Дело № 2-3850/2011 Изготовлено 12 сентября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 09 сентября 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н., при секретаре Макаровой О.Р., с участием прокурора Хармич Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Силаевой Г.Н. к администрации города Мурманска о восстановлении на работе, УСТАНОВИЛ: Силаева Г.Н. обратилась с требованиями к администрации города Мурманска о восстановлении на работе. В обоснование требований указала, что Дата на основании распоряжения главы администрации города Мурманска № ** она была принята на муниципальную службу и назначена на должность *** управления финансов администрации города Мурманска. Дата распоряжением главы администрации города Мурманска № ** она назначена на должность заместителя главы администрации города Мурманска - начальника управления финансов на период полномочий главы администрации города Мурманска А.. Дата глава администрации города Мурманска издал распоряжение № **, которым с Дата сокращена должность заместителя главы администрации города Мурманска - начальника управления финансов. Дата распоряжением главы администрации города Мурманска № ** установлена предельная штатная численность муниципальных служащих администрации города Мурманска. Дата распоряжением главы администрации города Мурманска Дата утверждено штатное расписание управления финансов администрации города Мурманска, которое, в частности, предусматривает должности начальника управления финансов, двух заместителей начальника управления финансов. Дата она получила уведомление главы администрации города Мурманска от Дата № ** о сокращении должности **** управления финансов с Дата. В уведомлении отсутствовало предложение другой имеющейся у работодателя работы. В связи с этим она обратилась к главе с письмом, в котором просила предложить все имеющиеся у работодателя вакантные должности, подходящие по квалификации и состоянию здоровья. Кроме того, сообщила, что согласна занять вакантные должности заместителя главы администрации города Мурманска или начальника управления финансов. На свое обращение Дата получила ответ о том, что ей будут предложены все имеющиеся вакантные должности до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении. Дата она получила предложение о замещении вакантной должности ***** отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мурманска, однако ей не были предложены все вакантные должности (начальника управления финансов, председателя комитета имущественных отношений, председателя комитета жилищной политики). Дата глава администрации города Мурманска подписал распоряжение № ** о расторжении с ней трудового договора и увольнении с Дата по сокращении численности работников организации. Дата глава администрации города Мурманска подписал распоряжение № **, которым изменил дату расторжения трудового договора и увольнения на Дата. Считает свое увольнение незаконным, поскольку у работодателя имелась возможность перевести ее на другую вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, а также вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), что сделано не было. С учетом изложенного, просит признать увольнение незаконным и восстановить ее на работе. В судебном заседании истец и ее представитель Матекин Г.В. настаивали на заявленных исковых требованиях по основаниям, указанным в иском заявлении. Представитель ответчика - администрации города Мурманска с заявленным иском не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что вакантная должность муниципальной службы заместителя главы администрации города Мурманска не могла быть предложена истице из-за отсутствия необходимого стажа муниципальной службы (государственной службы). С учетом функций комитетов администрации города Мурманска вакантные должности муниципальной службы председателей комитетов администрации города Мурманска также не могли быть предложены истице из-за отсутствия необходимого стажа муниципальной службы (государственной (службы). Указанные главные должности муниципальной службы не могли быть предложены Силаевой Г.Н. также в силу отсутствия у неё профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей по данным должностям. Квалификации Силаевой Г.Н. соответствовала нижестоящая вакантная должность муниципальной службы - старшая должность муниципальной службы - ***** отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мурманска. Данная вакантная должность была предложена письмом от Дата № **, отметка о получении предложения вакантной должности имеется на письме. Согласие или отказ от предлагаемой должности в администрацию города не поступали, о чем был составлен акт от Дата. С учетом изложенного, считает увольнение законным, просит иск оставить без удовлетворения. Выслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования о восстановлении на работе подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Как установлено судом, Дата на основании распоряжения главы администрации города Мурманска № ** Силаева Г.Н. принята на муниципальную службу и назначена на должность *** управления финансов администрации города Мурманска. На основании указанного распоряжения с истцом Дата был заключен трудовой договор № ** на неопределенный срок (л.д.26-29). Дата распоряжением главы администрации города Мурманска № ** истец была назначена на должность **** управления финансов на период полномочий главы администрации города Мурманска А. На основании распоряжения № ** Дата с истцом было заключено дополнительное соглашение № ** к трудовому договору (л.д.31). В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации. Как установлено в ходе рассмотрения спора, Дата Совет депутатов города Мурманска принял решение № ** «Об утверждении структуры администрации города Мурманска», в соответствии с которым, в структуре администрации города Мурманска не предусматривалась занимаемая истцом должность **** управления финансов (л.д.32-33). При этом данным решением предусматривалось шесть единиц должностей заместителя главы администрации города Мурманска, три единицы должностей заместителя главы администрации города Мурманска - начальника управления в административном округе и иные нижестоящие должности. Дата глава администрации города Мурманска издал распоряжение № **, которым, с Дата сокращена должность **** управления финансов (л.