Дело № 2-4951 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 03 ноября 2011 года город Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего - судьи Кулдыкина А.В., при секретаре - Солдатовой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Валова А.Г. о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении выбранного места проведения публичного мероприятия незаконными, УСТАНОВИЛ: Валов А.Г. в лице своего представителя Ниценко В.А. обратился в суд с заявлением о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении выбранного места проведения публичного мероприятия незаконными. В обоснование заявления указал, что Дата Валов А.Г. в составе группы граждан обратился в Управление Октябрьского административного округа города Мурманска с уведомлением о намерении провести в г. Мурманске публичное мероприятие в форме шествия с последующим митингом. Дата получил ответ о том, что проведение шествия по маршруту, заявленному в уведомлении от Дата, создает неудобства для граждан, поскольку территория тротуара предназначена для передвижения пешеходов и не предусматривает локального скопления людей. Вместе с тем организаторам публичного мероприятия было предложено провести запланированное публичное мероприятие в форме митинга на территории сквера по ...., о принятом решении просили проинформировать Управление до ** часов Дата. Дата Валов А.Г. направил отзыв о проведении согласования запланированного мероприятия с участием организаторов. Однако просьба Валова А.Г. была проигнорирована. Полагает, что Уведомление о проведении публичного мероприятия было оформлено и подано надлежащим образом в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, а со стороны органа местного самоуправления в нарушение пп. 2 п.1 ст.12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не последовало обоснованных предложений о переносе места проведения публичного мероприятия, действия управления представляются незаконными, грубо нарушающими права организаторов и участников публичного мероприятия. Просит суд признать действия заместителя главы администрации города Мурманска - начальника управления Октябрьского административного округа А. незаконными, обязать заместителя главы администрации города Мурманска - начальника управления Октябрьского административного округа города Мурманска А. не чинить препятствия организаторам публичного мероприятия, заявленного в уведомлении от Дата. В судебном заседании заявитель Валов А.Г. и его представитель Ниценко В.А. поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Просили суд обратить решение суда к немедленному исполнению. Представитель заинтересованных лиц - Управления Октябрьского административного округа г Мурманска и Администрации города Мурманска в судебном заседании пояснила, что территория тротуара предназначена для передвижения пешеходов и не предусматривает локального скопления людей, в связи с чем, в согласовании шествия по заявленному маршруту - .... до пересечения с .... и дальнейшим движением по .... до .... - Управлением Октябрьского административного округа г. Мурманска было отказано. Предложение об изменении места проведения митинга было обусловлено тем, что в выходной праздничный день площадка перед памятником .... активно используется жителями города для прогулок с детьми. Указанное место близко расположено к .... Данные учреждения открыты для посещения граждан в выходные дни. Недалеко расположены жилые дома, ...., ...., ...., ....», другие магазины и кафе. С учетом заявленного к публичному мероприятию количества участвующих в .... человек и планируемому использованию звукоусиливающей аппаратуры, данное мероприятие в части проведения митинга на площадке перед памятником .... создало бы неудобства жителям города, вызвало негативную реакцию общественности, в связи с чем, организаторам данного публичного мероприятия было предложено изменить место проведения митинга на сквер по .... В связи с изложенным, просила отказать в удовлетворении заявленных требований. Возражала против обращения решения суда к немедленному исполнению, так как до запланированного времени проведения публичного мероприятии осталось немного времени и в случае удовлетворения данного заявления у уполномоченного органа не хватит времени для организации исполнения решения суда, с учетом того, что план проведения мероприятия еще необходимо согласовать с органами внутренних дел. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, анализируя юридически значимые доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что заявление Валова А.Г. подлежит частичному удовлетворению. В силу статьи 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Данное право граждан Российской Федерации является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (статьи 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Судом было установлено, что Дата в ** часов 05 минут Валов А.Г., Б., В., как организаторы публичного мероприятия, обратились в Управление Октябрьского административного округа г. Мурманска с уведомлением о проведении Дата с **.00 до **.00 часов в городе Мурманске общественного публичного мероприятия в форме шествия с последующим митингом, которое будет посвящено Дню народного единства. Шествие предполагалось провести по пешеходным частям улиц по маршруту: от дома № ** по .... по нечетной стороне до пересечения с нечетной стороной .... и движением по ней до пересечения с нечетной стороной .... с движением по ней до сквера .... Митинг предполагалось провести в сквере .... на площадке у памятника .... Предполагаемое количество участников до .... человек. Дата заместитель главы администрации города Мурманска - начальник Управления Октябрьского административного округа города Мурманска направил Валову А.