2-4026/2011 Возложение обязанности принимать участие в межведомственных комиссиях.



Дело № 2-4026/2011

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

Дата

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего - судьи Серовой Ю.Н.,

при секретаре Коняковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации городского поселения Кильдинстрой к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области, ГУ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о возложении обязанности принимать участие в межведомственных комиссиях при администрации городского поселения Кильдинстрой и давать письменные заключения по результатам работы комиссии

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения Кильдинстрой обратилась в суд с указанным иском к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области, ГУ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о возложении обязанности принимать участие в межведомственных комиссиях при администрации городского поселения Кильдинстрой и давать письменные заключения по результатам работы комиссии.

В обоснование заявленных требований указала, что орган местного самоуправления создает в установленном порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, в целях признания их пригодными (непригодными), перевода их в нежилые, нежилые помещения в жилые, переустройства и перепланировки жилых помещений. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и. регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. В состав межведомственной комиссии при администрации городского поселения входит представилтель Отделения государственного пожарного надзора по Кольскому району и представитель Роспотребнадзора по Кольскому району. Однако, Отделение государственного пожарного надзора по Кольскому району не направляет своего представителя для участия в межведомственной комиссии при администрации городского поселения Кильдинстрой, ссылаясь на ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Управление Роспотребнадзора по Мурманской области считает, что в их компетенцию не входит участие в работе межведомственной комиссии. Полагают, что неучастие в межведомственной комиссии ответчиков нарушает права и законные интересы граждан РФ, проживающих на территории муниципального образования городское поселение Кильдинстрой в сфере жилищного законодательства. С учетом изложенного просит обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области и Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области принимать участие в межведомственных комиссиях при Администрации городского поселения Кильдинстрой по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; по переустройству и перепланировки жилых или нежилых помещений, о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в муниципальном жилищном фонде муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области и давать письменные заключения по результатам работы комиссии.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) в судебном заседании иск не признал, пояснил, что отнесенная к компетенции Управления оценка факторов среды обитания на их соответствие установленным гигиеническим нормативам, возможна исключительно при проведении инструментально-лабораторных измерений, исследований и получении результатов. Следовательно, право выдачи Управлением какого-либо рода заключения о соответствии (несоответствии) жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам обусловлено необходимостью наличия объективных данных о фактических уровнях факторов среды обитания, полученных в результате их (факторов) измерений. При этом истец ошибочно полагает, что Управление обязано самостоятельно выявлять эти факторы среды обитания непосредственно, принимая участие в работе межведомственной комиссии. Данный вывод не учитывает, что в структуре Управления Роспотребнадзора по Мурманской области не имеется лабораторных подразделений, следовательно, административный орган не обладает возможностью проведения любого вида исследований, испытаний. Участие же Управления в работе комиссии для оценки конструктивного состояния жилых помещений и зданий, представляющего вопросы технического характера, не отнесенные к компетенции Роспотребнадзора, не основано на нормах закона.

Представитель ответчика - Главное управление министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по МО с заявленным иском не согласился, указал, что органы государственного пожарного надзора не наделены полномочиями для участия должностных лиц в работе межведомственной комиссии различного уровня, рассматривающих вопросы перепланировки квартир, перевода жилых помещений в нежилой фонд, оформления помещений в собственность.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. № 47 " Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

              В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Кроме того, в состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Как установлено судом, в соответствии с пунктом 7 Положения на основании постановления администрации городского поселения Кильдинстрой № 39 от 28.09.2007 г. «О создании межведомственной комиссии при администрации городского поселения Кильдинстрой о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в муниципальном жилищном фонде муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области» Администрацией городского поселения Кильдинстрой создана межведомственная комиссия. На основании Постановления администрации городского поселения Кильдинстрой № 05 от 25.02.2009 г. «О внесении изменений в Постановление администрации городского поселения Кильдинстрой от 28.09.2007 года № 39 «О создании межведомственной комиссии при администрации городского поселения Кильдинстрой о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в муниципальном жилищном фонде муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области») утвержден состав комиссии.

В состав межведомственной комиссии при Администрации городского поселения Кильдинстрой входит представилель Отделения государственного пожарного надзора по Кольскому району и представитель Роспотребнадзора по Кольскому району.

Однако поскольку Управление Роспотребнадзора по Мурманской области считает, что в их компетенцию не входит участие в работе межведомственной комиссии, Администрация городского поселения Кильдинстрой обратилась в суд с указанным иском о возложении на Управление Роспотребнадзора по Мурманской области такой обязанности.

Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд исходил из ниже следующего.

