2-3842/2011 Оспаривание решения ГБ МСЭ.



                                2-3842/2011

Изготовлено 14 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 сентября 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска                                          

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.

при секретаре Макаровой О.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деревянко Р.И. об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» об установлении третьей группы инвалидности

УСТАНОВИЛ:

Деревянко Р.И. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» об установлении третьей группы инвалидности.

В обоснование заявленных требований указала, что в Дата, она проживала в городе ...., в указанный период в возрасте пяти лет перенесла заболевание полиомиелит. Документов о заболевании не сохранилось, подтверждающая данный факт справка утеряна, предоставить выписку из больницы не представляется возможным. Последствием заболевания в детстве стало <данные изъяты>. В Дата она впервые начала оформлять инвалидность. Несмотря на то, что при прохождении освидетельствования в истории заболевания указывается, что она болеет с детства, ей устанавливают третью группу по общему заболеванию, поясняя, что при предоставлении необходимых документов, подтверждающих, что в детстве она перенесла полиомиелит, ей будет досрочно установлена вторая с детства группа инвалидности. Считает, что решение об установлении ей третьей группы инвалидности по общему заболеванию принято незаконно и необоснованно, так как при проведении медико-социальной экспертизы неверно установлены степени способностей к передвижению, трудовой деятельности и самообслуживанию. Просит признать решение федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» необоснованным, установить причину инвалидности «инвалид с детства», установить вторую группу инвалидности бессрочно.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в иске.

Представитель истца пояснил, что ответчиком не установлены причины заболевания, не установлена причинно-следственная связь между имевшимся в детстве заболеванием и развившимися в настоящее время, не исследованы вопросы о происхождении данной болезни, а также ответчиком дана неправильная оценка способности к самообслуживанию, способности к передвижению. Считает, что причина инвалидности - «инвалид детства» может быть определена по клиническим данным, развитию заболевания.

Представители ответчика - федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» исковые требования не признали. В обоснование возражений указали, что Деревянко Р.И. впервые установлена 3 группы инвалидности по общему заболеванию в Дата, в дальнейшем при ежегодном переосвидетельствовании в 2009, 2010 году ей устанавливалась 3 группа инвалидности по общему заболеванию. При очередном освидетельствовании в бюро МСЭ № ** в Дата по диагнозу: «<данные изъяты>» истцу установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. Оспариваемое решение бюро МСЭ вынесено на основании классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1-13, где установлены классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени их выраженности. Коксартроз не может являться последствием полиомиелита, так как полиомиелит - это неврологическое заболевание, поражающее мышцы. Причина инвалидности с формулировкой «инвалид с детства» определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет. Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Однако, Деревянко Р.И. впервые признана инвалидом в Дата, в возрасте .... лет, до этого осуществляла трудовую деятельность с Дата по Дата без ограничений. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истца и ее представителя, представителей ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Согласно статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Статьями 7 и 8 комментируемого Закона установлено, что медико-социальной экспертизой является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что только федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут принимать решения о признании граждан инвалидами, при этом они руководствуются соответствующими нормативно-правовыми актами, разработанными Правительством Российской Федерации.

Этот вывод подтверждается Постановлением Правительства РФ № 805 от 16 декабря 2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», в частности - пунктами 1 и 2, согласно которым к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро) и главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие бюро - в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

На территории Мурманской области действует ФГУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Мурманской области», находящееся в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, и имеющее на территории области свои филиалы.

В судебном заседании установлено, что Деревянко Р.И. впервые была освидетельствована Дата, решением бюро МСЭ № ** признана инвалидом 3 группы по общему заболеванию сроком на 1 год.

Данное решение истец обжаловала в ГБ МСЭ, где по результатам освидетельствования Дата было вынесено аналогичное решение.

Решение Главного бюро истец также обжаловала в Федеральное бюро МСЭ ...., где по результатам очного освидетельствования Дата не было найдено оснований к установлению 2 группы инвалидности и подтверждена обоснованность обжалуемого решения ГБ МСЭ по Мурманской области.

В дальнейшем при ежегодном переосвидетельствовании в Дата-Дата истцу также установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию.

