Дело № 2-3695/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дата г. Мурманск Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Свиридовой Ж.А., при секретаре Балакшиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ЗАО «Северные реки» о признании незаконным бездействий по не учету в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в Дата, добытого и возвращенного в среду обитания, и взыскании ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации, УСТАНОВИЛ: Мурманский межрайонный природоохранный прокурор, в защиту интересов РФ, обратился в суд с иском к Закрытому акционерному обществу «Северные реки» о признании незаконным действий, выразившихся в неучете в счет квоты, выделенной в Дата, водных биоресурсов, добытых и возращенных в среду обитания; понуждении к учету в счет выделенной квоты водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания при организации любительского и спортивного рыболовства; взыскании ущерба, причиненного рыбным запасам РФ, в размере .... рублей 00 копеек. В обоснование требований указал, что Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой Мурманской области проведена проверка законности учета и контроля выявленной рыбы пользователями, осуществляющими организацию любительского и спортивного рыболовства на территории Мурманской области. В результате проверки установлены факты несоблюдения требований законодательства о рыболовстве пользователями, осуществляющими организацию любительского и спортивного рыболовства на территории Мурманской области, и ненадлежащего контроля должностных лиц Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - ББТУ) за указанными пользователями. Для организации любительского и спортивного рыболовства ЗАО «Северные Реки» предоставлены в пользование в пользование рыбопромысловые участки № ** (....), № ** (...., № ** (....), № ** (....) на основании соответствующего договора № ** от Дата, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, а также № ** (....), № ** (....) на основании договора № ** от Дата, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (далее - ББТУФАР). Конечная цель осуществления любительского рыболовства достигается в момент добычи (вылова), при этом, выделенная квота в данной части должна считаться освоенной (использованной). Согласно п.п. «б» п. 71 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от Дата № **, при осуществлении любительского и спортивного рыболовства на основании договора о предоставлении рыбопромыслового участка пользователи производят выдачу гражданам путевок на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в пределах установленных вот для указанных рыбопромыслового участка и обеспечивают раздельный учет по видам, объемам и местам вылова (добычи) водных биоресурсов в промысловом журнале и представляют в территориальные органы Росрыболовства сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов по районам добычи (вылова) не позднее Дата и Дата каждого месяца по состоянию на Дата и последнее число месяца. При проверке промысловых отчетов о добыче (вылове) водных биоресурсов на территории Мурманской области при осуществлении любительского и спортивного рыболовства ЗАО «Северные Реки» установлено, что пользователь не учитывал в счет выделенной квоты в Дата водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания, что повлекло незаконную добычу (вылова) атлантического лосося (семги). В результате незаконного вылова (добычи) атлантического лосося (семги), в отсутствие разрешения на добычу разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства на Дата ответчик причинил ущерб водным биологическим ресурсам Российской Федерации в общем количестве .... экз., что составляет не менее .... рублей. До судебного заседания Прокурор уточнил исковые требования, указав, что ЗАО «Северные Реки» причинило водным биоресурсам РФ в Дата ущерб в общем объёме .... экз., и, в соответствии со статьями 55-56 Федерального закона РФ № 52-ФЗ от 24.04.1995 «О животном мире» должно нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру. Согласно таксе исчисления размера ущерба, причиненного юридическими лицами уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических во внутренних рыбохозяйственных водоемах, в частности атлантического лосося (семги), указанной в приложении к Установлению Правительства РФ от 25.05.1994 № 25 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.09.2000 № 724) «Об утверждении такс для исчисления размера взыскании за ущерб, причинённый уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биоресурсов» равной 1 250,00 руб. за один экземпляр. Применяя пункт 1 примечания к таксам для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный ВБР за травмирование, если оно не привело к гибели ВБР, взыскивается 50% таксы за экземпляр соответствующего вида (подвида), определяет, что ущерб, причиненный ЗАО «Северные Реки» водным биоресурсам Российской Федерации в результате незаконного вылова (добычи) атлантического лосося (семги), в отсутствие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организации любительского спортивного рыболовства на Дата в общем объеме - .... экз. составляет не менее .... руб.. (.... экз.