2-3806/2011 Взыскание компенсации причиненного вреда здоровью.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата        г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:

председательствующего судьи Беляевой В.В.,

при секретаре Мисуно О.Н.,

с участием прокурора Хармич Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3806/2011 по иску Иванова Н.А. к Управление МВД по Мурманской области о взыскании компенсации причиненного вреда здоровью,

установил:

Иванов Н.А. обратился с иском в суд к Управлению МВД по Мурманской области о взыскании компенсации причиненного вреда здоровью.

В обосновании иска указал, что с Дата по Дата проходил службу в должности **** ОУР МУВД ******. Дата он был освидетельствован военно-врачебной комиссией МСЧ УВД по Мурманской области». Заключением установлено, что заболевание Иванова Н.А. в виде <данные изъяты> получено им в период прохождения службы. Также заключением установлено, что Иванов Н.А. не годен к поступлению на службу по контракту, в связи с чем, ему необходимо предоставить освобождение от исполнения служебных обязанностей до дня исключения (увольнения) из списков личного состава органов внутренних дел.

Дата Иванов Н.А. был уволен из органов внутренних дел по п. «ж» ст.58 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.1992 года. Дата обратился в межмуниципальное УВД ****** с заявлением о выплате ему компенсации причиненного здоровью вреда в период прохождения службы в ОВД РФ на основании приказа МВД РФ №8105 от 15.10.1999 года. Дата им был получен ответ УВД по Мурманской области, содержащий отказ в выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания, на основании п.19 приказа МВД России от Дата № **.

С данным отказом Иванов Н.А. не согласен, полагая, что ему положена компенсация причиненного вреда здоровью в соответствии с приказом МВД РФ №805 от 15.10.1999 года, а также указал на несоблюдение ответчиком процедуры рассмотрения документов, предусматривающей создание специальной комиссии из числа сотрудников кадровых, юридических, медицинских и финансовых подразделений МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, образовательных учреждений МВД России.

Истец Иванов Н.А. просит суд признать действия УМВД России по Мурманской области не законными и необоснованными, взыскать с ответчика компенсацию причиненного вреда здоровью в размере пятилетнего денежного содержания.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Болгарев Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, согласно которым основанием для выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания является вынесение заключения военно-врачебной комиссией, в котором установлена причинная связь телесного повреждения в редакции «военная травма». Однако, в заключении ВВК, представленном истцу, формулировка «заболевание получено в период военной службы, - не годен к военной службе» не подпадает под перечень оснований для выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания. Оснований для рассмотрения заявления на комиссии УМВД России по Мурманской области по п.3 приказа МВД России от 15.10.1999 №805 не имелось. Полагает, что в соответствии с приказом МВД России от 15.10.1999 года №805 нет правовых оснований для выплаты Иванову Н.А. единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, выслушав заключение специалиста А., заслушав мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По смыслу части 1статьи 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 декабря 2002 года N 17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам милиции возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере не худших по сравнению с другими категориями граждан.

Пенсионное обеспечение граждан, в том числе ставших инвалидами вследствие повреждения здоровья, связанного с исполнением трудовых или служебных обязанностей, направлено на возмещение утраченного ими заработка (денежного довольствия) и осуществляется с учетом различий в правовом положении лиц, работающих по трудовому договору, и военнослужащих и приравненных к ним лиц, включая сотрудников милиции.

Статьей 29 Закона Российской Федерации "О милиции", действовавшего на момент трудовых отношений Иванова Н.А., предусмотрена выплата сотруднику милиции при получении им в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц (часть третья) и денежной компенсации в размере, превышающем сумму назначенной пенсии по указанным в данной статье основаниям, за счет средств соответствующего бюджета либо средств организаций, заключивших с милицией договоры (часть четвертая).

Денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, согласно Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких (утверждена Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 805), выплачивается потерпевшему сотруднику органов внутренних дел ежемесячно при назначении ему пенсии по инвалидности, связанной с телесными повреждениями, иным повреждением здоровья, полученными в связи с осуществлением служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей) и ведущими к досрочному увольнению со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья; выплата сумм в возмещение вреда производится финансовым подразделением (бухгалтерией) соответствующего органа внутренних дел в течение всего срока, на который установлена инвалидность (пункты 21 и 23).

Судом установлено, что Иванов Н.А. проходил службу в ОУР МУВД ****** с Дата по Дата.

