2-4698/2011 Обязание совершить действия.



Дело № 2-4698

Изготовлено 17 ноября 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Дорошенко Г.В.

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Нордмедсервис» обязать совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском к ООО «Нордмедсервис» о понуждении оборудовать вход в аптеку № ** ***, расположенную по адресу: .... специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в срок до Дата.

В обоснование указано, что в ходе проведенной прокуратурой округа проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности юридических лиц, расположенных на территории Октябрьского административного округа г.Мурманска установлено, что вход в аптеку № ** *** ООО «Нордмедсервис», расположенной по адресу: .... не имеет специальных средств и приспособлений для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов–калясочников, таких, как пандус, настил, рельсы, что является нарушением действующего законодательства в сфере защиты инвалидов в Российской Федерации, а также требований Санитарных правил по доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных людей.

В судебном заседании помощник прокурора Хармич Е.В. настаивала на требованиях и просила обязать ответчика оборудовать вход в аптеку № ** *** специальным средством, обеспечивающим беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в виде рельс в срок до Дата.

Ответчик, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв и дополнение к нему, в котором с заявленным требованиями не согласился, в обоснование возражений указал, что аптека расположена в помещении жилого дома со сложившимся подъездными путями и благоустройством прилегающей территории. Действующее законодательство предусматривает, что планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (Федеральный закон № 181-ФЗ от Дата статья 15). Жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями. Однако, жилом дом по .... построен в Дата, без учета требований действующего законодательства к обеспечению маломобильных групп населения беспрепятственным доступом к объектам социальной инфраструктуры (Федеральный закон № 384-ФЗ от Дата статья 12). Согласно п.3.29 СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10 %. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Согласно генеральному плану застройки перед жилым домом (со стороны аптеки) расположен тротуар, далее территория с зелеными насаждениями и проезжая часть, в стороны от крыльца аптеки находятся входы в другие нежилые помещения (магазины) и арка для проезда, прохода во двор. При таком расположении аптеки устройство пандуса с уклоном не более 10% не представляется возможным, пандус будет либо перекрывать весь тротуар с заходом на зеленую зону, либо упираться в препятствия и проходить под крышей дома, с которой возможен сход наледи и падение сосулек. Обустроить крышу над пандусом невозможно ввиду наличия окон жилых помещений. Удовлетворение требований прокурора может привести к возникновению угрозы для жизни и здоровья граждан.

Для покупки лекарственных средств маломобильным группам населения и инвалидам, в аптеке установлена система звукового вызова на фасаде здания – кнопка вызова, с помощью которой инвалид (инвалид-колясочник) может вызвать фармацевта и заказать нужное ему лекарство. Кроме того, оборудовать вход в аптеку пандусом в требуемый прокурором срок невозможно, поскольку в зимнее время выполнение работ по сооружению внешних специальных средств невозможно из-за наличия снежного покрова.

Кроме того, аптека № ** расположена в помещении многоквартирного жилого дома. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного дома, следовательно обустроить пандус, который занимает значительную часть земельного участка, без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, невозможно. Просит в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствии своего представителя.

Третье лицо – Мурманская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление, в котором исковые требования поддерживает, дело просит рассмотреть в отсутствие своего представителя.

При таких обстоятельствах, в соответствии со статей 157 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя истца суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика и третьего лица.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, специалистов, исследовав материалы дела, удовлетворяет исковые требования.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации, установлено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Пунктом 3 части 1 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ определены основные принципы градостроительной деятельности, в соответствии с которыми гарантировано обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

В целях создания равных с другими гражданами возможностей для полноценного участия в жизни общества лиц, которые имеют нарушение здоровья (со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами), приведшее к ограничению жизнедеятельности (инвалидов), и на основании действующего законодательства государство среди других мер социальной защиты предусматривает обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года социальная защита инвалидов это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статьи 15 вышеуказанного закона Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Необходимость установления такого требования вытекает из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", вступившего в силу в полном объеме с 1 июля 2010 года (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

Согласно пункту 15.2 Постановления Правительства Мурманской области от 01.07.2011 N 334-ПП «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования Мурманской области» к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся: жилые здания; административные здания и сооружения (включая судебно-правовые учреждения, правоохранительные и налоговые органы); объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, финансово-банковские учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; санаторно-курортные учреждения; санитарно-гигиенические помещения; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; почтово-телеграфные; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; мемориальные и ритуальные здания и сооружения; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; мосты, транспортные развязки и путепроводы; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.

Под аптечной организацией понимается аптечная организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения (Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 года № 416).

Согласно пункту 8.1 Санитарных правил (СП) 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных людей» коммуникационные пути (входы, выходы, коридоры, галереи, лестницы и пандусы с поворотными и разворотными площадками) обеспечивающие непрерывность связей между входами, местами обслуживания и отдыха и выхода должны быть доступны для различных категорий пользователей, безопасны для движения и отдыха в процессе движения, по возможности короткими и геометрически простыми, оборудованы для облегчения движения, получения своевременной информации, попутного отдыха или ожидания.

