2-4929/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-4929/11

Мотивированное решение изготовлено 10.11. 2011 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2011 года                                                                        г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего - судьи Дорошенко Г.В.,

при секретаре – Матюхиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мурманскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтотранс» об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ММУП «Спецавтотранс» о понуждении разработать и утвердить паспорта на опасные отходы: отходы лакокрасочных средств (3 класс опасности), прочие твердые минеральные отходы (3 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (4 класс опасности), отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов ( 4 класс опасности), отходы водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды (4 класс опасности).

В обоснование иска указано, что проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства в деятельности ММУП «Спецавтотранс» установлено, что ММУП «Спецавтотранс» осуществляет деятельность по уборке территории, предоставлению автотранспортных услуг, техническое обслуживание и ремонт специальной дорожно-уборочной техники и автомобильной техники, а также иную деятельность не противоречащую законодательству. Согласно лицензии от Дата № **, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Для обеспечения хозяйственной деятельности ММУП «Спецавтотранс» использует часть нежилых зданий, часть здания гаража, склада хлоридов, крытую автостоянку по адресу: ...., принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности ММУП «Спецавтотранс» образуются следующие отходы производства и потребления: лампы ртутные, люминисцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, кислота аккумуляторная, серная отработанная, масла автомобильные отработанные, обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более), аккумуляторы свинцовые, отработанные не разобранные, со слитым электролитом, масла индустриальные, отработанные, отходы лакокрасочных средств, золошлаки от сжигания углей, обтирочный материал, загрязненный мазутом (содержание мазута 15% и более), мусор от бытовых помещений организаций, несортированный, исключая крупногабаритный, шины пневматические отработанные, отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод, мусор строительный, отходы от водоподготовки, обработке сточных вод и использования воды и др.

В результате проверки установлено, что по месту осуществления ММУП «Спецавтотранс» предпринимательской деятельности по адресу: .... в ММУП «Спецавтотранс» образуются отходы 1-5 класса опасности, вместе с тем, паспорта на такие отходы как – отходы лакокрасочных средств (3 класс опасности), прочие твердые минеральные отходы (*3 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным ( 4 класс опасности), отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (4 класс опасности), отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды (4 класс опасности), отсутствуют.

Полагает, что осуществление ММУП «Спецавтотранс» деятельности с нарушениями требований законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит обязать ответчика в срок до Дата разработать и утвердить паспорта на опасные отходы: отходы лакокрасочных средств (3 класс опасности), прочие твердые минеральные отходы (3 класс опасности), отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (4 класс опасности), отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов ( 4 класс опасности), отходы водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды (4 класс опасности).

В судебном заседании помощник прокурора Шомполова А.В. на удовлетворении требований настаивала.

Третье лицо – Комитет промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области о дате времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, объяснений не представил.

Представитель ответчика ММУП «Спецавтотрнас» - Клементьев В.В., в судебном заседании не оспаривал, что паспорта на опасные отходы на предприятии отсутствуют, однако пояснил, что до настоящей прокурорской проверки ни один контролирующий и проверяющий орган не требовали от них разработку и утверждение паспортов. В настоящее время предприятие распадается, автомобили лакокрасочными материалами не покрываем, опасных отходов нет, не известно будет ли в дальнейшем предприятие существовать, денег на предприятии нет, разрабатывать и утверждать паспорта нецелесообразно.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статьей 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться кроме прочего на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в числе прочих, размещение отходов производства и потребления.

Согласно статье 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

В силу статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На опасные отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Порядок проведения паспортизации опасных отходов определен постановлением Правительства РФ от 26.10.2000 года № 818.

Форма паспорта опасного отхода и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 года N 785.

В судебном заседании установлено, что ММУП «Спецавтотранс» зарегистрировано в качестве юридического лица в Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Мурманску Дата, по адресу: ...., с присвоением ИНН № **, КПП № **, ОГРН № **,является действующим, основной вид деятельности по Уставу: уборка территории и аналогичная деятельность (ОКВЕД 90.00.3), что подтверждается копиями свидетельств о постановке на учет юридического лица в налоговом органе и о государственной регистрации юридического лица, Устава предприятия.

ММУП «Спецавтотранс» имеет лицензию № ** от Дата, выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и автономному надзору на срок до Дата на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Перечень отходов установлен приложением к лицензии, среди которых поименованы прочие твердые минеральные отходы; отходы лакокрасочных средств; отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным.

Согласно заключению Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору РФ филиал ФГУ ****, оформленного протоколом № ** от Дата прочие твердые минеральные отходы, отнесены к III классу опасности; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным – к IV классу опасности; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов – к IV классу опасности; отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды – к IV классу опасности; отходы лакокрасочных средств - к III классу опасности.

Таким образом, в силу статьи 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на опасные отходы: прочие твердые минеральные отходы; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов; отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды; отходы лакокрасочных средств, отнесенные к 3 и 4 классу опасности должны быть составлены паспорта.

Вместе с тем, проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства, проводимой Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что паспорта на такие опасные отходы как, прочие твердые минеральные отходы; отходы потребления на производстве, подобные коммунальным; отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов; отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды; отходы лакокрасочных средств в ММУП «Спецавтотранс» отсутствуют.

Данное обстоятельство, подтверждается актом проверки от Дата, и не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика.

Приведенные представителем ответчика доводы в обоснование отсутствия паспортов не могут быть приняты судом, поскольку не основаны на законе и не освобождают от выполнения требований действующего законодательства об отходах производства и потребления.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ММУП «Спецавтотранс» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой, в силу статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Обязать Мурманское муниципальное унитарное предприятие «Спецавтотранс» в срок до Дата разработать и утвердить паспорта на опасные отходы: лакокрасочных средств (III класс опасности); прочие твердые минеральные отходы (III класс опасности); отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (IV класс опасности); отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов (IV класс опасности); отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды (IV класс опасности);

Взыскать с Мурманского муниципального унитарного предприятия «Спецавтотранс» государственную пошлину в доход государства государственную пошлину в сумме 4000 рублей.

        Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

        Председательствующий                                   Г.В.Дорошенко