д.34). Дата распоряжением главы администрации города Мурманска № ** установлена предельная штатная численность муниципальных служащих администрации города Мурманска (л.д.35). Дата распоряжением главы администрации города Мурманска № ** утверждено штатное расписание управления финансов администрации города Мурманска, которое, в частности, предусматривает должности начальника управления финансов, двух заместителей начальника управления финансов (л.д.37). Согласно указанных обстоятельств, фактически в администрации города Мурманска должность, которую занимала истец: **** управления финансов, была реорганизована в виде разделения и появились две другие должности: <данные изъяты>. Таким образом, фактически имело место не сокращение штата, а разделение функциональных обязанностей по одной должности на две должности. Дата истец получила уведомление главы администрации города Мурманска от Дата № ** о сокращении должности **** управления финансов с Дата. В данном уведомлении указано, что истец будет уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации по истечении двухмесячного срока со дня ознакомления с уведомлением. При этом в уведомлении отсутствовало предложение истцу другой имеющейся у работодателя работы (л.д.41). Дата истец в письменном виде обратилась к главе администрации города Мурманска с просьбой предложить ей все имеющиеся у работодателя вакантные должности, подходящие по квалификации и состоянию здоровья. Кроме того, истец сообщила, что согласна занять вакантные должности заместителя главы администрации города Мурманска или начальника управления финансов (л.д.42). Дата в адрес истца ответчиком было направлено письмо о том, что ей будут предложены все имеющиеся вакантные должности до истечения срока предупреждения о предстоящем увольнении (л.д.43-44). Дата истец получила предложение о замещении вакантной должности ***** отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мурманска (л.д.45). Дата истец повторно обратилась к главе администрации города Мурманска с просьбой предложить ей все имеющиеся у работодателя вакантные должности и предоставить список всех вакантных должностей (л.д.46). Дата в адрес истца ответчиком было направлено письмо в котором сообщалось, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность работодателя предоставлять список всех имеющихся вакантных должностей в организации (л.д.47). Дата главой администрации города Мурманска было издано распоряжение № ** о расторжении с истцом трудового договора и увольнении ее с Дата в связи с сокращением численности работников организации по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (л.д. 48). Дата главой администрации города Мурманска было издано распоряжение № ** и внесении изменений в предыдущее распоряжение и расторжении с истцом трудового договора и увольнении ее с Дата в связи с сокращением численности работников организации по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ (л.д. 49). Рассматривая спор относительно соблюдения процедуры увольнения по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, суд принимает во внимание следующее: Согласно части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Как установлено судом, истица письменно предупреждена о предстоящем увольнении Дата, уволена она с Дата, следовательно, сроки уведомления, а также письменная форма уведомления соблюдена (л.д. 87, том 3, л.д. 47, том 1). В силу части 1 статьи 180 Трудового Кодекса РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 Трудового Кодекса РФ. Согласно части 3 статьи 81 Трудового Кодекса РФ, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Таким образом, по смыслу закона, работодатель при проведении процедуры сокращения обязан предлагать работнику как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья, а при решении вопроса о переводе работника на другую работу должен учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы. Как следует из материалов дела, за весь период проведения процедуры сокращения, лишь один раз Дата Силаевой Г.Н. предлагалась замещение вакантной должности муниципальной службы - ***** отдела бухгалтерского учета и отчетности администрации города Мурманска (л.д. 45). Перечень вакантных должностей в установленном порядке истцу не вручался и в день увольнения истцу также не были предложены вакантные должности имеющиеся в администрации города Мурманска, что не оспаривалось и представителем ответчика в судебном заседании. Более того, при проверке соблюдения процедуры сокращения судом достоверно установлено, что истице предлагались не все вакантные должности, соответствующее ее квалификации, а также вакантные нижестоящие должности и нижеоплачиваемая работа, которую она могла выполнять с учетом состояния здоровья, а только одна вакансия, которая, по мнению ответчика и по его выбору, соответствовали ее должности, квалификации, образованию. Об этом свидетельствует штатное расписание управления финансов администрации города Мурманска, являющееся приложением к распоряжению администрации города Мурманска от Дата № ** (л.д. 97-98), а также список вакансий, представленных суду отделом муниципальной службы и кадров администрации города Мурманска (л.д. 113). В частности, заслуживает внимания довод истицы о том, что ей не предлагались имеющиеся вакантные должности начальника управления финансов. Что касается имеющихся в самом управлении финансов вакансий, то об их наличии или отсутствии документов суду не представлено, хотя истец, как бывший ****** управления финансов, утверждает, что имелись соответствующие вакантные должности. При этом ответчиком не доказано, что истица не соответствует по своему образованию, квалификации, опыту работы указанным должностям или не может их выполнять с учетом состояния здоровья. Согласно статье 65 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» руководитель финансового органа местной администрации назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти. Аналогичные квалификационные требования установлены пунктом 2 статьи 62 Устава муниципального образования город Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска от 10.03.2006 года № 20-235 (л.