Дело № 2-3452
Принято в окончательной форме 30 августа 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 августа 2011 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе:
председательствующего – судьи Шуминовой Н.В.,
при секретаре Смолиной К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Селиванова А.А. к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
Селиванов А.А. обратился в суд с иском к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда».
В обоснование исковых требований указал, что с Дата является пенсионером органов внутренних дел, ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет. Имеет ведомственные награды – медали <данные изъяты>, нагрудный знак «За верность долгу». Считая, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда», обратился с соответствующим заявлением к ответчику, однако ему было отказано во включении в список лиц, претендующих на указанное звание в виду отсутствия смешанного стажа – 25 лет для мужчин. Полагает, что отказ незаконен, поскольку статья 7 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает, что на звание «Ветеран труда» могут претендовать лица, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также ведомственные награды. Отказ ему вызван тем, что Административным регламентом Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области предусмотрено ограничение, противоречащее закону, согласно которому обязательно наличие смешанного стажа не менее 25 лет для мужчин, военная служба из которых не менее 20 лет. В связи с этим, истец просит суд признать за ним право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать ответчика принять документы для получения удостоверения «Ветеран труда» и выдать данное удостоверение.
В судебное заседание истец не явился, направил в суд факсимильное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и направлении копии решения в его адрес.
Представитель истца Иванов С.Е. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагал, что отказ в принятии документов истца на присвоение ему звания «Ветеран труда», оформление и выдачу соответствующего удостоверения противоречит Федеральному закону, имеющему большую силу, чем регламент, которым сужен круг лиц, имеющих право на присвоение указанного звания.
Представитель ответчика Сидорова Н.А. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив суду, что никакого противоречия Федеральному закону Административный регламент не содержит, поскольку не сужает, а конкретизирует круг лиц, имеющих право претендовать на звание «Ветеран труда» в силу наличия определенных условий. Регламентом предусмотрено наличие смешанного стажа для лиц, которые получают пенсию по иным основаниям, чем те, которые предусмотрены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ». Поскольку истец получает пенсию на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, и их семей», то к нему и применяется пункт 1.5 регламента, предусматривающий наличие именно смешанного стажа не менее 25 лет для мужчин. У истца указанный стаж составляет на момент его обращения с заявлением .... лет 04 дня, соответственно, ниже предусмотренного, что и явилось основанием для отказа. В случае продолжения истцом своей трудовой деятельности, необходимый смешанный стаж он приобретет через .... лет. Кроме того, даже в этом случае его право на льготы, которые предусмотрены для «Ветеранов труда» он сможет начать реализовывать только по достижении возраста 55 лет. На основании изложенного просила в иске отказать.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Мурманской области, привлеченного к участию в деле по ходатайству представителя ответчика, в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв на иск, которым поддерживается позиция ответчика, а также выражено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства.
Суд, учитывая положения статьи 167 ГПК РФ, ходатайства истца и третьего лица о рассмотрении дела в их отсутствие, а также отсутствие возражений со стороны представителей истца и ответчика, находит возможным рассмотреть дело без участия Селиванова А.А. и Министерства труда и социального развития МО.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования удовлетворению не подлежащими.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Судом установлено, что истец является гражданином России и пенсионером органов внутренних дел, уволен со службы по сокращению штата, с назначением пенсии за выслугу лет с Дата, что подтверждается копией пенсионного удостоверения № ** от Дата.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Частью 4 указанной статьи оговорено, что порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Мурманской области издано постановление № 264-ПП от 24 июня 2009 года, которым утверждено Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития МО. Согласно подпункту 2.2.4.9 Положения Министерство исполняло одну из контрольных функций, а именно - организацию работы по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Мурманской области" и выдачу соответствующих удостоверений.
В связи с этим приказом Министерства здравоохранения и социального развития МО от 29 октября 2009 года № 421 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда (далее – Регламент), опубликованный в установленном порядке и действующий по настоящее время, распространяясь на правоотношения, возникшие с 01 ноября 2009 года.
С 01 марта 2011 года в связи с вступлением в действие постановления Правительства МО № 55-ПП от 11 февраля 2011 года функция по организации работы по присвоению званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Мурманской области" отошла в ведение Министерства труда и социального развития МО, что предусмотрено подпунктом 2.2.3.64 Положения о Министерстве труда и социального развития МО, утвержденного названным постановлением.
Осуществление этой функции производится Министерством труда и социального развития МО в соответствии с упомянутым ныне действующим Регламентом, иного нормативного правового акта Мурманской области, регулирующего предоставление государственной услуги "Присвоение звания "Ветеран труда" и выдача удостоверений ветерана труда, не имеется.
