2-2875/2011 Понуждение к получению лицензии.



Дело № 2-2875

Принято в окончательной форме 29 августа 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 августа 2011 года                                                                    г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Шуминовой Н.В.,

при секретаре Гамаюновой М.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту неопределённого круга лиц к МОУ «СОШ № **», Комитету по образованию администрации г. Мурманска о понуждении к получению лицензии и приведении помещения медицинского назначения в соответствие с требованиями СанПина 2.4.1178-02,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска, действуя в защиту неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к к МОУ «СОШ № **», Комитету по образованию администрации г. Мурманска о понуждении к получению лицензии и приведении помещения медицинского назначения в соответствие с требованиями СанПина 2.4.1178-02.

В обоснование иска указано, что в ходе проверки было установлено, что между МОУ СОШ № ** и МУЗ «Детская поликлиника № **» был заключен договор на медицинское обеспечение обучающихся муниципального образовательного учреждения, однако в нарушение п. 2.3.22 СанПиНа 2.4.2.1178-02 при медицинском пункте отсутствует процедурный кабинет и самостоятельный санузел, что является нарушением норм СанПин. Кроме того, поскольку на территории школы осуществляется медицинская деятельность, образовательное учреждение обязано получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.Просит обязать ответчиков в срок до Дата устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а также обязать общеобразовательное учреждение подготовить и направить в лицензирующий орган документы для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности.

До рассмотрения дела по существу представитель истца уточнила исковые требования, отказавшись от иска в части обязания общеобразовательного учреждения подготовить и направить в лицензирующий орган документы для получения лицензии на право осуществления медицинской деятельности. На удовлетворении исковых требований в части обязания ответчиков привести помещение медицинского пункта в соответствии с требованиями СанПин в срок до Дата настаивала, пояснив, что данное помещение не изолировано от другого помещения - кабинета психолога, так как между ними отсутствует глухая стена. Данное положение вызвано наличием оконных блоков, расположенных таким образом, что стену, разделяющую кабинеты, невозможно довести до конца. Считает, что путем замены оконных блоков, их перемещения, данное нарушение может быть устранено, в части санузла также уточнила свои требования, пояснив, что в данной части никаких нарушений СанПин общеобразовательным учреждением не допущено.

Представитель ответчика - МОУ « СОШ № **» в судебном заседании возражала против уточненного иска в части срока устранения, поскольку денежные средства выделены с расчетом исполнения заявленного требования в Дата, ранее произвести необходимые действия просто невозможно. Кроме того, СанПин, на который ссылается истец, утратят силу Дата.

Представитель ответчика - Комитета по образованию администрации              г. Мурманска поддержал позицию представителя общеобразовательного учреждения, пояснив суду, что само обязание в срок до Дата не имеет смысла, так как СанПин 2.4.2.1178-02 утратит силу Дата, что уже ставит под вопрос обоснованность обязания школы и Комитета к исполнению требований прокуратуры.

Представитель третьего лица - МУЗ «Детская поликлиника № **»                 г. Мурманска в судебное заседание не явился, имеется отзыв, согласно которому указанное третье лицо никаких возражений и доказательств в рамках рассматриваемого дела не имеет. О причинах неявки суду не сообщено, об отложении слушания не заявлено. Ранее указанным учреждением выражалась позиция о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

Представитель третьего лица Управления Росздравнадзора по Мурманской области в судебном заседании пояснила, что в части обязания приведения помещения медицинского назначения в соответствие с нормами СанПин каких-либо возражений не имеет, оставила решение на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства здравоохранения Мурманской области в судебном заседании также оставил решение в части обязания приведения помещения медицинского назначения в соответствие с нормами СанПин на усмотрение суда.

Представитель третьего лица - Министерства образования Мурманской области в судебное заседание, будучи надлежаще извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился, отзыва на иск не представил, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания или рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Суд, исходя из статьи 167 ГПК РФ, с учетом отсутствия возражений со стороны явившихся лиц, находит возможным рассмотреть дело при настоящей явке сторон.

Суд, заслушав представителей явившихся сторон, исследовав материалы дела, находит уточненный иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 31 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно статье 32 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 «Об образовании», образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

Статьей 3.6 Постановления Администрации г. Мурманска № 620 от 28.054.2006 года «Об утверждении положения о Комитете по образованию Администрации города-героя Мурманска», обязанность по содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий возложена на Комитет по образованию Администрации г. Мурманска.

Согласно п. 1.2 Положения о Комитете по образованию Администрации г. Мурманска, утвержденного постановлением Администрации г. Мурманска № 620 от 28.04.2006 года, Комитет является структурным подразделением Администрации г. Мурманска. Комитет организует совместную деятельность со структурными подразделениями администрации города по вопросам воспитания и содержания детей и школьников, охраны здоровья, прав несовершеннолетних. В соответствии с разделом 3 Положения, Комитет по образованию Администрации г. Мурманска выступает учредителем муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обеспечивает организационно-финансовые условия исполнения смет расходов подведомственными учреждениями.

