникам, обучающимся в ***** с Дата. Из представленного суду свидетельства Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки о государственной аккредитации от Дата Серия № ** регистрационный № ** и приложений к нему следует, что специальности, по которым обучался заявитель в Дата - <данные изъяты> и <данные изъяты>, и в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от военной службы, не имеют аккредитации. Таким образом, с учетом положений статьи 24 Федерального закона Ключников И.С. не имеет права на отсрочку и подлежит призыву на военную службу. Учитывая указанные обстоятельства, оснований для признания действий военного комиссариата по городу Мурманску не законными не имеется. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Ключникова И.С. об оспаривании действий военного комиссариата по г. Мурманску отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Д.В. Бырина
именем Российской Федерации