Г. сообщение об изменении места проведения митинга Дата, в котором указал, что территория тротуара предназначена для передвижения пешеходов и не предусматривает локального скопления людей. Проведение шествия в данном месте создает неудобства для граждан, что является нарушением статьи 4 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР Дата. Учитывая вышеизложенное, было предложено провести запланированное публичное мероприятие в форме митинга на территории сквера по .... Судом в результате рассмотрения дела установлено, что Управлением Октябрьского административного округа города Мурманска было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия форме шествия по пешеходным частям улиц по маршруту: от дома № ** по .... по нечетной стороне до пересечения с нечетной стороной .... и движением по ней до пересечения с нечетной стороной .... с движением по ней до сквера .... с предполагаемым количеством участников до .... человек. Отказ в проведении шествия по указанному маршруту был мотивирован со ссылкой на статью 4 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22.10.1991 года, в связи с тем, что шествие по тротуарам создаст неудобства для граждан, так как территория тротуара предназначена для передвижения пешеходов и не предусматривает локального скопления людей. В данном случае в соответствии со статьей 19 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года, граждане РСФСР вправе собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей. В силу части 2 статьи 2 Декларации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе. Статьей 4 Декларации установлено, что осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" устанавливает, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Кроме того, статья 8 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Из смысла указанных норм следует, что закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия, в связи с чем, компетентному органу государственной власти при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае. В частности, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. В статье 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» «шествие» - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Согласно части 3.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещено в соответствии с частью 2 настоящей статьи, определяется законом субъекта Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии со статьей 2 Закона Мурманской области № 1330-01-ЗМО от 24 марта 2011 года «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Мурманской области» уполномоченный орган организует рассмотрение уведомления о проведении публичного мероприятия во взаимодействии с представителями органов, обеспечивающих общественный порядок и безопасность граждан, а также транспортную безопасность и безопасность дорожного движения. При проведении публичных мероприятий уполномоченные органы в целях обеспечения прав граждан обязаны: обеспечивать в пределах своей компетенции проведение публичного мероприятия в соответствии с требованиями Федерального закона, а также настоящего Закона; учитывать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; обеспечивать бесперебойное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, учреждений здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и физкультурно-спортивных организаций, а также иных объектов обеспечения жизнедеятельности населения; обеспечивать беспрепятственный доступ граждан к зданиям (помещениям), в которых находятся органы, учреждения и организации, указанные в подпункте 3 настоящего пункта. В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «Тротуар» - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Согласно пункту 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации при отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части). Как указывалось выше, организаторами рассматриваемого публичного мероприятия запланировано шествие по пешеходным частям улиц по маршруту: от дома № ** по .... по нечетной стороне до пересечения с нечетной стороной .... и движением по ней до пересечения с нечетной стороной .... с движением по ней до сквера .... с предполагаемым количеством участников до .... человек. При указанных обстоятельствах, суд соглашается с доводами Управления Октябрьского административного округа о том, что рассматриваемое шествие по указанному маршруту не может быть проведено, поскольку шествие участников в количестве до .... человек по тротуарам создаст неудобства для граждан-пешеходов, так как территория тротуара предназначена для передвижения пешеходов и не предусматривает локального скопления людей. При этом судом учитывается, что .... является центром города Мурманска, наиболее посещаемым как гражданами-жителями данного города, так и гостями города, имеет узкую пешеходную зону, которая ограничена проезжей частью, включающей несколько полос для движения с высокой плотностью и интенсивностью, что исключает движение пешеходов по краю проезжей части в случае невозможности движения по тротуару из-за помех со стороны участников шествия и не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и общественной безопасности в случае проведения рассматриваемого публичного мероприятия. Кроме того, в зоне тротуара ...., .... и .... находятся органы государственной власти, учреждения социального обеспечения, здравоохранения, образования, ...., магазины, кафе и иные объекты жизнедеятельности населения, доступ к которым гражданам-пешеходам в результате проведения рассматриваемого публичного мероприятия может быть затруднен. Вышеприведенные обстоятельства являются достаточными основаниями для отказа со стороны уполномоченного органа в согласовании места проведения шествия по статье 4 Декларации прав и свобод человека и гражданина, как это и указано в ответе уполномоченного органа от Дата, поскольку такой отказ в полной мере согласуется с требованиями пункта 5 статьи 5, части 3.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", статьи 2 Закона Мурманской области № 1330-01-ЗМО от 24 марта 2011 года «О порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования, на территории Мурманской области», пунктов 1.2, 4.1 Правил дорожного движения Российской Федерации. Как уже указывалось выше, Дата заместитель главы администрации города Мурманска - начальник Управления Октябрьского административного округа города Мурманска направил Валову А.