2-3820/2011 Предоставление информации по закону о защите прав потребителей.



Дело № 2-3820/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего - судьи Серовой Ю.Н.

при секретаре Корняковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Паршиной Е.А. к ММУП «Бюро спецобслуживания» о предоставлении информации,

УСТАНОВИЛ:

Паршина Е.А. обратилась в суд с требованиями к ММУП «Бюро спецобслуживания» о предоставлении информации.

В обоснование иска указала, что Дата он обратилась к ответчику для уточнения вопроса о новых прощальных залах, прейскуранта за их использование и имеющихся услугах. В предоставлении информации было отказано, по тому мотиву, что данные услуги в настоящий момент истцу не требуются. Дата она была на приеме у начальника ММУП «Бюро спецобслуживания». Однако интересующая ее информация также предоставлена не была, со ссылкой на отсутствие утвержденных цен в прейскуранте, несмотря на то, что прощальные залы работают с Дата. Информация о предоставляемых платных услугах предоставлена отдельным прейскурантом, но не дает полного представления об услуге, не уточняется полный перечень услуг, выполняемых рабочим в церкви, на кладбище и т.д. какая установлена оплата (фиксированная или почасовая). Дата Дата в бюро была предъявлена претензия, с просьбой предоставить недостающую информацию по предъявляемым услугам, которая осталась без ответа.

С учетом изложенного, просит обязать ответчика предоставить информацию о заключении прижизненных договоров и их условиях, проведении санитарной обработки перед прощальной церемонией в прощальном зале, обработке катафалков перед перевозкой тела и места захоронения перед погребением; правилах приема-передачи белья (одежды) для покойного; полном перечне услуг, выполняемых рабочим в церкви, на кладбище и т.д. Какая установлена оплата (фиксированная/почасовая); стоимости перевозки тела к прощальному залу или иному месту проведения церемонии; полном перечне предоставляемых услуг в прощальном зале, которые входят в стоимость аренды, заключение договора аренды, а так же о дополнительных услугах; наличии бесплатных прощальных залов, правилах их предоставления и имеющихся льготах для отдельных категорий граждан; правилах проведения церемонии в платных и бесплатных залах, возможности музыкального оформления, приглашении священнослужителей различных религиозных конфессий, имеется ли церемониймейстер, и утвержденный ритуал прощания; сотрудничестве с медицинскими учреждениями, моргами и другими похоронными организациями на основе договоров, правила подписания актов приема-передачи тел, имущества и сопутствующих предметов; может ли похоронный агент другой компании арендовать прощальный зал для своего клиента и организовывать прощальную церемонию (гражданскую панихиду).                                                                                                                                                                                                                         

В судебном заседании истец настаивала на заявленных исковых требованиях в полном объеме.

Ответчик ММУП «Бюро спецобслуживания» с заявленным иском не согласился. В обоснование возражений указал, что из всего перечня вопросов, заданных истицей, только два первых и последний касаются деятельности их предприятия, на них и был дан ответ. Кроме того, считая себя потребителем, хоть Закон не дает такого понятия, истица лукавит, поскольку с .... она в качестве индивидуального предпринимателя работает на рынке ритуальных услуг, на что получила соответствующую лицензию. Также из искового заявления усматривается, что предметом спора является отсутствие информации полного представления о платных услугах. В соответствии Преамбулы закона РФ «О защите прав потребителей» потребителем, является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. К иску квитанции об оплате либо договор не приложены, т.е. расценивать истца как потребителя не представляется возможным.

Представитель администрации г. Мурманска просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований.

    Согласно статье 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.     

    В силу статьи 9 данного Федерального закона услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. При этом стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

     В соответствии со статьей 29 Федерального закона органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

Согласно пункта 2.1 Устава ММУП «Бюро Спецобслуживания», утвержденного приказом Комитета по управлению муниципальным имуществом города Мурманска от Дата № ** (л.д.28-32) с изменениями утвержденными приказами Комитета имущественных отношений города Мурманска от Дата, № **, от Дата № **, от Дата № **, предметом деятельности предприятия является осуществление погребения умерших граждан на городском кладбище и оказание услуг по погребению.

Согласно пункта 2.3 Устава для достижения целей, указанных в пункте 2.2 Устава, предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ в том числе организацию похорон и предоставление связанных с ними услугами, прием заказов и заключение договоров на организацию похорон, изготовление и доставка гробов и других предметов, необходимых для погребения, транспортировка тел (останков) умерших в морги из морга (дома) до места погребения, захоронение и перезахоронение.

