Дело № 2-4991
Принято в окончательной форме 16 ноября 2011 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе:
председательствующего - судьи Шуминовой Н.В.,
при секретаре Корняковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хомяковой К.В. к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о взыскании оплаты проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Хомякова К.В. обратилась в суд с иском к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области о компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
В обоснование иска указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях. В соответствии с графиком отпусков на Дата ей был предоставлен отпуск с Дата год по Дата с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно. По возвращении из отпуска она предъявила работодателю документы, подтверждающие понесенные расходы, для компенсации стоимости проезда ей и ее несовершеннолетней дочери, а также провоза багажа к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации. Однако оплата проезда произведена частично, не был оплачен проезд по электронному авиабилету № ** по маршруту ....-.... -.... по территории Российской Федерации в сумме .... рубля 45 копеек и № ** по маршруту ....-....-.... по территории Российской Федерации в сумме .... рублей 83 копейки. Просит взыскать с ответчика стоимость проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно в общей сумме .... рублей 28 копеек согласно расчету по ортодромическим параметрам.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования, пояснив суду, что взять справку о стоимости проезда у непосредственного перевозчика невозможно, а иным путем подтверждение расходов не представляется возможным, ортодромические показатели не принимаются во внимание ответчиком.
Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. В обоснование возражений указала, что Управлением произведена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на основании проездных документов, соответствующих требованиям Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 года № 455. Электронные авиабилеты № ** № ** не оплачены, поскольку истицей не представлена справка о стоимости перевозки по территории России, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией, что предусмотрено пунктом 10 Правил компенсации расходов.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что стороны состоят в трудовых правоотношениях.
В Дата истице предоставлен очередной отпуск с Дата по Дата с оплатой проезда к месту использования отпуска и обратно.
Отпуск истица и ее несовершеннолетняя дочь А. провели за пределами Российской Федерации в ...., что подтверждается отметками органа пограничного контроля о пересечении государственной границы Российской Федерации в заграничных паспортах Хомяковой К.В. и А.
По возвращении из отпуска истица представила работодателю документы, на основании которых компенсация расходов на оплату стоимости проезда произведена частично, к оплате не были приняты электронные авиабилеты № **, № ** по маршруту ....-....-...., поскольку они не отвечают требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, так как выполнены на иностранном языке, а справка о стоимости перевозки не представлена истицей.
При рассмотрении спора суд исходит из того, что для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, трудовое законодательство устанавливает особенности регулирования их труда и отдыха.
В соответствии со статьей 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании предоставленных билетов или других документов.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Согласно части 4 комментируемого закона, гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета.
В силу статьи 325 Трудового кодекса РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Организации, финансируемые из федерального бюджета, оплачивают также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством Российской Федерации.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 года № 455 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, которыми установлен порядок компенсации указанных расходов (далее – Правила).
Пунктом 5 Правил установлено, что расходы, подлежащие компенсации, включают в себя: а) оплату стоимости проезда к месту использования отпуска работника организации и обратно к месту постоянного жительства - в размере фактических расходов, подтвержденных проездными документами (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставление в поездах постельных принадлежностей), но не выше стоимости проезда:
железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда;
водным транспортом - в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;
воздушным транспортом - в салоне экономического класса;
автомобильным транспортом - в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси), при его отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями;
Таким образом, Правила устанавливают, что при возникновении и своевременном использовании работником права на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, компенсация работнику произведенных им таких расходов производится в размере фактических расходов, подтвержденных проездными и перевозочными документами в пределах, установленных подпунктом «а» пункта 5 Правил по виду транспорта.
Согласно пункту 10 Правил, в случае использования работником учреждения отпуска за пределами Российской Федерации, в том числе по туристической путевке, производится компенсация расходов по проезду железнодорожным, воздушным, морским, речным, автомобильным транспортом до ближайших к месту пересечения границы Российской Федерации железнодорожной станции, аэропорта, морского (речного) порта, автостанции с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
При этом основанием для компенсации расходов, кроме перевозочных документов, является копия заграничного паспорта (при предъявлении оригинала) с отметкой органа пограничного контроля (пункта пропуска) о месте пересечения государственной границы Российской Федерации.
В случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником учреждения представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией.
