2-4907/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-4907/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2011 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего - судьи Бойко Л.Н.,

при секретаре Большуновой А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Мурманска о ликвидации несанкционированной свалки в районе улицы ....,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Мурманска о ликвидации несанкционированных свалок в районе улицы ....

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлен факт захламления строительными отходами, твердыми бытовыми отходами, золошлаком, автомобильными шинами и двухсотлитровыми бочками с отходами нефтепродуктов на территории муниципального образования город Мурманск - территории по ул. .... с координатами:

1. .... северной широты, .... восточной долготы площадью более ... кв.м. находятся разрушенные нежилые кирпичные здания. На указанном участке установлены многочисленные несанкционированные участки с отходами строительный мусор, древесные отходы, стекловата, твердые бытовые отходы, полиэтиленовая пленка, общим объемом .... куб.м.;

2. .... северной широты, .... восточной долготы на площади .... кв.м. установлена свалка таких отходов как строительные отходы, твердые бытовые отходы, покрышки, древесные отходы;

3. .... северной широты, .... восточной долготы на площади .... кв.м. размещен золошлак объемом .... куб.м. В .... м от угольной котельной на земельном участке площадью .... кв.м. обнаружена свалка отходов (строительные отходы, ТБО, покрышки, древесные отходы) объемом .... куб.м. В .... м на восток от угольной котельной установлено .... двухсотлитровых бочек с отходами нефтепродуктов, часть из которых пролита на землю;

4. .... северной широты, .... восточной долготы за гаражами на площади .... кв.м. обнаружена свалка отходов: брошенные автомобили, древесные отходы, строительный мусор, покрышки, ТБО, общим объемом .... куб.м.

Указанные свалки находятся на земельном участке с кадастровым номером № **, который в соответствии с законом Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-3МО входит в границы муниципального образования город Мурманск.

Вместе с тем, в нарушение требований природоохранного законодательства, до настоящего времени администрацией муниципального образования город Мурманск не принято мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

С учетом изложенного, просит обязать администрацию муниципального образования город Мурманск в срок до Дата организовать осуществление сбора, вывоза и ликвидацию несанкционированных свалок строительного и бытового мусора, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № **, в районе ул. ....

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель администрации муниципального образования город Мурманска в письменном отзыве просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в иске отказать ввиду того, что администрация является ненадлежащим ответчиком, привлечь к участию в деле комитет по развитию городского хозяйства администрации города.

Третье лицо – Управление Роспотребнадзора РФ по Мурманской области, просило дело рассмотреть без их участия, исковые требования прокурора поддержало.

Представитель третьего лица – Управления Росприроднадзора по Мурманской области в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал по основаниям, изложенным прокурором.

Выслушав прокурора, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статьей 42 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Данное конституционное право граждан Российской Федерации также закреплено в статье 8 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года.

Согласно статьи 1 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (далее по тексту – Закон) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 22 Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и, которые должны осуществляться с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

             Согласно статье 3 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.

В судебном заседании установлено, что при проверке природоохранной прокуратурой выявлены обстоятельства, на которые прокурор ссылается в иске, а именно -    захламление строительными отходами, твердыми бытовыми отходами, золошлаком, автомобильными шинами и двухсотлитровыми бочками с отходами нефтепродуктов на территории муниципального образования город Мурманск - территории по ул. .... с координатами:

1. .... северной широты, .... восточной долготы площадью более ... кв.м. находятся разрушенные нежилые кирпичные здания. На указанном участке установлены многочисленные несанкционированные участки с отходами строительный мусор, древесные отходы, стекловата, твердые бытовые отходы, полиэтиленовая пленка, общим объемом .... куб.м.;

2. .... северной широты, .... восточной долготы на площади .... кв.м. установлена свалка таких отходов как строительные отходы, твердые бытовые отходы, покрышки, древесные отходы;

3. .... северной широты, .... восточной долготы на площади .... кв.м. размещен золошлак объемом .... куб.м. В .... м от угольной котельной на земельном участке площадью .... кв.м. обнаружена свалка отходов (строительные отходы, ТБО, покрышки, древесные отходы) объемом .....м. В .... м на восток от угольной котельной установлено .... двухсотлитровых бочек с отходами нефтепродуктов, часть из которых пролита на землю;

4. .... северной широты, .... восточной долготы за гаражами на площади .... кв.м. обнаружена свалка отходов: брошенные автомобили, древесные отходы, строительный мусор, покрышки, ТБО, общим объемом .... куб.м.

