2-3239/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



                                                                                                                Дело № 2-3229

                                                                                                Изготовлено 30.09.2011г.

                                                   РЕШЕНИЕ

                        ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2011 года                                                                     г. Мурманска

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе председательствующего судьи Ганбиной С.В.,

при секретаре Смолиной К.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации г. Мурманска об организации работ по оборудованию земельного участка, отведённого под свалку,

                                         УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Мурманска об организации работ по оборудованию земельного участка, отведённого под свалку.

В обосновании иска указано, что администрацией г. Мурманска с целью осуществления полномочий муниципального образования город Мурманск по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов создано Мурманское муниципальное автономное учреждение (далее ММАУ) ***. Постановлением Администрации г. Мурманска от Дата № ** ММАУ *** передано на праве оперативного управления следующее имущество: городская свалка твердых отходов, расположенная по адресу: ...., общей площадью .... кв.м; нежилое отдельно стоящее здание (контора по уборке), расположенное по адресу: ...., общей площадью .... кв.м; газовое сооружение на городской свалке, печь для сжигания на городской свалке, ограждение печи для сжигания на городской свалке. В процессе осуществления хозяйственной деятельности ММАУ *** Дата заключило договор с ООО ***** на выполнение работ по приемке, складированию, изоляции отходов, техническому обслуживанию и санитарному содержанию городской свалки твердых отходов.

В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой Дата по месту осуществления ООО ***** деятельности по размещению опасных отходов на городской свалке в .... установлено превышение показателей загрязняющих веществ в природных ручьях, впадающих в Кольский залив. Кольский залив Баренцева моря является рыбохозяйственным водным объектом высшей (особой) категории, путем миграции к местам нереста ценных видов рыб.

Также установлено, что городская свалка твердых отходов не соответствует современным требованиям природоохранного законодательства. В соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 17.11.2008 № 55-698 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске» на 2009-2013 годы предусмотрено проведение рекультивации отработанных участков свалки ТБО со сроком исполнения 2010-2013 годы. Кроме того данной программой предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию современного полигона твердых бытовых отходов в 2011-2013 годах (в редакции постановлений администрации г. Мурманска от 30.12.2009 № 1490, от 23.07.2010 № 1294, от 14.09.2010 № 1623). На основании изложенного, а также с учётом защиты конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, а также защиты правовых основ государственной политики, исходя из которой ценность сохранения природы и окружающей среды должны определяться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан, просит обязать администрацию города Мурманска в срок до Дата: организовать проведение проектно-изыскательных исследований по обустройству земельного участка, отведённого под свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную по адресу: ...., общей площадью .... кв.м., сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, и в срок до Дата организовать работы по оборудованию земельного участка сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении иска настаивала в полном объёме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика - Администрации г. Мурманска в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что истцом не представлено доказательств в обосновании доводов, о том, что на городской свалке в .... установлено превышение показателей загрязняющих веществ в природных ручьях, впадающих в Кольский залив. Просила в иске отказать.

Представитель 3-го лица - ММАУ *** в судебном заседании оставила решение вопроса на усмотрение суда.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материалы дела № **, удовлетворяет иск.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно ст.ст. 42,58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, бережно относится к природным богатствам.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов допустимости воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В силу п. 1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно п. 2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В силу ст. 51 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение опасных отходов и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов.

Судом установлено, что постановлением администрации г. Мурманска от 31.12.2009 года № 1519 создано ММАУ ***, учредителем которого является муниципальное образование город Мурманск.

Постановлением Администрации г. Мурманска № 97 от 28.01.2010 года в Постановление от 31.12.2009 года № 1519 внесены изменения.

Пункт 2 постановления № 1519 изложен в следующей редакции « Определить администрацию г. Мурманска (комитет по охране окружающей среды администрации г. Мурманска) в качестве органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения».

