Дело № 2-4402/2011 Изготовлено 12 октября 2011 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 октября 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Быриной Д.В., при секретаре Михеевской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** об оспаривании предписания Управления Роспотребнадзора по Мурманской области об устранении нарушений санитарного законодательства, УСТАНОВИЛ: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** обжалует в судебном порядке предписание Управления Роспотребнадзора по Мурманской области об устранении нарушений санитарного законодательства. В обоснование требований указано, что предписанием заместителя главного государственного санитарного врача по Мурманской области А. от Дата № ** ДЮСШ № ** обязана в срок до Дата обеспечить проведение занятий **** с детьми в помещениях общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиями п. 7.4 СанПиН 2.4.4.1251 -03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Предписание основывается на экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», подведомственном Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области, от Дата № **, в котором установлено, что в данных помещениях отсутствуют системы вентиляции, и таким образом не обеспечивается требуемый воздухообмен, что, по мнению надзорного органа, не соответствует пункту 7.4 СанПиН 2.4.4.1251 -03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)». Пункт 7.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 «2.4.4. Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования). Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей, (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от Дата № ** (далее - СанПиН 2.4.4.1251-03), устанавливает, что воздухообмен в основных помещениях учреждений дополнительного образования должен соответствовать строительным нормам и правилам. Пункт 7.4 СанПиН 2.4.4.1251-03 не носит нормативного характера, поскольку самостоятельно не устанавливает общеобязательного правила поведения, а вместо этого является отсылочной нормой к строительным нормам и правилам. В экспертном заключении ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области» от Дата № **, в разделе «Правовые основания проведения экспертизы» нет указания ни на один документ, являвшейся строительными нормами и правилами. Экспертное заключение также указывает на якобы имеющие место нарушения пункта 7.4 СанПиН 2.4.4.125)-03, хотя нормативы притока и вытяжки воздуха в спортивных залах, где проводит учебные занятия ДЮСШ № **, данным пунктом не устанавливаются. Кроме того, пунктом 2.5.7 СанПиН 2.4.2.1178-02. 2.4.2. «Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила», утверждённых Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ Дата (утрачивают силу с Дата) установлены требования к порядку аэрации залов для занятий физической культурой в общеобразовательных учреждениях, где проводит учебные занятия ДЮСШ № **. Согласно данному пункту СанПиН во время занятий в зале следует открывать одно-два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5 град. С и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в помещении температуры воздуха в 15 -14 град. С проветривание зала следует прекращать. Считает, предписание Управления Роспотребиадзора по Мурманской области не основанным на нормах права, фактически возлагает на ДЮСШ № ** обязанность затратить существенные денежные средства, отсутствующие в бюджетной смете учреждения на Дата на проведение мероприятий, не предусмотренных законодательством, чем нарушает права учреждения. Представители ДЮСШ № ** в судебном заседании поддержали требование по указанным выше основаниям. Представитель Управления Роспотребнадзора по Мурманской области в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления. Настаивал на законности предписания. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, отклоняет заявленное требование по следующим основаниям. В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Как указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" (далее - Постановление) к действиям должностных лиц государственных органов по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, как указано в п. 22 Постановления, в частности, отнесены законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия). Как указано в п. 25 Постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Управление является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Мурманской области. В соответствии с пунктом 7.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 № 271, одной из основных задач Управления является осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Управление в соответствии с возложенными на него задачами выполняет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных правил, государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров выполнением работ и оказанием услуг. Согласно названному Положению Управление в пределах своей компетенции осуществляет деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты права потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а так же применяет меры административного характера (п. 8.2). Порядок проведения мероприятий по контролю, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), определен в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ) В соответствии со статьей 9 Федеральный закон № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (пункт 3). Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в соответствующем распоряжении или приказе (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 294-ФЗ). В распоряжении или приказе, в частности, указываются цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; даты начала и окончания проведения проверки. Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона № 294-ФЗ, не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов, (пункт 1,3 статья 13 Федерального закона № 294-ФЗ) Как установлено судом, в период с Дата по Дата на основании распоряжения руководителя Управления от Дата № ** в отношении Учреждения проведена плановая документарная, выездная проверка (учреждение уведомлено о проведении проверки Дата). Срок проведения проверки в соответствии со ст. пункт 3 статья 13 Федерального закона № 294-ФЗ был продлен до Дата (учреждение уведомлено о продлении срока проведения проверки Дата). Для проведения экспертизы на соответствие здания, помещений, оборудования санитарным правилам и нормам, в качестве экспертной организации привлечено ФБУЗ ***** (экспертное заключение от Дата № **) Результаты проверки отражены в акте № ** от Дата и его содержание соответствует требованиям статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ. При проведении плановой проверки (выездной, документарной) в отношении МОУ ДОД ДЮСШ № **, выявлены нарушения санитарного законодательства: СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» в спортивных залах школ № **, № **, № **, № **, № **, № **, № ** демонтирована приточная система вентиляции, не оборудован приточной системой спортивный зал гимназии № **, в связи с чем не обеспечивается требуемый воздухообмен, что не соответствует п.7.4. СанПиН 2.4.4.1251 - 03 СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения») (далее СанПиН 2.4.4.1251-03). Вытяжка в спортивных залах указанных учреждений из верхних зон решена потолочными аэроционными решетками, проемами (высота п=6м). не оборудованы системами вентиляции: спортивный зал, туалетные комнаты школы № **; спортивный зал школы № **; помещение раздевалок при спортивных залах школ № **, № **, № **, № **; спортивный зал гимназии № **; спортивный зал гимназии № ** (реконструкция систем вентиляции запланирована на Дата), в связи с чем не обеспечивается требуемый воздухообмен, что не соответствует п.7.4. СанПиН 2.4.4.1251 -03; - при проведении измерений установлена неэффективная работа вытяжных систем вентиляции в МОУ СОШ № **, № **, № **, № **, № **, № **, № **, № **, МОУ гимназия № **, № **, № ** (душевые, санузлы при спортзале), что не соответствует п.7.4. СанПиН 2.4.4.1251-03. Замеры эффективности вентиляционных систем спортивных залов школ № **, № ** не произведены из-за проводимого косметического ремонта на момент обследования (полы покрашены). В целях устранения нарушений санитарного законодательства, на основании ст. 50 Федерального закона № 294-ФЗ, МОУ ДОД ДЮСШ № ** было предписано в срок до Дата обеспечить проведение занятий **** с детьми в помещениях общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям п. 7.4. СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)» Согласно требованиям п.1 ст. 28 Федерального закона № 294-ФЗ «в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства». В соответствии с п.2 ст. 24 Федерального закона № 294-ФЗ юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила. Таким образом, МОУ ДОД ДЮСШ № ** для организации работы и организации образовательного процесса используются помещения, несоответствующие требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения»), при этом осуществляется допуск детей к занятиям, что является нарушением санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения. Доводы, приведенные в обоснование заявления, не свидетельствуют об отсутствии установленных в ходе проверки надзорным органом нарушений и не подвергают сомнению законность предписания Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области № ** от Дата. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей г. Мурманска детско-юношеская спортивная школа № ** об оспаривании предписания Управления Роспотребнадзора поМурманской области об устранении нарушений санитарного законодательства отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме. Председательствующий: Д.В. Бырина