Согласно материалов дела Дата Администрация городского поселения Кильдинстрой направила начальнику Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по МО о необходимости направления представителя г Управления для участия в работе комиссии, которое состоится Дата.

Письмом от Дата № ** Администрация городского поселения Кильдинстрой выражает просьбу Управлению Роспотребнадзора по МО выдать заключение по вопросу признания жилых помещений комнат квартиры № ** в доме № ** по .... непригодным для проживания. Также указано, что заседание межведомственной комиссии состоялось Дата в присутствии представителя Управления Роспотребнадзора по МО А.

Таким образом, указанные обстоятельства подтверждают факт того, что ответчик не отказывается и принимает участие в работе межведомственных комиссиях при Администрации городского поселения Кильдинстрой по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; по переустройству и перепланировки жилых или нежилых помещений, о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в муниципальном жилищном фонде муниципального образования городское поселение Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.

Что касается вопроса вправе ли Управление Роспотребнадзора по МО давать письменные заключения по результатам работы данной комиссии следует учитывать следующие обстоятельства.

Вопросы, отнесенные к сфере санитарно-эпидемиологического благополучия урегулированы положениями Федерального закона от 31.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Согласно статье 23 Закона жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

    Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе и вследствие изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Жилые помещения, находящиеся в жилых домах, расположенных на территориях, на которых превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве, а также в жилых домах, расположенных в производственных зонах, зонах инженерной и транспортной инфраструктур и в санитарно-защитных зонах, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня (п. п. 33, 35 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

В соответствии с пунктом 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

           Санитарными правилами, регулирующими указанную сферу, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», устанавливающими гигиенические требования и допустимые параметры к физическим факторам среды обитания (освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений), которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека.

При этом оценка факторов среды обитания на их соответствие установленным гигиеническим нормативам, возможна исключительно при проведении инструментально-лабораторных измерений, исследований и получении результатов.

Следовательно, право выдачи Управлением какого-либо рода заключения о соответствии (несоответствии) жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям и гигиеническим нормативам обусловлено необходимостью наличия объективных данных о фактических уровнях факторов среды обитания, полученных в результате их (факторов) измерений, при наличии протоколов лабораторных исследований (испытаний) физических факторов, параметров микроклимата, качества атмосферного воздуха, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, подтверждающих установление неблагоприятных факторов для проживания в жилых помещениях.     

Согласно пункта 7 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 года № 271 основными задачами Управления являются организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Защиты прав потребителей и в области потребительского рынка; предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.     

         Согласно пунктов 6.2, 6.5 названного Положения Роспотребнадзор вправе давать разъяснения и применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам своей компетенции.

          С учетом указанных Положений, применительно к реализуемым Роспотребнадзором и его территориальными органами функциям по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия необходимо иметь в виду, что предметом отношений, регулируемых санитарным законодательством, так или иначе, являются исключительно состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

         Оценка физического износа в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его эксплутационных характеристик не входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

          При этом в структуре Управления Роспотребнадзора по Мурманской области не имеется лабораторных подразделений, следовательно, административный орган не обладает возможностью проведения любого вида исследований, испытаний.

          При таких обстоятельствах участие Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в работе комиссии для оценки конструктивного состояния жилых помещений и зданий, представляющего вопросы технического характера, не отнесенные к компетенции Роспотребнадзора и выдача письменного заключения по работе комиссии не основано на нормах закона.

В силу статьи 6 Федерального закона № 69-ФЗ от 24.12.1994 года «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

Должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю; выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов, а также по предотвращению угрозы возникновения пожара; вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности; производить дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности; вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору наряду с правами, указанными в части двенадцатой настоящей статьи, имеет также право организовывать разработку нормативных документов по вопросам пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции, а также утверждать рекомендации, инструктивные и методические документы, регламентирующие вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Орган государственного пожарного надзора может быть привлечен судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований пожарной безопасности.

Таким образом, из положений указанной правовой нормы следует, что органы государственного пожарного надзора не наделены полномочиями для участия должностных лиц в работе межведомственной комиссии различного уровня, рассматривающих вопросы перепланировки квартир, перевода жилых помещений в нежилой фонд, оформления помещений в собственность.

           С учетом изложенного исковые требования Администрации городского поселения Кильдинстрой не подлежат удовлетворению.

            На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

      РЕШИЛ:

           В удовлетворении иска Администрации городского поселения Кильдинстрой к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области, ГУ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области о возложении обязанности принимать участие в межведомственных комиссиях при администрации городского поселения Кильдинстрой и давать письменные заключения по результатам работы комиссии - отказать.

            Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                                            Ю.Н. Серова