Постановлением от 05.04.2010 года № 536 о внесении изменений в постановление администрации г. Мурманска от 31.12.2009 года № 1519 в редакции постановления администрации г. Мурманска от 28.01.2010 года № 97 п.2 изложен в следующей редакции: «Определить комитет по охране окружающей природной среды администрации г. Мурманска в качестве структурного подразделения администрации г. Мурманска, осуществляющего функции и полномочия учредителя муниципального автономного учреждения».

Согласно Приложению № 1 к Постановлению администрации г. Мурманска от 31.12.2009 года № 1519 городская свалка твёрдых отходов: .... общей площадью .... кв.м входит в перечень недвижимого имущества ММАУ ***.

Постановлением Администрации г. Мурманска от Дата № ** утверждён Устав ММАУ ***.

Согласно п.1.3 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование г. Мурманск. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет структурное подразделение администрации г. Мурманска - комитет по охране окружающей среды администрации города Мурманска.

Согласно п.2.1 учреждение создано с целью осуществления полномочий муниципального образования город Мурманск по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с п. 4.1 Устава источниками формирования имущества Учреждения являются: имущество, закреплённое за Учреждением на праве оперативного управления, бюджетные средства, иные источники, не запрещённые действующим законодательством.

На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления от Дата № ** с приложением выдано свидетельство о государственной регистрации права ММУП *** передано на праве оперативного управления муниципального имущества: Городская свалка твёрдых отходов общей площадью .... кв.м., расположенное по адресу: ....

Таким образом, установлено, что городская свалка твёрдых отходов общей площадью .... кв. м по адресу: .... является муниципальной собственностью.

       В соответствии с ч. 1 ст. 45 Устава муниципального образования г. Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов города Мурманска от 10.03.2006 № 20-235 (далее - Устав) администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения, отнесенных к ведению города, и реализует отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области.

В силу ч. 2 ст. 45 Устава администрация города, в том числе: разрабатывает проект бюджета города, проекты планов и программ развития города и отчеты об их исполнении, проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения, отнесенных к ведению города; обеспечивает исполнение бюджета города, планов и программ развития города; в соответствии с порядком, установленным Советом депутатов города Мурманска, осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города.

Согласно п. 3.1 Положения «Об управлении и распоряжении муниципальной собственностью г. Мурманска», утвержденного решением Мурманского городского совета от 06.10.1998 № 17-153 (далее - Положение) органы местного самоуправления в соответствии с Гражданским законодательством, в пределах компетенции, установленной Уставом города и настоящим Положением, осуществляют от имени населения г. Мурманска права собственника в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности.

От имени населения города Мурманска правомочия по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности, на которые распространяется действие настоящего Положения, осуществляют Совет депутатов города Мурманска и администрация города Мурманска в пределах своих полномочий (п. 3.2 Положения).

         Согласно п. 6.3. Положения администрация города Мурманска в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности принимает решения и издает правовые акты: о передаче в доверительное управление иным лицам (юридическим и физическим) имущества, находящегося в собственности г. Мурманска (п. 6.3.9 Положения); о закреплении за немуниципальными учреждениями имущества на праве оперативного управления; (п. 6.3.10 Положения); о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование; (п. 6.3.11. Положения).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указано, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 13 указанного Закона установлено что, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

В соответствии с решением Совета депутатов города Мурманска от 17.11.2008 № 55-698 «Об утверждении муниципальной целевой программы «Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске» на 2009-2013 году предусмотрено проведение рекультивации отработанных участков свалки ТБО со сроком исполнения 2010-2013 годы.

Кроме того данной программой предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию современного полигона твердых бытовых отходов в 2011-2013 годах (в редакции постановлений администрации г. Мурманска от 30.12.2009 № 1490, от 23.07.2010 № 1294, от 14.09.2010 № 1623).

      В ходе проверки, проведенной природоохранной прокуратурой Дата по месту осуществления ООО ***** деятельности по размещению опасных отходов на городской свалке в .... установлено превышение показателей загрязняющих веществ в природных ручьях, впадающих в Кольский залив.