В соответствии с пунктом 3.2.3 предприятие имеет право самостоятельно формировать планы, выбирать поставщиков, устанавливать цены на услуги и товары в пределах, определенных законодательством РФ, в том числе на основе договоренности с потребителями и с учетом рыночного спроса и предложения, руководствуясь решениями местных органов управления, принимаемых в соответствии с их компетенцией.         

Как следует из пояснений истца ответчик, по ее мнению, в нарушение Закона РФ «О защите прав потребителей» отказывается предоставлять информацию о заключении прижизненных договоров и их условиях; проведении санитарной обработки перед прощальной церемонией в прощальном зале, обработке катафалков перед перевозкой тела и места захоронения перед погребением; правилах приема-передачи белья (одежды) для покойного; полном перечне услуг, выполняемых рабочим в церкви, на кладбище и т.д. Какая установлена оплата (фиксированная/почасовая); стоимости перевозки тела к прощальному залу или иному месту проведения церемонии; полном перечне предоставляемых услуг в прощальном зале, которые входят в стоимость аренды, заключение договора аренды, а так же о дополнительных услугах; наличии бесплатных прощальных залов, правилах их предоставления и имеющихся льготах для отдельных категорий граждан; правилах проведения церемонии в платных и бесплатных залах, возможности музыкального оформления, приглашении священнослужителей различных религиозных конфессий, имеется ли церемониймейстер, и утвержденный ритуал прощания; сотрудничестве с медицинскими учреждениями, моргами и другими похоронными организациями на основе договоров, правила подписания актов приема-передачи тел, имущества и сопутствующих предметов; может ли похоронный агент другой компании арендовать прощальный зал для своего клиента и организовывать прощальную церемонию (гражданскую панихиду).

     В силу статьи 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается в том числе на принципах свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами; достоверность информации и своевременность ее предоставления.

В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа; использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению; передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц.

Согласно статье 7 указанного Федерального закона к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.

На основании статьи 8 данного Федерального закона граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.                    

Согласно статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Под необходимой информацией законодатель понимает полную, достаточную для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, информацию, которая создает у него четкое представление о свойствах товара и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар. Достоверность информации означает ее точное соответствие действительным свойствам товара.

В соответствии со статьей 9 комментируемого Закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В статье 10 Закона определен объем обязательной информации, которую исполнитель обязан довести до потребителя. При этом Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.

Как установлено судом, вся наглядная информация, предусмотренная Законом РФ «О защите прав потребителя», на оказание платных и бесплатных услуг в учреждении имеется, что подтверждается представленными ответчиком доказательствами - прейскурантами на ритуальные услуги, срочное исполнение заказов ритуальных услуг и изготовление ритуальных принадлежностей, соглашениями о стоимости услуг по перевозке тела умершего в морг, о стоимости услуг по захоронению биологических отходов, калькуляцией стоимости услуг по захоронению отработанного операционного материала, утвержденными генеральным директором учреждения, стоимостью услуг, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, гарантированного перечня услуг по погребению (в случае отсутствия лица, взявшего на себя обязанность осуществлять погребение умершего), согласно Приложения № ** к постановлению Администрации города Мурманска № ** от Дата, стоимостью услуг, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, гарантированного перечня услуг по погребению, согласно приложения № ** к постановлению Администрации города Мурманска № ** от Дата. Данная информация является полной и достаточной для потребителя, не имеющего специальных знаний о товаре, которая создает у него четкое представление о свойствах товара, услугах и помогает компетентно выбрать подходящий для него товар, услугу.

               Кроме того, Дата истец обращалась в адрес ММУП «Бюро Спецобслуживания» с претензией о не предоставлении информации. В указанной претензии истец истребовала у ответчика информацию, аналогичную требованиям, предъявляемым в судебном порядке.

Дата ММУП «Бюро Спецобслуживания» Паршиной Е.А. был дан ответ на вопросы, которые относятся к компетенции данного предприятия.

При таких обстоятельствах судом достоверно установлено, что ММУП «Бюро Спецобслуживания» предоставляло Паршиной Е.А. информацию, предусмотренную Законом РФ «О защите прав потребителя» на оказание платных и бесплатных услуг, которая являлась полной и достаточной для нее. Данная информация была предоставлена в пределах полномочий наделенных ММУП «Бюро Спецобслуживания» и с учетом требований установленных и Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».         

Доказательств обратного истцом суду не представлено, вместе с тем, в силу статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

             На основании статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.                

При таких обстоятельствах требования истца не могут быть удовлетворены.

На основании статей 8 - 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», статьи 9, 25, 29 Федерального закона «О погребении и похоронном деле», руководствуясь статьями 56, 60, 194-197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Паршиной Е.А. к ММУП «Бюро спецобслуживания» о предоставлении информации - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:                                                 Ю.Н. Серова