* 1250,00 руб.)*50%. Таким образом, просит признать незаконными действия ЗАО «Северные реки», при организации любительского и спортивного рыболовства, выраженные в не учете в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в Дата, согласно выданным Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству разрешениям, водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания; обязать ЗАО «Северные реки» при организации любительского и спортивного рыболовства учитывать в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося согласно разрешению Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания; признать действия ЗАО «Северные реки» по вылову (добычи) атлантического лосося (семги) в количестве .... экз. в отсутствие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства в Дата незаконными и взыскать с ЗАО «Северные реки» (ИНН № **, ОГРН № **) сумму ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации, в размере .... рублей в доход федерального бюджета. Определением от Дата производство по делу в части понуждения ЗАО «Северные реки» к учету при организации любительского и спортивного рыболовства в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося согласно разрешению Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству водных биоресурсов, добытых и возвращенных в среду обитания - прекращено. В судебном заседании Прокурор иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении. Представители ответчика ЗАО «Северные реки» исковые требования не признали, суду пояснили, что ЗАО осуществляет любительское и спортивное рыболовство, отчитывалось за данный вид рыбалки в рамках действующей нормативно-правовой базы. Ими ежегодно получается разрешение на вылов (добычу) ВБР, ведутся отчеты и журналы установленной ББТУ формы, каждый сезон инспекторы ББТУ проверяют деятельность их общества и документацию, и никаких претензий контролирующим органов не предъявлялось. Указывает, что прокурор не приводит доказательств сокращения ВБР или браконьерства на используемых ими реках. Пунктом статьи 1 ФЗ «О рыболовстве» определено, что общий допустимый улов и квота устанавливаются только для изымаемых из среды обитания видов, таким образом, отпущенный ВБР по закону не могут учитываться в счет освоения квоты. Также не согласен с расчетом размера причиненного ущерба. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица - Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства - в судебном заседании указал, что ЗАО «Северные реки» осуществляло деятельность на основании выданного разрешения. ББТУ не известно о нарушениях со стороны ответчика. Считает, что выловленная по принципу «поймал-отпустил» рыба не может учитываться в счет квоты. Возражает против удовлетворения заявленных требований. Представитель третьего лица - Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области - в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В ранне направленном отзыве указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, т.к. доводы прокуратуры о том, что в результате не учета ЗАО «Северные реки» в счет выделенной в Дата квоты объема атлантического лосося, выловленного и отпущенного в среду обитания, повлекло за собой незаконную добычу (вылов) атлантического лосося несостоятельны, т.к. организация любительского и спортивного рыболовства осуществлялась пользователем ЗАо «Северные реки» в соответствии с законодательством; выловленный и сразу отпущенный лосось не может считаться добытым и учитываться счет квот, поскольку остался в водоеме и принимает дальнейшее участие в биологической цепи; прокуратурой не представлено доказательств гибели или травмирования лосося после его возвращения в среду обитания. Также считает неправомерным расчет количества экземпляров атлантического лосося по каждой реке пользователя исходя из средней массы лосося. Просит в иске отказать. Представитель третьего лица - ФГУП «ПИНРО» - в судебном заседании указал, что поддерживает доводы представителя ответчика ЗАО «Северные реки». Возражает против удовлетворения заявленных требований в полном объеме. Выслушав прокурора, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно подпункту 7.1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе, на принципах - приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; - определения объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; - установления дифференцированного правового режима водных биоресурсов, согласно которому при определении правового режима указанных водных биоресурсов должны учитываться их биологические особенности, экономическое значение, доступность для использования и другие факторы. Согласно пунктам 8, 9, 16, 19 статьи 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в настоящем Федеральном законе используются, в том числе следующие основные понятия: добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях; разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов. В соответствии