Настоящий Свод правил учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений, среди которых в числе первоочередных подлежат адаптации объекты социальной инфраструктуры такие как аптеки и аптечные киоски.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Таким образом, федеральный законодатель, установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе организаций независимо от организационно-правовых форм, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, одним из которых являются аптеки.

В судебном заседании установлено, Общество с ограниченной ответственностью «Нордмедсервис» зарегистрировано в качестве юридического лица Дата Администрацией города Мурманска, состоит на учете в налоговом органе с Дата, является действующим, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от Дата, копиями свидетельств о постановке на учет юридического лица в налоговом органе и о внесении записи о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Согласно Уставу общество осуществляет такие виды деятельности, как приобретение медицинского оборудования, медицинских технологий, медицинских расходных материалов для последующей реализации физическим и юридическим лицам, приобретение и реализация изделий медицинского назначения, продуктов лечебного питания, фармацевтическая.

На праве собственности на основании договора купли-продажи от Дата ООО «Нордмесервис» принадлежит нежилое помещение по адресу: ...., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права № ** от Дата.

Из материалов дела следует, что по указанному адресу располагается аптека № ** «Формула здоровья».

Согласно акту проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов и деятельности юридических лиц, расположенных на территории поднадзорной прокуратуре Октябрьского административного округа г.Мурманска от Дата, проведенной прокуратурой Октябрьского округа г.Мурманска и фототаблицей к акту в деятельности аптеки № ** *** ООО «Нормедсервис» установлено, что вход в аптеку № ** не имеет специальных средств и приспособлений для входа лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и въезда инвалидов-колясочников, таких как пандус, настил рельсы.

Отсутствие специальных приспособлений препятствует свободному доступу инвалидов и маломобильных групп населения в помещение аптеки № ** ***, что свидетельствует о неисполнении ответчиком требований Федерального законодательства о социальной защите инвалидов.

Принимая во внимание довод ответчика о том, что здание, в котором расположено помещение аптеки № ** Дата постройки, то есть построено до введения в действие статьи 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ, следовательно из содержания части 5 комментируемой нормы надлежит выяснить имеется ли техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований, для чего к участию в деле привлечены специалисты проектных организаций.

Так специалисты ОАО ***** А. и Градостроительства и архитектуры Администрации г.Мурманска Б. в судебном заседании пояснили, что вход в аптеку № ** технически возможно оборудовать средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения, такими как пандус и рельсы. Суду предоставлен изготовленный специалистами проект расположения пандусного съезда, что свидетельствует о технической возможности оборудования здания пандусом и опровергает доводы ответчика, что установка пандуса не представляется возможной.

Вместе с тем, для оборудования входа в помещение аптеки № ** пандусом требуется согласие собственников многоквартирного дома, в котором располагается аптека № **, поскольку длина пандуса составит около 9 метров, в связи с чем займет дополнительно часть придомовой территории, необходимо также будет продлить козырек над пандусом, о чем так же необходимо запрашивать согласие лиц, проживающих в вышерасположенных квартирах. Вместе с тем, для установки рельс такого разрешения или согласования собственников в многоквартирном доме не требуется, т.к. установка полозьев происходит на имеющейся в настоящее время лестнице, в связи с чем не нарушает прав и интересов собственников жилых помещений. При наличии рельс и кнопки вызова, сотрудники аптеки смогут оказать помощь при въезде инвалида – колясочника на крыльцо.

Оборудовать электрическим подъемником может быть затруднительно, поскольку дом старой постройки и может не хватить мощностей для его обслуживания.

Таким образом, из заключения, привлеченных судом для участия в деле, специалистов, следует, что имеется у ответчика техническая возможность оборудовать специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объекту социальной инфраструктуры.

Доказательств обратного, ответчиком не представлено, равно как и доказательств того, что установка системы звукового вызова на фасаде здания произведена по согласованию с общественными объединениями инвалидов и данная мера обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В судебном заседании опровергнут довод ответчика о невозможности оборудовать вход в аптеку № ** специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения.

Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, заключения специалистов, суд приходит к выводу, что вход в аптеку № ** ***, расположенную по адресу: .... следует оборудовать специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в виде рельс, что будет отвечать целям Федерального закона РФ № 181-ФЗ, обеспечит соблюдение положений Конституции Российской Федерации и Градостроительного кодекса РФ, создаст условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры и не затрагивает права и интересы третьих лиц.

При изложенных обстоятельствах, требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению. Обсуждая вопрос о сроке, необходимом для исполнения. Суд учитывает объем, вид и место выполнения работ. Так местом является крыльцо и лестничный марш, расположенные под навесом и поэтому на них отсутствует снежный покров, следовательно, не будет препятствовать производству работы. Суд полагает возможным установить срок до Дата.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от уплаты которой, в силу статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден.

На основании статьи 15 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», руководствуясь статьями 56, 67, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Нордмедсервис» оборудовать вход в аптеку № ** ***, расположенную по адресу: .... специальными средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов и маломобильных групп населения в виде рельс в срок до Дата.

Взыскать с ООО «Нордмедсервис» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий                         Г.В.Дорошенко