Пунктом 1 статьи 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» N 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. предусмотрено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 ноября 2002 года № 44 введены в действие Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02». Вышеназванные санитарно-эпидемиологические правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность, и определяют санитарно-гигиенические требования, в том числе к участку общеобразовательного учреждения.

В соответствии с п. 2.3.22 СанПиН 2.4.2.1178-02 медицинский пункт общеобразовательного учреждения включает следующие помещения: кабинет врача длиной не менее 7 м (для определения остроты слуха и зрения обучающихся), площадью не менее 14 кв.м; кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным шкафом; процедурный кабинет, площадью 14 кв.м; кабинет психолога, площадью 10 кв.м.

Судом установлено, что Дата в целях охраны здоровья воспитанников МОУ «СОШ № **» и МУЗ «Детская поликлиника № **»                 г. Мурманска был заключен договор на медицинское обеспечение обучающихся муниципального образовательного учреждения. В силу же вышеприведенных норм общеобразовательное учреждение несет обязанность по предоставлению своего помещения, специально предназначенного для осуществления медицинской деятельности на территории школы приглашенными специалистами.

Прокуратурой Октябрьского АО г. Мурманска проведена проверка МОУ «СОШ № **», которая выявила, что общеобразовательное учреждение не обеспечило предоставление помещения медицинского назначения в полной мере соответствующего нормам СанПин, поскольку данное помещение не имеет изолированного характера в силу конструктивных особенностей здания и проведенных в дальнейшем работ по установлению перегородки между медицинским кабинетом и кабинетом психолога. В результате наличия оконных блоков с подоконниками стена между данными кабинетами не доведена до конца, а заканчивается в пределах подоконника, в результате чего имеется зазор шириной в 10 см.

Данное обстоятельство не отрицалось в ходе рассмотрения дела представителями ответчика.

Учитывая специализированный характер медицинского кабинета в школе, а также возможность возникновения среди учащихся школы заболеваний, могущих принять массовый характер в силу их высокой степени заразности, суд считает необходимость соблюдения карантинных мероприятий на территории школы, в том числе - временное изолирование учащихся - носителей указанных заболеваний до прибытия, в частности, врачей скорой медицинской помощи или организации доставления указанных учащихся в медицинские учреждения иным образом, прямо проистекающей из требований законодательства. Прямой обязанностью общеобразовательного учреждения является создание условий для своих учащихся, а также персонала школы, которые будут способствовать охране их здоровья и профилактике возникновения заболеваний на территории школы, а также их последующего распространения за ее пределами.

Прямого указания в СанПин 2.4.1178-02 о том, что все помещения, входящие в медицинский пункт общеобразовательного учреждения, должны быть изолированы друг от друга, не имеется, в предписании Управления Роспотребнадзора по Мурманской области от Дата № ** также отсутствует указание на нарушение в данной части.

Однако суд полагает обоснованным исходить из того, что при наличии опасности распространения инфекции карантинные мероприятия на территории школы подразумевают изолированность процедурного кабинета, входящего в медицинский пункт наряду с кабинетом психолога, учитывая также, что весь медпункт в целом, согласно пункту 2.5.2 СанПин 2.4.1178-02, должен обладать отдельной системой вытяжной вентиляции.

Следовательно, наличие зазора в стене между двумя кабинетами ведет к несоблюдению санитарно-гигиенических норм, повышает опасность распространения инфекций на территории школы, а также нивелирует карантинные мероприятия, которые могут применяться в общеобразовательном учреждении в период обострения эпидемиологической обстановки.

Суд учитывает, что представители ответчика не отрицали возможность проведения мероприятий по замене оконных блоков, чтобы устранить указанный зазор, более того, подтвердили, что предприняты действия по исполнению данных работ.

Довод представителей ответчиков о том, что СанПин 2.4.1178-02 утратит силу с Дата, в данном случае не имеет правового значения для рассматриваемого спора, поскольку суд обязан руководствоваться действующим на момент рассмотрения дела законодательством.

Также не принимает суд довод МОУ «СОШ № **» о том, что в указанный срок исполнить решение суда при удовлетворении уточненного иска прокурора будет невозможно, поскольку выделение бюджетных средств предусматривает исполнение требований по замене оконных блоков только в Дата, поскольку МОУ «СОШ № **» в силу своих предусмотренных законодательством обязанностей в сфере охраны здоровья учащихся, с учетом ранее вынесенного в его адрес предписания Управления Роспотребнадзора по МО от Дата могло предпринять необходимые действия ранее.

Таким образом, требования истца о понуждении к приведению помещения медицинского назначения в соответствие с требованиями СанПина 2.4.1178-02 обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту неопределённого круга лиц к МОУ «СОШ № **», Комитету по образованию администрации г. Мурманска об обязании устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем приведения медицинского пункта в соответствие с нормами СанПин 2.4.1178-02 - удовлетворить.

Обязать МОУ «СОШ № **», Комитет по образованию администрации                г. Мурманска в срок до Дата устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем замены оконных блоков в медицинском пункте.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

      Председательствующий:                                       Н.В. Шуминова