Дело № 2-2828. Изготовлено 11 октября 2011 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 октября 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска в составе председательствующего судьи Быриной Д.В. при секретаре Михеевской Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Мурманска, Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» об устранении нарушений законодательства, установил: Природоохранный прокурор обратился в суд исковым заявлением в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц о понуждении ГОУП «Мурманскводоканал» построить и ввести в эксплуатацию очистные сооружения по выпускам № **; № **, № ** № ** с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до Дата В обоснование требования указано, что ответчик осуществляет сброс неочищенных сточных вод в рыбохозяйственные водные объекты по указанным стокам, что установлено в ходе прокурорской проверки. Кольский залив Баренцева моря является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории. Указанные системы водоотведения принадлежат ГОУП «Мурманскводоканал» на праве хозяйственного ведения. Выявленные в ходе проверки нарушения могут оказать негативное влияние на миграцию водных биологических ресурсов, что нарушает требования статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. До рассмотрения дела по существу истец уточнил требования, - просил обязать администрацию муниципального образования город Мурманска организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам № **,№ **,№ **,№ **, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до Дата. Обязать администрацию муниципального образования город Кола организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № **, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до Дата. Обязать Государственное областное унитарное предприятие «Мурманскводоканал» разработать проект инвестиционной программы по обеспечению очистки сточных вод г.Кола и г.Мурманск, выполнить технико-экономическое обоснование и выбор технологии очистки сточных вод г.Кола и г.Мурманск, разработать техническое задание и технические условия на строительство очистных сооружений в г.Кола и в г.Мурманск. В порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчиков привлечены, соответственно, администрация муниципального образования город Мурманска и администрации муниципального образования город Кола. В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования. Представители ответчика ГОУП «Мурманскводоканал» признали предъявленные к предприятию требования. Представитель ответчика администрации города Мурманска возражал против удовлетворения иска по тем основаниям, что исковое требование противоречит законодательству о местном самоуправлении в Российской Федерации в части полномочий органов местного самоуправления, законодательству о муниципальном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также бюджетному и земельному законодательству. Исковое требование устанавливает сроки строительства, противоречащие федеральному законодательству, регулирующему строительную деятельность в РФ и определяющему порядок, условия и сроки проведения работ. Просил в иске отказать. Представить ответчика администрации муниципального образования город Кола уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, что не препятствует суду в разрешении поставленного вопроса по существу в отсутствие указанного лица в порядке ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области оставил разрешение дела на усмотрение суда. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, удовлетворяет исковые требования. В соответствии с Приказом Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» высшая категория для водного объекта устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 "Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства". Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 "Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства" атлантический лосось (семга) отнесен к ценным видам рыб. Таким образом, Кольский залив Баренцева моря является рыбохозяйственным водным объектом высшей категории. В соответствии со ст. 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 № 166-ФЗ при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. В силу части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Согласно статье 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ « О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В соответствии со ст.60 Водного кодекса РФ при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В силу п. 11 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 № 1045 запрещается сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов. Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона Российской, Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Устава Муниципального образования г. Мурманска, Устава Муниципального образования г. Кола к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города, организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, утверждение генеральных планов города, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, резервирование земель и изъятие, в том числе выкупа, земельных участков в границах города для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием городских земель. Проверкой, проведенной Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, установлено, что в границах Муниципального образования г. Мурманск и Муниципального образования г. Кола полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства возложены на ГОУП «Мурманскводоканал». При этом, ГОУП «Мурманскводоканал» осуществляет сброс неочищенных сточных вод в рыбохозяйственные водные объекты, а именно по выпускам № ** ....; № ** ....; № ** ....; № ** ....; № ** ....; № ** ...., № ** ....; № ** (....; № ** .... в Кольский залив Баренцева моря, по выпуску № ** .... в реку ...., впадающую в Кольский залив Баренцева моря. Указанные системы водоотведения принадлежат ГОУП «Мурманскводоканал» на праве хозяйственного ведения. Водоотведение по выпускам № ** ....; № ** ....; № ** ....; № ** ....; № ** ...., № ** ...., № ** ....; № ** ....; № ** .... осуществляется в границах Муниципального образования г. Мурманск, по выпуску № ** .... - в границах Муниципального образования г. Кола в отсутствие очистных сооружений. Сброс неочищенных сточных вод осуществляется в рыбохозяйственные водные объекты - в Кольский залив Баренцева моря, и в реку ...., впадающую в Кольский залив Баренцева моря. Наружные системы водоотведения размещены на земельных участках, предоставленных ГОУП «Мурманскводоканал» на праве аренды земельного участка. Пунктом 13 части 5 статьи 27 Земельного Кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд. В соответствии со ст.ст. 40, 41 Земельного Кодекса РФ арендаторы земельных участков вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» инвестиционная программа организации коммунального комплекса по развитию системы коммунальной инфраструктуры - определяемая органами местного самоуправления для организации коммунального комплекса программа финансирования строительства и (или) модернизации системы коммунальной инфраструктуры и объектов, используемых для утилизации (захоронения) бытовых отходов, в целях реализации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. В соответствии с частью 3 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подготовка проекта инвестиционной программы и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данной программы, производятся организацией коммунального комплекса. Выявленные в ходе проверки нарушения могут оказать негативное влияние на миграцию водных биологических ресурсов, что нарушает требования статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов. Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязательства по устранению выявленных нарушений лежат на ответчиках, в связи с чем иск подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город Мурманска, Государственному областному унитарному предприятию «Мурманскводоканал» об устранении нарушений законодательства удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования город Мурманска организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпускам № **,№ **,№ **, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до Дата. Обязать администрацию муниципального образования город Кола организовать строительство и введение в эксплуатацию очистных сооружений по выпуску № **, с целью исключения сброса неочищенных сточных вод в водный объект - Кольский залив Баренцева моря, в срок до Дата. Обязать Государственное областное унитарное предприятие «Мурманскводоканал» разработать проект инвестиционной программы по обеспечению очистки сточных вод г.Кола и г.Мурманск, выполнить технико-экономическое обоснование и выбор технологии очистки сточных вод г.Кола и г.Мурманск, разработать техническое задание и технические условия на строительство очистных сооружений в г.Кола и в г.Мурманск. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение десяти дней. Председательствующий: Д.В. Бырина