со статьей 10 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 34 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов выдается, в том числе при осуществлении организации любительского и спортивного рыболовства. Судом установлено, что для организации любительского и спортивного рыболовства ЗАО «Северные Реки» предоставлены в пользование в пользование рыбопромысловые участки № ** (....), № ** (....), № ** (....), № ** (....) на основании соответствующего договора № ** от Дата, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству, а также № ** (....), № ** (....) на основании договора № ** от Дата, заключенного с Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. Согласно решению от Дата (зафиксированного в протоколе № **) Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области для организации названного вида рыболовства в Дата ЗАО «Северные Реки» был определен объем добычи- (вылова) атлантического лосося (семги) в размере .... т. На основании указанного Решения, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» ББТУ ФАР Дата выдало ЗАО «Северные Реки» разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов: - № ** на рыбопромысловый участок № ** (....) в объеме .... т.; - № ** на рыбопромысловый участок № ** (....) в объеме .... т.; - № ** на рыбопромысловый участок № ** (.... лица) в объеме .... т.; - № ** на рыбопромысловый участок № ** (....) в объеме .... т.; - № ** на рыбопромысловый участок № ** (....) в объеме .... т. № ** на рыбопромысловый участок № ** (....) в объеме .... т. Согласно разрешений на добычу водных биологических ресурсов ЗАО «Северные реки» предоставлено право использования .... т. атлантического лосося; пользователем уплачен сбор в общем размере .... рублей. В дальнейшем ЗАО «Северные реки» при организации спортивного и любительского рыболовства предоставлял право рыболову-любителю на добычу (вылов) водных биоресурсов (атлантического лосося), путем предоставления последнему на возмездной основе путевки, в рамках объема, установленного разрешением на добычу (вылов) и на основании договора пользования рыбопромысловым участком. Согласно имеющихся сведений, средний вес атлантического лосося на .... составил 4 кг, на ...., .... составил 5 кг, в связи с чем, количество экземпляров с учетом предоставленной квоты было рассчитано в размере .... экземпляров (.... - ....; .... - ....; .... лица - ....; .... - ....; .... - ....; .... - ....). В ходе проведения Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки деятельности ЗАО «Северные реки» установлено, что Обществом не учитывались в счет выделенной квоты в Дата водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания, что, по мнению прокуратуры, повлекло незаконную добычу (вылова) атлантического лосося (семги). При этом доводы прокуратуры в обоснование заявленных исковых требований сводятся к тому, что осуществление указанных незаконных действий наносит материальный ущерб водным биоресурсам, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации. Вместе с тем, данные выводы прокурора нельзя признать законными и обоснованными в силу следующего. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» использованием объектов животного мира является изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового; пользователи животным миром, в свою очередь, - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами. Статьей 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрены такие основные понятия, как: добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания; рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях; разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов - документ, удостоверяющий право на добычу (вылов) водных биоресурсов. Таким образом, законодательно определено, что рыболовством является фактическое изъятие водных биоресурсов из их среды обитания. Кроме того, указанной статьей также предусмотрено понятие общего допустимого улова водных биоресурсов, что является научно обоснованной величиной годовой добычи (вылова) водных биоресурсов конкретного вида в определенных районах, установленная с учетом особенностей данного вида; а также квоты добычи (вылова) водных биоресурсов - часть общего допустимого улова водных биоресурсов, определяемая в целях осуществления рыболовства. В свою очередь пунктами данной нормы определено, что общий допустимый улов и квота устанавливаются только для изымаемых из среды их обитания видов. Таким образом, отпущенные в среду обитания водные биоресурсы по закону не могут учитываться в счет освоения квоты. Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством РФ. В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 34 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» на добычу (вылов) водных биоресурсов, в том числе при осуществлении организации любительского и спортивного рыболовства, выдается соответствующее разрешение. В силу статьи 24 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» любительское и спортивное рыболовство может осуществляться как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания, так и без этого условия. Согласно статье 29.