2-4747/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Дело № 2-4747/2011

Изготовлено: 10 ноября 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    09 ноября 2011 года    г. Мурманск

Октябрьский районный суд г. Мурманска

в составе: председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Петровой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманской межрайонной природоохранной прокуратуры Мурманской области, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству об устранении нарушений природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский межрайонный природоохранного прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Баренцево-Беломорскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее – ББТУ ФАР) о понуждении к проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; проведению инвентаризации отходов производства и потребления; разработке и утверждению паспорта на отходы (549 030 00 00 00 0) – 3 класс опасности – «отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жирными продуктами».

В обоснование заявленных требований указал, что в результате проверки, проведенной прокуратурой, выявлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ББТУ ФАР производит выброс загрязняющих веществ в атмосферу из стационарных источников – стоянок авто- и водного транспорта (.... единиц автотранспорта, .... снегоходов, .... катера, .... надувных лодки, .... моторных лодок, .... шлюпки, .... лодочных мотора). В процессе осуществления производственной деятельности управления образуются 9 видов отходов производства и потребления, относящиеся к I-IV классам опасности. Вместе с тем, в ББТУ ФАР отсутствуют производственный экологический контроль, документы, подтверждающие проведение контроля за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не установлены нормативы допустимых выбросов и не проведена их инвентаризация; отсутствуют документы, подтверждающие осуществление контроля за передвижными источниками загрязнения атмосферы на токсичность (дымность) отработанных газов. Выброс отходов осуществляется в отсутствие соответствующего разрешения. Указанные обстоятельства являются нарушением требований природоохранного законодательства и могут повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просит суд обязать ББТУ ФАР в срок до Дата провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников; получить разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух; провести инвентаризацию отходов производства и потребления; разработать и утвердить паспорт на отходы (549 030 00 00 00 0) – 3 класс опасности – «отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жирными продуктами».

Помощник Мурманского межрайонного природоохранного прокурора в судебном заседании уточнил исковые требования в части срока исполнения заявленных требований до Дата. Дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – ББТУ ФАР – в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что во исполнение приказа ББТУ Росрыболовства № ** от Дата, вынесенным руководителем ББТУ ФАР приказом № ** от Дата на должностных лиц возложена обязанность в срок до Дата осуществить планирование и реализацию мероприятий по инвентаризации выбросов, отходов производства и потребления, получению разрешения на выброс, разработке и утверждению паспорта на отход.

Представитель третьего лица – Комитета промышленного развития, экологии и природопользования Мурманской области – о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, однако, его неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.

Статьями 42, 58 Конституции РФ предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу, бережно относится к природным богатствам.

Согласно статьи 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 (далее – Закон №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Пунктом 2 статьи 51 указанного Закона №7-ФЗ предусмотрено, что сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещен.

В силу пункта 1 статьи 52 Закона №7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.1998 (далее – Закона №89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

При этом, под опасными отходами понимаются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Согласно статьи 11 указанного Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, в том числе, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.

В силу частей 2, 3 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами. На опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.

Согласно статье 75 указанного Закона неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что ББТУ ФАР является территориальным органом Федерального агентства по рыболовству в Мурманской области, в полномочия которого входит государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биоресурсов, находящихся на особо охраняемых территориях федерального значения и занесенных в Красную Книгу Российской Федерации.

Ответчик осуществляет свою деятельность по адресам:

...., ...., ...., ...., ...., ...., ....

В ходе проверки Мурманской межрайонной природоохранной прокуратурой было выявлено, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ББТУ ФАР образуются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминесцентные трубки, отработанные; аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом; масла автомобильные; отходы твердых производственных материалов, загрязненные нефтяными и минеральными жировыми продуктами (автомобильные масляные фильтры, отработанные, неразборные); обтирочный материал, загрязненный минеральными маслами отработанными (содержание масел); шины пневматические отработанные, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); лом черных металлов несортированный, тормозные колодки отработанные.

ББТУ ФАР разработан и утвержден в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получены лимиты на размещение отходов производства и потребления № ** от Дата. Однако, в этом проекте не учтены площади управления, расположенные по адресу: ....; ...., .... В период проверки не представлена информация о проведении инвентаризации отходов, образующихся на этих площадях.

ББТУ ФАР разработаны и утверждены в установленном порядке 6 паспортов опасных отходов, проведен физико-химический анализ двух видов отходов: обтирочного материала, загрязненного минеральными маслами отработанными; фильтра автомобильного отработанного.

Однако, паспорт опасного отхода на (539 030 00 00 00 0) – 3 класс опасности – «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жирными продуктами» – отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами проверки, доказательств обратного ответчиком не представлено и в судебном заседании не добыто.

Таким образом, поскольку судом достоверно установлено, что ББТУ ФАР осуществляет деятельность с нарушениями требований природоохранного законодательства, что может повлечь за собой нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании статей 9, 42, 58 Конституции РФ, статей 11, 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», руководствуясь статьями 39, 173, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мурманского межрайонного природоохранного прокурора Мурманской области удовлетворить.

Обязать Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в срок до Дата:

провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;

получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

провести инвентаризацию отходов производства и потребления;

разработать и утвердить в установленном законом порядке паспорт на отходы (549 030 00 00 00 0) – 3 класс опасности – «Отходы твердых производственных материалов, загрязненных нефтяными и минеральными жирными продуктами».

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:                                                             Ж.А. Свиридова