По смыслу положений комментируемых Правил, работник в подтверждение фактически понесенных им расходов на проезд к месту проведения отпуска и обратно обязан представить подлинные проездные и перевозочные документы, которые и являются подтверждением расходов работника на оплату стоимости проезда, а в случаях, предусмотренных пунктом 10 Правил копию заграничного паспорта и справку о стоимости проезда, выданную транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом.
Иных требований к документам, представляемым работником для компенсации расходов на проезд Правилами не предъявляется.
Истица представила работодателю для оплаты расходов на проезд к месту отдыха и обратно электронные билеты № **, № ** по маршруту ....-....-...., выполненные на иностранном языке. В подтверждение факта перелета, представила посадочные талоны к электронному билету, копию заграничного паспорта.
В соответствии со статьей 105 Воздушного кодекса РФ, к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.
Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.
Министерство транспорта Российской Федерации в пределах предоставленных ему в пункте 5.2.3 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 395 полномочий Приказом от 08.11.2006 года № 134 утвердило форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации.
Согласно указанного приказа, маршрут/квитанция электронного билета является составной частью электронного билета и имеет как электронную, так и бумажную форму.
Маршрут/квитанция электронного билета выдается пассажиру при обращении к перевозчику или уполномоченному агенту непосредственно в пункты продажи перевозок или направляется пассажиру в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети при бронировании и оформлении перевозки через Интернет-сайт авиаперевозчика.
Следовательно, маршрут/квитанция электронного билета, выданная пассажиру или направленная ему в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети подтверждает произведенную оплату услуг по воздушной перевозке.
При этом, согласно пунктов 3, 4 статьи 105 Воздушного кодекса РФ при использовании электронного билета пассажир вправе, но не обязан потребовать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, которая представляет собой форму маршрут/квитанции электронного билета.
Таким образом, с учетом вышеприведенных положений статьи 105 Воздушного кодекса РФ, Приказа Минтранса РФ от 08.11.2006 года № 134 суд полагает установленным, что представленные истицей работодателю электронные билеты № ** на имя Хомяковой К.В. и № ** на имя А., посадочные талоны и копии заграничных паспортов соответствуют требованиям, предъявляемым к перевозочным документам, являются доказательством, подтверждающим как расходы истицы на их приобретение, так и факт перелета и пересечения границы России.
Принимая во внимание, что истицей представлены работодателю документы в подтверждение ее расходов на проезд, требования работодателя о предъявлении иных не предусмотренных Правилами документов, равно как и отказ в компенсации таких расходов не может быть признан законным.
Разрешая вопрос о размере компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, суд исходит из следующего.
Расходы истицы по проезду к месту использования отпуска и обратно составили по авиабилету № ** - .... рублей, по авиабилету № ** - .... рублей.
Учитывая, что полет воздушного средства может пролегать через сопредельные государства, самолет, осуществляющий международный рейс, может пересекать границу России в любой пограничной зоне, исчислить стоимость перелета необходимо в пределах Российской Федерации, исходя из значений ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежного аэропорта по авиамаршруту Москва-София-Москва.
В соответствии со значениями ортодромических расстояний от международных аэропортов Российской Федерации до зарубежного аэропорта, предоставленных ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» отношение ортодромии по Российской Федерации от аэропорта вылета .... до аэропорта .... составляет .... км, ортодромия по Российской Федерации по указанному маршруту составляет .... %.
Таким образом, расходы, понесенные истицей на перелет по авиамаршруту ....-....-.... на территории Российской Федерации по авиабилету № ** составляют .... рубля 45 копеек, из расчета: .... рублей : 100 % х .... %.; по авиабилету № ** - .... рублей 83 копейки, из расчета: .... рублей : 100 % х .... %.;
Порядок расчета ответчиком не оспаривался, как и итоговая сумма подлежащей взысканию с ответчика в пользу истицы компенсации за проезд к месту отдыха и обратно в размере .... рублей 28 копеек.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, с ответчика подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета госпошлина в размере .... рубля 57 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 61, 67, 103, 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в пользу Хомяковой К.В. компенсацию стоимости проезда в сумме .... рублей 28 копеек.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Мурманской области в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме .... рубля 57 копеек.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в 10-дневный срок через Октябрьский районный суд г. Мурманска со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: Н.В. Шуминова