Именем Российской Федерации Дата г. Мурманск Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе: председательствующего судьи Свиридовой Ж.А., при секретаре Балакшиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Мурманска и Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Мурманска и Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки мусора. В обоснование иска указано, что в пределах территории муниципального образования город Мурманск на территории земельного участка, расположенного в районе строящегося жилого комплекса по .... выявлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления. Указанная свалка состоит из строительных отходов, промасленной ветоши, пустых емкостей из-под краски, отработанных шин. Полагает, что ответчиком допущены нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды, выразившиеся в несоблюдении органами местного самоуправления экологических требований по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Поскольку меры к ликвидации свалок не приняты, просит обязать Администрацию города Мурманска принять меры к сбору, вывозу и ликвидации несанкционированной свалки строительного и бытового мусора, расположенной районе строящегося жилого комплекса по .... (географические координаты свалки мусора ....С.Ш. ....В.Д.) в срок до Дата. В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит обязать Администрацию г. Мурманска, КРГХ администрации г. Мурманска в срок до Дата организовать сбор, вывоз и ликвидацию несанкционированной свалки строительного и бытового мусора, расположенного на несформированном земельном участке в районе строящегося жилого комплекса по ...., входящем в состав кадастрового квартала № **. Представитель ответчика Администрации г. Мурманска в судебном заседании с иском не согласился по тем основаниям, что Администрации г. Мурманска является ненадлежащим ответчиком, поскольку Положением о Комитете по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, утвержденному постановлением администрации г. Мурманска от 14.05.2005 № 427, организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов является функцией Комитета, который имеет статус самостоятельного юридического лица и несет ответственность за исполнения своих обязанностей. Просит в иске к Администрации г. Мурманска отказать. Представитель привлеченного в качестве соответчика Комитета по развитию городского хозяйства Администрации г. Мурманска в судебном заседании исковые требования не признал. В судебном заседании пояснил, что согласно Положению о Комитете, на них с 05.07.2011 года возложено осуществлении функции по организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов. Кроме того, указал, что, согласно имеющейся информации строительные работы на строящемся жилом комплексе по .... производились ООО " ООО 1 " на основании договора подряда, заключенного между ООО " ООО 2 " (заказчик) и ООО " ООО 1 " (подрядчик). В силу статьи 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» гласит, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Вывоз мусора может осуществляться владельцем отходов самостоятельно с соблюдением действующего законодательства, либо специализированной организацией (предприятием) на основании договора о предоставлении услуг по вывозу мусора. Считает недоказанным факт принадлежности свалки к собственности муниципального образования город Мурманск. Выделенные в Дата в рамках целевой программы «Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске» на 2009-2013 годы, утвержденной Советом депутатов города Мурманска от 17.11.2008 №55-698, .... рублей уже распределены постановлением администрации г. Мурманска от Дата № **). Финансирование КРГХ осуществляет администрация г. Мурманска, деньги за Дата перечислены в Дата ММАУ ****. Представитель третьего лица - Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области - в судебное заседание не явился, представив суду письменный отзыв на иск, в котором указал, что исковые требования считает подлежащими удовлетворению, т.к. указанный земельный участок правами третьих лиц не обременен, территория земельного участка, на котором размещены отходы производства и потребления, расположена в пределах территории МО город Мурманск. В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО город Мурманск не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки отходов на земельном участке, расположенном в районе строящегося жилого комплекса по .... Дело просит рассмотреть в отсутствие своего представителя. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно статье 16 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится размещение отходов производства и потребления. В соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона РФ № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно статье 13 указанного Закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 18 части 1 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 29 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления, отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Статья 37 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Судом установлено, что в пределах территории муниципального образования г. Мурманск находится кадастровый квартал № **, что подтверждается кадастровым планом № ** от Дата, выданным федеральным бюджетным учреждением «Кадастровая палата» по Мурманской области. Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой с привлечением специалиста Комитета природопользования и экологии Мурманской области при проведении проверки соблюдения природоохранного законодательства РФ в области обращения с отходами производства и потребления установлено, что на земельном участке, расположенном в районе строящегося жилого комплекса по .... несанкционированно размещается свалка мусора. Свалка мусора расположена на несформированном земельном участке, который правами третьих лиц не обременен. Таким образом, Администрацией г. Мурманска допущены нарушения федерального законодательства об охране окружающей природной среды, выразившиеся в несоблюдении требований по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, согласно пункту 4.19 Положения о Комитете по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, утвержденному постановлением администрации г. Мурманска от 14.05.2005 № 427, (с изменениями, внесенными распоряжением администрации г.Мурманска от 05.07.2011 №108-р) организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов является функцией Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска. Довод ответчиков о том, что выделенные в Дата в рамках целевой программы «Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске» на 2009-2013 годы, утвержденной Советом депутатов города Мурманска от 17.11.2008 №55-698, .... рублей уже распределены постановлением администрации г. Мурманска от Дата № ** не может являться основанием для снятия обязанности по исполнению требований природоохранного законодательства. В силу статьи 3 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. До настоящего времени Администрацией г.Мурманска и КРГХ администрации г.Мурманска мер по устранению нарушений природоохранного законодательства не принято, несанкционированная свалка строительного и бытового мусора не ликвидирована, что влечет за собой нарушения установленных статьей 42 Конституции РФ прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Таким образом, исковые требования о понуждении Администрации г.Мурманска и Комитета по развитию городского хозяйства администрации г.Мурманска принять меры к организации сбора, вывоза и ликвидации свалки являются обоснованными и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковое заявление Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Мурманска и Комитету по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки удовлетворить. Обязать Администрацию города Мурманска, Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в срок до Дата организовать сбор, вывоз и ликвидацию несанкционированной свалки строительного и бытового мусора, расположенной на несформированном земельном участке в районе строящегося жилого комплекса по ...., входящем в состав кадастрового квартала № **. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Председательствующий: Ж.А. Свиридова