Дата Иванов Н.А. был уволен из органов внутренних дел по пункту «Ж» ст.58 Положения о службе в ОВД РФ от 23.12.1992 года - по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе.

Как следует из материалов дела, а именно «Свидетельства о болезни № **» Дата военно-врачебной комиссией МСЧ УВД по Мурманской области по распоряжению начальника ОРЛС Межмуниципального УВД ****** от Дата освидетельствован Иванов Н.А., Дата рождения. Заключение ВВУ: <данные изъяты>, заболевание получено в период военной службы.

Оперированная в Дата <данные изъяты> - общее заболевание.

На основании статьи 32 А, 34 Г графы III расписания болезней (и ТДТ) (приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 года №123) (Приложения №1 к Инструкции утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 года №523) установлена категория годности к службе - «Д» не годен к военной службе. П.236 - не годен к поступлению на службу по контракту, п.377 - необходимо предоставить освобождение от исполнения служебных обязанностей на срок до дня исключения из списков личного состава органов внутренних дел.

Истец обратился в межмуниципальное УВД с заявлением о выплате компенсации причиненного здоровью вреда в период прохождения службы в ОВД РФ на основании приказа МВД РФ №805 от 15.10.1999 года. Однако, получил отказ в производстве единовременной выплаты, с которым он не согласен, полагая его неправомерным.

Согласно пункту 6 Приказа МВД РФ от 15.10.1999 N 805 "Об утверждении Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких" при исключении возможности дальнейшего прохождения службы сотрудником, признании его военно-врачебной комиссией ограниченно годным или не годным к военной службе в связи с телесными повреждениями непосредственно или при определившемся неблагоприятном исходе последствий телесного повреждения, причинная связь которого определена в формулировке "военная травма", единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания определяется из месячного денежного содержания сотрудника на день его увольнения со службы в органах внутренних дел по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения о службе).

Кроме того, пунктом 19 Приказа МВД РФ определено, что основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудников при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке "ограниченно годен к военной службе" или "не годен к военной службе", установление причинной связи телесного повреждения в редакции "военная травма" и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты "ж" и "з" статьи 58 Положения).

Вопрос о невозможности дальнейшего прохождения службы (увольнении по болезни или ограниченному состоянию здоровья) решается соответствующей ВВК в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 19, ст. 1758), оформляется свидетельством о болезни и справкой (приложение 2 к настоящей Инструкции). При этом право на получение сотрудником единовременного пособия устанавливается в ходе оформления материалов об увольнении его из органов внутренних дел (пункт 20 Приказа МВД РФ)

Таким образом, законодателем определено наличие двух условий для назначения единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания: 1) установление причинной связи телесного повреждения в редакции "военная травма", 2) приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья.

Согласно пункту 40 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" при медицинском освидетельствовании военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава (должностных лиц) органов, граждан, призванных на военные сборы, военно-врачебная комиссия определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний.

Военно-врачебная комиссия заочно (по документам) определяет причинную связь увечий, заболеваний у граждан, проходивших (проходящих) военную службу (военные сборы), службу в органах, в случае, если:

а) в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах гражданин был освидетельствован военно-врачебной комиссией, или находился на лечении, или был уволен с военной службы (службы в органах) по состоянию здоровья;

б) у гражданина имеются явные последствия телесных повреждений, полученных в период участия в боевых действиях;

в) увечье, заболевание получено гражданином в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо увечье, заболевание выявлено до истечения одного года после увольнения гражданина с военной службы (окончания военных сборов), службы в органах, при условии, что получение увечья, начало заболевания, в том числе приведшего к смерти, можно отнести к периоду военной службы (военных сборов), службы в органах.

Характер и давность имеющихся явных телесных повреждений устанавливаются судебно-медицинским экспертом.