В то же время, именно ГОУ «ЦСПН г. Мурманска» передано осуществление приема, регистрации и рассмотрения документов от лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с последующим оформлением и направлением документов в адрес Министерства для рассмотрения, и в случае положительного решения, выдачи соответствующих удостоверений, как следует из Устава данного учреждения – пункт 3.3.6.
Подпункт 1.5 Регламента оговаривает, что заявителями на присвоение звания "Ветеран труда" и выдачу удостоверения ветерана труда являются:
- лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
- лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
- лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде центральных общественных организаций, массовых движений, объединений, которые через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, участвуют (участвовали) в управлении государственными и общественными делами, и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин);
- лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в службе (труде) и получающие пенсии по иным основаниям, чем это предусмотрено Федеральным законом "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (например, по линии государственных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), при наличии смешанного стажа (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, военная служба из которых менее 20 лет).
Истец полагает, что поскольку ему назначена пенсия за выслуг лет, то он имеет право на присвоение звания «Ветеран труда» с выдачей соответствующего удостоверения, в то время как сторона ответчика ссылается на подпункт 4 вышеприведенного пункта, указывая, что у истца не хватает смешанного стажа.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец считает, что подпункт 4 пункта 1.5 Регламента к нему не применим, поскольку противоречит Федеральному закону «О ветеранах», а именно – статье 7, которая содержит в себе четкое указание на лиц, могущих претендовать на звание «Ветеран труда», а регламент противоречит закону, сужая круг указанных лиц.
Однако суд не может согласиться с позицией истца в силу нижеследующего.
Ранее статья 7 Федерального закона «О ветеранах» имела отсылочный характер и ориентировалась в части определения трудового стажа на положения Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 от 20 ноября 1990 года, который действовал до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года. Этим законом устанавливались общие основания для получения пенсии по старости, в том числе при общем трудовом стаже мужчин не менее 25 лет, а женщин не менее 20 лет. Новым законом № 173-ФЗ исключены понятия «общий трудовой стаж» и «трудовой стаж», а условиями назначения пенсии по старости является достижение возраста 60 лет мужчинами и 55 лет – женщинами (в районах Крайнего Севера – 55 и 50 лет соответственно), а также наличие не менее пяти лет страхового стажа. В данном случае ответчик обоснованно говорит о том, что исходя из ранее действовавшего пенсионного закона, право на звание «Ветеран труда» имелось у лиц, общий трудовой стаж которых составлял: у мужчин не менее 25 лет, а у женщин не менее 20 лет, даже при условии того, что пенсия назначена им за выслугу лет.
В то же время никаких изменений в статью 7 Федерального закона «О ветеранах» в части определения критериев трудового стажа, который так и остался в ней звучать, дающего право для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, внесено законодательно не было, не смотря на принятие нового пенсионного закона РФ.
В то же время, как обоснованно указывает сторона ответчика, часть 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» относит вопросы порядка и условия присвоения звания «Ветеран труда» к ведению субъектов Российской Федерации. Стороной истца данное обстоятельство не оспаривается.
В связи с тем, что на звание «Ветеран труда» могут претендовать лица, которые получают пенсию не на общих основаниях, то есть, получающие трудовую пенсию по старости, а также как истец – по иным основаниям, в частности – на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел», конкретизация в Регламенте условий, для присвоения звания для данной категории лиц, не является сужением условий, оговоренных Федеральным законом «О ветеранах», как обоснованно замечено стороной ответчика.
Причем избрание срока смешанного стажа для мужчин в размере 25 лет, военная служба которых составляет менее 20 лет, также не противоречит действующему законодательству, поскольку статья 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» оговаривает, что расчетный размер трудовой пенсии определяется для мужчин, общий трудовой стаж которых составляет не менее 25 лет, а при неполном общем трудовом стаже – исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже для мужчин – 25 лет.
Таким образом, суд находит исковые требования Селиванова А.А. удовлетворению не подлежащими, поскольку им не доказан факт того, что Регламент противоречит действующему федеральному законодательству, а факт того, что его смешанный стаж составляет менее 25 лет им самим не опровергается и подтверждается представленными в деле копиями трудовой книжки истца, а также справками о его трудовой деятельности до поступления на службу в органы внутренних дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Селиванова А.А. к ГОУ «Центр социальной поддержки населения города Мурманска» о признании права на присвоение звания «Ветеран труда» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Шуминова