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» организация и регулирование добычи (вылова) анадромных видов рыб во внутренних водах Российской Федерации и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства решений комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб создается в субъекте Российской Федерации, и возглавляет указанную комиссию высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации Комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб устанавливаются объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области рыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб. Добыча (вылов) анадромных видов рыб осуществляется установленными частью 3 статьи 16 настоящего Федерального закона юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании договора, предусмотренного статьей 33.3 настоящего Федерального закона, с соблюдением определенных комиссией по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб условий их добычи (вылова). Комиссия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Порядком деятельности комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, утвержденного приказом Росрыболовства от 04.03.2009 № 167, на основании рекомендаций научно-исследовательских организаций и бассейновых управлений, находящихся в ведении Росрыболовства, устанавливает объем, сроки, места добычи (вылова) и иные утверждаемые территориальным органом Росрыболовства условия добычи (вылова) анадромных видов рыб (пункт 6). В соответствии с протоколом от 07.05.10 № 1 Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области определила, что любительское и спортивное рыболовство может осуществляться рыболовами как с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания (принцип лова «поймал-отпустил»), так и без этого условия (принцип лова «поймал-изъял») (п.2 Приложения № 2 к протоколу комиссии). При этом, в данном решении Комиссии лимитирование добычи (вылова) лосося на Дата в Мурманской области при осуществлении любительского и спортивного рыболовства по принципу «поймал-отпустил» не определено. Пунктом 14 Требования по ведению промыслового журнала (также приложение № 2 к протоколу комиссии) предусмотрено, что в графах 7 и 8 на основании возвращенных гражданами путевок делается запись о результатах добычи (вылова) водных биоресурсов с указанием для лова по принципу «поймал-отпустил» их видового состава и количества. На основании решения комиссии ББТУ издан приказ, установивший обязанность пользователей по предоставлению отчетности о добыче (вылову) атлантического лосося (семги). В указанном приказе, установлена обязанность пользователя при осуществлении любительского рыболовства по принципу «поймал-отпустил» отчитываться в экземплярах (п.1.2.1). Законность указанного решения Комиссии прокурором не оспаривается. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ЗАО «Северные реки» в Дата осуществлял любительское и спортивное рыболовство и отчитывался за данный вид рыбалки в рамках действующей нормативной правовой базы установленной законодательством РФ, указанной выше Комиссией. Все отчеты с указанием объемов водных биоресурсов, в том числе, рыболовство которых осуществлялось по принципу «поймал-отпустил» предоставлялись в ББТУ - орган, осуществляющий контроль за выловом и оперативный контроль за осуществлением организации любительского рыболовства и ведением отчетности. Каких-либо замечаний относительно предоставляемых отчетов контролирующим органом к Обществу не предъявлялось. В свою очередь, действия ББТУ, выраженные в не использовании полномочий по государственному контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов к пользователям, осуществляющим организацию любительского и спортивного рыболовства на территории Мурманской области в Дата, не учитывающим водные биоресурсы, добытые и возвращенные в среду обитания, в счет выделенной квоты, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Мурманска от Дата по делу № ** признаны не противоречащими действующему законодательству. Термин «поймал-отпустил», применяемый исключительно для любительского и спортивного рыболовства, проводимого в реакционных целях, закреплен в Правилах рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, осуществляется согласно п. 2 Статьи 24 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении биологических ресурсов», с условием возвращения добытых (выловленных) водных биоресурсов в среду их обитания. Также возможность пользования водными биоресурсами без изъятия из среды обитания установлена статьей 21 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»: «Сохранение объектов животного мира может быть достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма». Из протокола Комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб Мурманской области № ** от Дата следует, что указанной Комиссией было принято решение об определении на Дата для осуществления организации любительского и спортивного рыболовства в Мурманской области объемов добычи (вылова) и условий добычи (вылова) атлантического лосося (семги). При этом указанным решением объем добычи (вылова) был определен по каждому пользователю и водоему и определен способ учета добытого (выловленного) лосося: по принципу «поймал-изъял» - по весу и количеству; по принципу «поймал-отпустил» - по количеству. Следовательно, Комиссия при принятии указанного решения, установив объемы добычи (вылова), по существу лимитировала только любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-изъял», но не лимитировала данный вид рыболовства по принципу «поймал-отпустил», не установив в решении способ и метод определения веса добытого (выловленного) и отпущенного лосося атлантического (семги). Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР в международном соглашении, заключенном Союзом ССР - Конвенции об охране лосося в северной части Атлантического океана, и участвует в работе предусмотренной данным международным соглашением Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО). В силу действующего законодательства, данная Конвенция является частью правовой системы Российской Федерации. Из Инструкции НАСКО для лова по принципу «поймал-отпустил» следует, что рыба, которую предполагается отпустить, должна все время оставаться в воде, то есть по правилам данного лова как такового изъятия водных биоресурсов из среды обитания не происходит. В целом указанная Инструкция НАСКО и принятое, с учетом ее положений, решение Комиссии Мурманской области от Дата (Протокол № **) об условиях добычи (вылова) по принципу «поймал-отпустил» предусматривают определенные правила обращения с выпускаемой рыбой, с целью минимизировать отрицательное на нее воздействие и снизить ее смертность, допуская, как исключение, кратковременное, до 1 минуты, изъятие рыбы из среды обитания. Исходя из представляемой Российской Федерацией в НАСКО статистикой по уловам лосося и требованиям к такой статистике со стороны НАСКО, в номинальные уловы, исходя из которых рассчитываются ежегодные взносы стран-участниц Конвенции в бюджет НАСКО, не включаются уловы лосося по принципу «поймал-отпустил». Данное обстоятельство указывает на то, что в международной практике по деятельности в сфере сохранения атлантического лосося отчетность по уловам по принципу «поймал-отпустил» ведется отдельно от остальных уловов, соответственно, показатели данной отчетности не могут быть связаны с лимитированными объемами водных биоресурсов, которые по разрешению уполномоченных органов допускается окончательно изъять из среды обитания в конкретном году. Анализ изложенного позволяет суду сделать вывод о том, что любительское и спортивное рыболовство по принципу «поймал-отпустил» не связано с изъятием водных биоресурсов из среды их обитания и осуществляется в рекреационных целях, а не в целях потребления. В связи с этим право собственности на выловленную по данному принципу рыбу к рыболову не переходит. В свою очередь, осуществление лова по принципу «поймал-отпустил» не причиняет ущерба для собственника водных биоресурсов Российской Федерации. Согласно статьи 53 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, а при отсутствии их исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов В Методике оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденного Госкомэкологией РФ 28.04.2000 года, дано определение понятие ущерб, под которым понимается выражение в денежной форме вреда объектам животного мира и/или их среде обитания в результате антропогенного воздействия. Таким образом, для исчисления ущерба, необходимым фактором является установление в действиях юридического лица, фактически причинённого им вреда, вины ЗАО «Северные реки» в причинении вреда водным биоресурсам, наличия причинно-следственной связи между действиями общества и наступившими последствиями, если таковые наступили. Представителем прокуратуры доказательств наличия указанных выше обстоятельств суду, в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено, в судебном заседании не добыто. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия ЗАО «Северные реки» по осуществлению спортивного и любительского рыболовства в Дата на основании выданных разрешений № **, № **, № **, № **, № **, № ** на Дата, соответствовали требованиям действующего законодательства РФ, какой-либо ущерб водным биоресурсам при осуществлении данных действий собственнику - Российской Федерации, причинен не был. Принимая во внимание вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения искового заявления Мурманского межрайонного природоохранного прокурора к ЗАО «Северные реки» об устранении нарушений законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, у суда не имеется. Руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации к ЗАО «Северные реки» о признании незаконным бездействий по не учету в счет предоставленного объема добычи атлантического лосося в Дата, добытого и возвращенного в среду обитания, и взыскании ущерба, причиненного рыбным запасам Российской Федерации, - оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Ж.А. Свиридова