Г. сообщение об изменении места проведения публичного мероприятия в форме митинга Дата, предложив его проведение на территории сквера по ...., а не в сквере .... на площадке у памятника .... В данном случае, судом учитываются фактические обстоятельства и пояснение представителя заинтересованного лица, данные в судебном заседании, согласно которым предложение об изменении места проведения митинга было обусловлено тем, что в выходной праздничный день площадка перед памятником .... активно используется жителями города для прогулок с детьми. Указанное место близко расположено к ..... Данные учреждения открыты для посещения граждан в выходные дни. Недалеко расположены жилые дома, ...., ...., ...., ...., другие магазины, кафе и объекты обеспечения жизнедеятельности населения. Данная территория также является центром города Мурманска, наиболее посещаемым как гражданами-жителями данного города, так и гостями города, имеет узкую пешеходную зону, которая ограничена проезжей частью с высокой плотностью и интенсивностью движения. С учетом заявленного к публичному мероприятию количества участвующих в .... человек и планируемому использованию звукоусиливающей аппаратуры, данное мероприятие в части проведения митинга на площадке перед памятником .... создало бы неудобства жителям города в виде ограничения доступа к объектам городской инфраструктуры, что могло бы вызвать негативную реакцию общественности, а также создать предпосылки к нарушению общественного порядка и не обеспечению безопасности дорожного движения. В силу вышеприведенного законодательства данные обстоятельства являются достаточными основаниями для изменения уполномоченным органом места проведения митинга, что свидетельствует о законности действий уполномоченного органа по изменению места проведения митинга. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, по смыслу части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня таких причин необоснованно ограничивало бы дискрецию органов публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей. Понятие "мотивированное предложение" по его конституционно-правовому смыслу означает, что в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов. Что касается понятия "согласование", то заложенный в нем конституционно-правовой смысл предполагает обязанность органа публичной власти предложить организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Следовательно, данное законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия, и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. В силу пункта 2 части 1 статья 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона. Как об этом указано выше, Управлением Октябрьского административного округа города Мурманска было отказано в согласовании проведения публичного мероприятия форме шествия по пешеходным частям улиц по маршруту: от дома № ** по .... по нечетной стороне до пересечения с нечетной стороной .... и движением по ней до пересечения с нечетной стороной .... с движением по ней до сквера .... с предполагаемым количеством участников до .... человек. Суд, соглашаясь с правовым обоснованием невозможности согласования публичного мероприятия в форме шествия по указанному маршруту, которое изложено в ответе уполномоченного органа от Дата, вместе с тем полагает, что Управление Октябрьского административного округа города Мурманска в силу требований статей 5, 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" было обязано предложить организатору публичного мероприятия в форме шествия изменить место проведения данного публичного мероприятия, предложив организатору публичного мероприятия для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. Тем более, что, как следует из представленного в судебное заседание Уведомления о проведении публичного мероприятия от Дата, представленного в уполномоченный орган Дата организаторами рассматриваемого публичного мероприятия, до сведения уполномоченного органа доведена информация о том, что в случае невозможности проведения шествия или митинга в вышеуказанных местах организаторы просят согласовать проведение организуемого ими публичного мероприятия в ином месте с учетом возможности достижения целей заявленных публичных мероприятий. Однако, как установлено в судебном заседании, мотивированного предложения по изменению места проведения публичного мероприятия в форме шествия рассматриваемый ответ уполномоченного органа от Дата не содержит, что свидетельствует о фактическом запрете со стороны уполномоченного органа на проведение рассматриваемого публичного мероприятия в форме шествия и не допустимо в силу требований статей 5, 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". При таком положении, бездействие Управления Октябрьского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска в части отсутствия в ответе от Дата предложения организатору публичного мероприятия изменить место проведения публичного мероприятия - шествия, является незаконным. При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым обязать Управление Октябрьского административного круга города Мурманска администрации города Мурманска устранить препятствие к осуществлению заявителем его прав и свобод путем направления заявителю предложения с вариантом проведения публичного мероприятия - шествия. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, разрешая спор, суд - в силу критериев, вытекающих из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, - оценивает обжалуемые решения и действия органа публичной власти с точки зрения их правомерности и обоснованности, с тем чтобы, в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения права, гарантируемого статьей 31 Конституции Российской Федерации. При этом - по смыслу оспариваемого положения и с учетом характера проводимых мероприятий - судебное рассмотрение должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, т.е. до даты проведения планируемого публичного мероприятия. В противном случае судебная защита во многом теряла бы смысл, что недопустимо в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации. При таких обстоятельствах и требованиях законодательства, суд в силу положений статьи 212 ГПК РФ полагает необходимым удовлетворить просьбу заявителя об обращении настоящего решения суда к немедленному исполнению. В остальной части заявленные требования суд оставляет без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-256 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, РЕШИЛ: Заявление Валова А.Г. о признании действий Управления Октябрьского административного округа города Мурманска об изменении выбранного места проведения публичного мероприятия незаконными, удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Управления Октябрьского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска в части отсутствия в ответе от Дата предложения организатору публичного мероприятия изменить место проведения публичного мероприятия - шествия. Обязать Управление Октябрьского административного округа города Мурманска администрации города Мурманска устранить препятствие к осуществлению заявителем Валовым А.Г. его прав и свобод путем направления заявителю Валову А.Г. предложения с вариантом проведения публичного мероприятия - шествия. Указанное решение суда обратить к немедленному исполнению. В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу. Председательствующий А.В. Кулдыкин