При очередном переосвидетельствовании в бюро МСЭ № ** Дата по диагнозу: «<данные изъяты>» истцу установлена 3 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно.

При оценке законности и обоснованности оспариваемого решения суд принимает во внимание следующее:

Согласно пунктам 2, 3 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункта 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды нарушений функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности; основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.

Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют условия установления групп инвалидности (категории "ребенок-инвалид").

Классификаций и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н.

Согласно пункта 10 данного Приказа, критерием для определения третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению способности к трудовой деятельности первой степени или ограничению следующих категорий жизнедеятельности в их различных сочетаниях и вызывающее необходимость его социальной защиты: способности к самообслуживанию первой степени; способности к передвижению первой степени; способности к ориентации первой степени; способности к общению первой степени; способности контролировать свое поведение первой степени; способности к обучению первой степени.

Под способностью к трудовой деятельности понимается способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

1 степень означает способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации.

Под способностью к самообслуживанию понимается способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.

1 степень - способность к самообслуживанию при более длительной затрате времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

Под способностью к самостоятельному передвижению понимается способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом.

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительной затрате времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела освидетельствования, Деревянко Р.И. при освидетельствовании установлены умеренные функциональные нарушения со стороны костно-мышечной системы, приводящие к ограничению способности к трудовой деятельности 1 степени, передвижению 1 степени и самообслуживанию 1 степени, которые в соответствии с действующим законодательством РФ являются основанием к установлению 3 группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза проведена исходя из комплексной оценки состояния здоровья Деревянко Р.И. на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных с использованием классификаций и критериев, определенных Правительством Российской Федерации, в том числе соблюдением пункта 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 95.

Право определять степень выраженности функциональных нарушений, оценивать степень ограничений жизнедеятельности, стойкость расстройства функций организма принадлежит именно медико-социальной экспертизе.

Иным лицам, в том числе врачам-специалистам, суду или истице такого право не представлено.

Кроме того, на основании разъяснений "Об определении учреждениями Государственной службы медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденных Постановлением Минтруда и социального развития РФ от 15.04.2003 года причина инвалидности с формулировкой "инвалид с детства" определяется гражданам старше 18 лет, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, наступила до достижения 18 лет.

Указанная причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным, этиопатогенезу заболеваний или по последствиям травм и врожденным дефектам, подтвержденным данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 года - в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности.

Однако, по объяснениям самой истицы, она до Дата по указанным заболеваниям в лечебные учреждения Мурманска и Мурманской области не обращалась, мотивируя это тем, что «нет смысла лечить, болезнь не лечится, надо ездить к морю». Объективно установлено, что до Дата она продолжала трудовую деятельность, уволена по сокращению штата. С Дата обращалась в медицинские учреждения только для очередного переосвидетельствования.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что у нее в возрасте до 18 лет не имелось признаков стойких ограничений жизнедеятельности, доказательств обратного, подтвержденных данными лечебных учреждений, не имеется.

Следовательно, требования истца об установлении причины инвалидности - «инвалид с детства» также не обоснованы.

При таких обстоятельствах, оценивая допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, суд приходит к выводу о необоснованности требований Деревянко Р.И. о признании решения филиала № ** федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» незаконным.

Решение принято в рамках полномочий указанного органа, является обоснованным, соответствует закону.

Таким образом, снований для удовлетворения исковых требований не имеется и в иске надлежит отказать в полном объеме.

На основании статей 1, 7, 8 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», пунктов 2, 5, 6, 7, 25 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 года № 94, классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 декабря 2009 года № 1013н, пункта 4 разъяснения Минтруда РФ «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденного постановлением Минтруда РФ от 15.04.2003 года № 17, руководствуясь статьями 56, 67, 194-197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Деревянко Р.И. о признании необоснованным и отмене решения филиала № 10 федерального государственного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы» от Дата о признании инвалидом 3 группы бессрочно, установлении инвалидности 2 группы и причин инвалидности - «инвалид детства» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде.

Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий: Л.Н. Бойко