д.121). Пунктом 2 статьи 9 Закона Мурманской области от 29.06.2007 № 860-01-ЗМО установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом соответствующего муниципального образования на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются настоящим законом (приложение № 3) в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Типовыми квалификационными требованиями для замещения должностей муниципальной службы (приложение № 3 к Закону Мурманской области от 19.06.2007 № 860-01-ЗМО) для главных должностей муниципальной службы установлено - высшее профессиональное образование, стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет. Аналогичные квалификационные требования установлены решением Совета депутатов города Мурманска от 30.05.2011 № 37-480 «Об установлении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления города Мурманска». Согласно должностной инструкции начальника управления финансов администрации города Мурманска, утвержденной главой от 08.06.2011 года к начальнику управления предъявляются требования о высшем профессиональном образовании, квалификации «экономист», специальности «финансы и кредит», стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет (л.д.109-112). При этом требование к конкретной специальности не соответствует действующему законодательству, в том числе Постановлению Правительства РФ от 06 ноября 2004 года № 608, которым установлены квалификационные требования, предъявляемые к руководителю финансового органа местной администрации и типовым квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы, установленным Законом Мурманской области № 860-01-ЗМО. Так, согласно пункта 2 квалификационных требований, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.2004 года N 608 "О квалификационных требованиях, предъявляемых к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации и к руководителю финансового органа местной администрации", к руководителю финансового органа местной администрации муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения предъявляются следующие квалификационные требования: а) наличие высшего профессионального образования по направлению подготовки "экономика" или по специальности "экономика и управление", удостоверенного дипломом государственного образца, либо наличие ученых степеней кандидата или доктора экономических наук; б) наличие опыта профессиональной деятельности в области государственного или муниципального управления, экономики, финансов и кредита - не менее 3 лет, в том числе стажа работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации либо в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с экономикой, управлением, осуществлением финансово-кредитных операций, организацией бюджетного процесса бюджетов всех уровней, налогообложением, банковским делом, бухгалтерским учетом, анализом, аудитом и статистикой, - не менее 2 лет. (л.д. 124) Таким требованиям истец соответствует, так как имеет диплом с отличием ******* с присуждением квалификации ** по специальности ******** (л.д. 143, 129). Кроме того, в предыдущей должностной инструкции, утвержденной главой администрации Дата при назначении на эту должность истицы, установлены именно соответствующие закону требования (л.д.133-139). Из материалов дела следует, что истец не только имеет высшее профильное образование и стаж работы по специальности более четырех лет, о чем свидетельствует копия ее трудовой книжки (л.д. 6-24), но и массу сертификатов, свидетельствующих о прохождению ее обучения и переподготовки по различным специальностям: <данные изъяты> (л.д. 143-175). С учетом того, что за весь период работы в администрации, истец взысканий не имела и добросовестно исполняла обязанности по должности **** управления финансов, довод ответчика о том, что она не соответствовала должности начальника управления финансов, которая оставалась вакантной до Дата, представляется суду безосновательным. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в период проведения процедуры сокращения должности истицы в администрации города Мурманска имелись вакансии и возможно было перевести истицу на другую имеющуюся у работодателя работу. Невыполнение работодателем обязанности по предоставлению другой подходящей для сотрудника работы является нарушением порядка увольнения и влечет восстановление последнего на работе в прежней должности. В силу статьи 394 Трудового кодекса РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. Средний заработок для оплаты времени вынужденного прогула определяется в порядке, предусмотренном статьей 139 ТК РФ. Согласно расчету ответчика, соответствующего положениям ст. 139 ТК РФ, средний заработок истицы за время вынужденного прогула с Дата по Дата составил .... рублей 68 копеек (л.д. 117), с удержанием НДФЛ .... рубля 19 копеек. Вместе с тем, истице при увольнении выплачено выходное пособие в размере .... рублей 52 копейки (л.д. 118). Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 62 Постановления Пленума от 17 марта 2004 года № 2, при взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету. С учетом изложенного, зачетом указанной суммы, средний заработок за время вынужденного прогула за период с Дата по Дата, подлежащий взысканию в пользу истицы, с зачетом выходного пособия, составляет .... рублей 67 копеек . В силу п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины. На основании пункта 2 части 1, части 3 статьи 81, части 2 статьи 82, статьи 178, ч. 1 и 2 статьи 180, частей 1, 2 статьи 394 Трудового Кодекса Российской Федерации, п. 19 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 194-197, 198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Силаевой Г.Н. удовлетворить. Восстановить Силаеву Г.Н. на работе в администрации города Мурманска в должности **** управления финансов с Дата. Взыскать с администрации города Мурманска в пользу Силаевой Г.Н. средний заработок за время вынужденного прогула за период с Дата по Дата с зачетом выходного пособия в размере .... рублей 67 копеек. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий: Л.Н. Бойко