       По результатам гидрохимической съемки во 2-ом ручье после слияния, в точке отбора в 200м от федеральной трассы по течению, в 150 м ниже полигона отмечено повышенное содержание азота аммонийного, концентрация которого составила 24,34 мг/дм, что превышает норматив по данному показателю для рыбохозяйственных водных объектов более чем в 60 раз.

        Содержание азота нитритного превышает критерии, установленные для водных объектов рыбохозяйственного водопользования в 1,4 раза. Также отмечено повышенное содержание органических веществ по ХПК - 58,5 мг02/дм" и по БПК5 - 7,75 мг02/дм, кратность превышения нормативов - 3,9 и 3,8 соответственно; повышенное содержание железа в 8,4 раза; содержание меди и ртути превысило норматив установленный для рыбохозяйственных водных объектов в 7 и 1,5 раза соответственно; содержание нефтяных углеводородов превышает норматив, установленный для водных объектов рыбохозяйственного водопользования в 5,3 раза. В воде был также отмечен неприятный запах интенсивностью 3 балла.

          В пробе воды отобранной в 3-ем ручье после слияния, в точке отбора в 1500 м от федеральной трассы вверх по течению, в 150 м выше городской свалки превышение норматива, установленного для водных объектов рыбохозяйственного водопользования, выявлено по четырем показателям: органические вещества по ХПК в (1,5 раза), нефтяные углеводороды (1 раз), железо общее (4 раза), медь (5 раз).

В пробе воды отобранной в 3-ем ручье от федеральной трассы вверх по течению, в 100 м ниже полигона превышение норматива для водных объектов рыбохозяйственного водопользования было установлено по трем показателям: органические вещества оп ХПК (1,4 раза) и железо общее (3,7 раза) медь (2 раза).

В пробе воды отобранной в ручье, вытекающем с территории полигона, в точке отбора в 150-200 м ниже полигона норматив, установленного для водных объектов рыбохозяйственного водопользования был превышен по 7 показателям: органические вещества по ХПК (1,4 раза) и по БПК5 (2,1 раза) и азот аммонийный (26,1 раза), железо общее (1,9 раза), медь (3 раза), нефтяные углеводороды (1,8 раза) и ртуть (1 раз).

По результатам проведенной гидрохимической съемки ручья расположенного в районе свалки .... выполненной Дата отмечается повышенное содержание органических веществ по ХПК во всех отобранных проб воды. В некоторых пробах также отмечается повышенное содержание металлов (в частности железа общего) и азота аммонийного. В воде ручьев отмечается неприятный запах интенсивностью 2-3 балла. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Таким образом, установлено, что в районе свалки выявлены высокие и экстремально высокие фоновые концентрации загрязняющих веществ в водных объектах. Свалка оказывает влияние на качество воды в ручьях, протекающих через её территории, или возникающих в пределах её территории. Основными загрязняющими веществами, выносимыми с территории свалки являются азот аммонийный, азот нитритный, БПК, ХПК, нефтяные углеводороды, железо, медь, ртуть. При этом, мероприятия по очистке сточных вод не проводились.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца об обязании администрации г. Мурманска организовать в срок до Дата проведение проектно-изыскательных исследований по обустройству земельного участка, отведённого под свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную по адресу...., общей площадью .... кв.м., сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, и в срок до Дата организовать работы по оборудованию земельного участка сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ, в целях обеспечения экологической безопасности, защиты правовых основ государственной политики с учётом интересов человека и общества в целом, а также гарантий на соблюдение и защиты экологических прав граждан.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

                                                               РЕШИЛ:

Обязать администрацию г. Мурманска в срок до Дата организовать проведение проектно-изыскательных исследований по обустройству земельного участка, отведённого под свалку твёрдых бытовых отходов, расположенную по адресу: ...., общей площадью .... кв.м., сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод в Кольский залив Баренцева моря, и в срок до Дата организовать работы по оборудованию земельного участка сооружениями, обеспечивающими надлежащую очистку сточных вод от загрязняющих веществ.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                                       С.В. Ганбина