               Указанные свалки находятся на земельном участке с кадастровым номером № **, который в соответствии с законом Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-3МО входит в границы муниципального образования город Мурманск.

               Согласно Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, указанные отходы относятся к 3, 4 и 5 классу опасности.

                   До настоящего времени выявленные в ходе проверки нарушения не устранены.

               Согласно статьям 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 29 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, к вопросам местного значения городского округа, решение которого возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В нарушение требований природоохранного законодательства мероприятия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов муниципальным образованием город Мурманск до настоящего времени не произведены, при этом наличие свалок влечет загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные последствия.

Доказательств обратного представителем администрации муниципального образования город Мурманск в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено, в судебном заседании не установлено.

Доводы представителя администрации о том, что администрация не является надлежащим ответчиком и следует в качестве ответчика привлечь комитет по развитию городского хозяйства администрации города, не состоятельны.

Согласно статьям 34, 37 Федерального Закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу статьи 41 комментируемого Закона, от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

В силу п. 1 статьи 44 Устава муниципального образования город Мурманск, администрация города является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции.

Согласно пункта 5 комментируемой нормы, администрация города является юридическим лицом, муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций, обладает правом пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, в порядке, установленном Советом депутатов города Мурманска и настоящим Уставом, отвечает по своим обязательствам этой собственностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывает лицевые счета, имеет гербовую печать со своим наименованием, штампы, официальные бланки.

Как правильно указывает представитель ответчика в письменном отзыве, полномочия администрации города в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными органами и иными структурными подразделениями администрации города (комитетами, управлениями, отделами, секторами).

Таким образом, орган местного самоуправления в лице администрации города, в целях реализации возложенных на него законом полномочий вправе возложить ряд обязанностей на различные органы, комитеты и т.д.,.

Однако, обязанность по организации и контролю за решением вопросов местного значения в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, упорядочения, совершенствования и систематизации работы по сбору, вывозу, утилизации и переработке бытовых, промышленных и прочих отходов в городе Мурманске, предоставлению услуг в области обращения с отходами, предотвращению вредного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения, обеспечению чистоты и порядка на территории города в соответствии с Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», а также постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в области охраны окружающей среды и обращения с отходами, Уставом муниципального образования город Мурманск, лежит на администрации, как исполнительном органе муниципального образования.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию муниципального образования город Мурманск, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Мурманск, в срок до Дата организовать и проконтролировать осуществление сбора, вывоза и ликвидации несанкционированных свалок строительного и бытового мусора, расположенных на земельном участке с кадастровым номером № ** в районе улицы .... с координатами:

- ....северной широты, .... восточной долготы на площади более .... тыс.кв.м. разрушенных нежилых кирпичных зданий;

- ....северной широты, ....восточной долготы на площади .... кв.м. строительных отходов, твердых бытовых отходов, покрышек, древесных отходов;

- .... северной широты, .... восточной долготы на площади более .... кв.м. золошлака объемом .... куб.м., строительных отходов, ТБО, покрышек, древесных отходов, бочек с отходами нефтепродуктов;

- .... северной широты, .... восточной долготы за гаражами на площади .... кв.м. древесных отходов, строительного мусора, разукомплектованных автомобилей, покрышек, ТБО.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательном виде.

            Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

              Председательствующий:                                                     Л.Н. Бойко