В силу пункта 41 Постановления военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками:

а) "военная травма":

если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в результате поражений, обусловленных воздействием радиоактивных веществ, источников ионизирующего излучения, компонентов ракетного топлива и иных высокотоксичных веществ, токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию, источников электромагнитного поля и лазерного излучения, микроорганизмов I и II групп патогенности;

если увечье, заболевание получено в период пребывания освидетельствуемого в составе действующей армии в годы гражданской войны, Великой Отечественной войны, на Китайско-Восточной железной дороге в 1929 году, во время советско-финляндской войны 1939 - 1940 годов, в период боевых действий в Западной Белоруссии и на Западной Украине в 1939 году, в боях у озера Хасан в 1938 году и на реке Халхин-Гол в 1939 году, во время войны с Японией 1945 года, а также в боевых операциях по ликвидации националистического подполья (бандитизма) на территориях Украинской ССР, Белорусской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР и Эстонской ССР в период с 1 января 1944 г. по 31 декабря 1951 г. (при наличии удостоверения участника войны), во время пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины), либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменила категорию годности или привела к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах Комитета государственной безопасности СССР (Министерства государственной безопасности СССР) и Народного комиссариата внутренних дел СССР (Министерства внутренних дел СССР), либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало заболевания или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах (при условии льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии - 1 месяц службы за 3 месяца), либо в период прохождения военной службы в государстве, где велись боевые действия, либо в период его пребывания на разведывательной и контрразведывательной работе за границей, либо если заболевание, возникшее до указанных событий, за период участия в них достигло степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, либо если хроническое, медленно прогрессирующее заболевание подтверждается медицинскими документами, позволяющими отнести начало или обострение заболевания к периоду участия освидетельствуемого в указанных событиях;

если заболевание вирусным гепатитом, синдромом приобретенного иммунодефицита (СПИДом) или ВИЧ-инфицирование возникло у освидетельствуемого в период нахождения на лечении вследствие хирургического вмешательства (медицинской манипуляции), а у освидетельствуемого из числа медицинского персонала - вследствие ранения, полученного при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) вследствие укуса насекомого, пресмыкающегося или телесного повреждения, нанесенного животным;

б) "заболевание получено в период военной службы":

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах либо достигло в указанный период степени тяжести, которая изменяет категорию годности или приводит к негодности (в том числе временной) освидетельствуемого к военной службе, службе в органах, а также при хронических, медленно прогрессирующих заболеваниях, диагностированных до истечения одного года после увольнения с военной службы, службы в органах, если начало заболевания можно отнести к периоду прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах;

если заболевание возникло у освидетельствуемого в период прохождения военной службы (военных сборов) в воинских частях или службы в органах, не входивших в состав действующей армии, либо до его убытия в государство, где велись боевые действия, и служба в этом государстве не оказала влияния на имевшееся заболевание и категорию годности к военной службе, службе в органах;

если увечье, заболевание получено освидетельствуемым в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей);

если увечье, заболевание получено в период прохождения военной службы (военных сборов), службы в органах, но на момент медицинского освидетельствования документы об обстоятельствах получения увечья, заболевания отсутствуют;

г) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

д) "общее заболевание":

если увечье, заболевание возникло у освидетельствуемого до его призыва на военную службу (военные сборы), поступления на военную службу по контракту, на службу в органы и в период военной службы (военных сборов), службы по контракту, службы в органах не достигло степени, которая изменяет категорию годности освидетельствуемого к военной службе, службе в органах;

если заболевание возникло у освидетельствуемого после увольнения с военной службы, когда начало заболевания нельзя отнести к периоду прохождения военной службы, службы в органах;

е) "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска" - если заболевание получено освидетельствуемым в результате радиационного воздействия при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанных с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.

Как указывалось выше, военно-врачебной комиссией МСЧ УВД по МО Дата освидетельствован Иванов Н.А. и установлено наличие у истца заболевания, полученного в период похождения военной службы.

Кроме того, специалист А. в судебном заседании подтвердила тот факт, что в данном случае имеет место быть заболевание, полученное в период военной службы, заболевание Иванова Н.А. не относится к военной травме, что в полном объеме отражено в заключении ВВК.

Анализируя изложенное суд приходит к выводу, что указанная в заключении ВВК № ** формулировка причинной связи заболевания не подпадает под перечень оснований для выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания.

Поскольку оснований для рассмотрения заявления на комиссии УМВД России по Мурманской области по п.3 Приказа МВД России от Дата не имелось, суд полагает правомерными действия УМВД по Мурманской области по отказу в выплате указанного единовременного пособия.

Суд полагает, что оснований для выплаты единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания не имеется, в связи с чем, исковые требования Иванова Н.А. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 56, 57, 60, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

             

Иванову Н.А. в иске к Управлению МВД по Мурманской области о взыскании компенсации причиненного вреда здоровью - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

          

Председательствующий:                                         В.В. Беляева