2-4665/2011 Восстановление на работе, взыскание заработной платы за время вынужденного прогула.



Дело № 2-4665

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе: председательствующего судьи Дорошенко Г.В.,

с участием прокурора Горбачевой А.А.,

при секретаре Матюхиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петренко В.В. к УФМС России по Мурманской области о восстановлении на работе, оплате вынужденных прогулов,

УСТАНОВИЛ:

Петренко В.В. обратился в суд с иском к УФМС России по Мурманской области о восстановлении на работе, оплате вынужденного прогула.

В обоснование требований указал, что Дата принят в Отдел иммиграционного контроля управления федеральной миграционной службы России по Мурманской области на должность ***.

За период службы нареканий по работе не поступало, имел только поощрения, нарушений трудовой дисциплины или трудовых обязанностей не допускал.

Дата ему вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов, одновременно предложен список вакансий на Дата. В пункте 2 списка значилась должность ***, которую он согласился занять, о чем Дата написал рапорт на имя начальника УМС России по Мурманской области.

С Дата по Дата он находился в очередном отпуске. В это время в УФМС России по Мурманской области приняты два новых сотрудника А. на должность *** и Б. на должность *****, которые фактически исполняют свои служебные обязанности в г.Мурманске.

Дата ему вручили копию приказа № ** от Дата. В отделе кадров ему пояснили, что на предложенную ему должность приняли сотрудника переведенного из ГИБДД.

Полагает, что в действительности сокращения численности штата не произошло в УФМС России по Мурманской области, поскольку принимались новые работники, кроме того нарушено положение статьи 179 Трудового кодекса РФ на преимущественное право оставления на работе перед вновь принятыми работниками, не имеющими навыков и требующими дополнительного обучения.

Просит восстановить его на работе в УФМС России по Мурманской области на предложенную вакантную должность ***

В период рассмотрения дела истец уточнил требования и просил восстановить его на прежней должности и взыскать оплату за вынужденный прогул с Дата по дату вынесения решения.

В судебном заседании истец и его представитель Саляев Р.Ф. на удовлетворении требований настаивали.

Представитель ответчика Водвуд Л.И. с заявленным иском не согласилась. В обоснование возражений пояснила, что Петренко В.В. проходил службу в УФМС с Дата по Дата в должности *** с местом дислокации в ....

Приказом МВД России от Дата № ** истец уволен из органов внутренних дел по п. «е» ч.1 ст.58 Положения. Приказом УФМС от Дата № ** освобожден от занимаемой должности в связи с увольнением из органов внутренних дел по п. «е» ч.1 ст.58 Положения Дата.

Новым штатным расписанием, утвержденным начальником ВМС России от Дата № **, ряд должностей сокращены, в том числе должность истца. Дата истцу выдано уведомление о сокращении, в тот же день предложены вакантные должности по состоянию на Дата, с которыми он ознакомлен. Дата Петренко В.В. написал рапорт о согласии с предложенной должностью *** УФМС. Вместе с тем данная должность в Дата была предложена сотруднику подразделения УВД по Мурманской области, с которой он согласился и документы в отношении этого сотрудника Дата направлены в МВД России, то есть фактически эта должность была занята. Данный факт подтверждается приказом МВД России от Дата № **, согласно которому, к УФМС прикомандированы сотрудники МВД Б. и А. Также, непосредственный руководитель истца В. выразил свое несогласие с прохождением дальнейшей службы истцом, так как в целом служебная деятельность Петренко В.В. была посредственной, безынициативной, имели место частые нахождения на больничном. Проходить службу в других вакантных должностях истец желания не изъявил. Нарушений при увольнении истца со стороны УФМС не допущено. Просила в иске отказать.

Выслушав истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав свидетелей Г.,, Д., Е., заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Петренко В.В. с Дата проходил службу в Управлении Федеральной миграционной службы по Мурманской области на различных должностях, с Дата по Дата состоял в должности *** УФМС России по Мурманской области (Приказ № ** от Дата л.д. 58, Приказ № ** от Дата л.д. 60, Приказ № ** от Дата л.д. 57) в звании ***** внутренней службы.

Приказом МВД РФ от Дата № ** ***** внутренней службы Петренко В.В., прикомандированный к УФМС России по Мурманской области уволен по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов) (л.д. 77)

Приказом УФМС России по Мурманской области № ** от Дата на основании приказа МВД РФ от Дата № ** (л.д. 77) Петренко В.В. освобожден от занимаемой должности в связи с увольнением из органов внутренних дел в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по сокращению штатов), Дата (л.д. 76).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 года N 928 Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции.

ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными правовыми актами в том числе Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, которым регулируются порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации

Порядок применения Положения определен в Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года N 1038.

Пунктом «е» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации установлено, что сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.

Процедура прекращения службы сотрудника милиции урегулирована главой 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и главой 17 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.

Пунктом 17. 5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, предусмотрено, что увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность.

Указанные нормы являются специальными нормами, и применимы к спорным правоотношениям, так как истец являлся сотрудником органов внутренних дел, и трудовое законодательство на него распространяется лишь в части, не урегулированной специальными нормами.

Таким образом, при разрешении данного спора необходимо установить, производилось ли реально сокращение штата, возможно ли было дальнейшее использование истца на службе, предлагались ли ему имеющиеся вакантные должности, и отказывался ли он от них, а также от перемещения на службу в другую местность.

В соответствии с подпунктами 1.4, 1,5, 2, 5 пункта 10 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента РФ от 19.07.2004 года N 928, директор ФМС образовывает в установленном порядке территориальные органы ФМС России, а также иные входящие в систему ФМС России организации и подразделения, осуществляет их реорганизацию и ликвидацию в соответствии с законодательством Российской Федерации; определяет порядок образования и ликвидации временных структур в системе ФМС России; вносит в Правительство Российской Федерации для последующего представления Президенту Российской Федерации предложения о предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; вносит (представляет) Министру внутренних дел Российской Федерации предложения о предельной штатной численности и фонде оплаты труда сотрудников центрального аппарата ФМС России, ее территориальных органов, загранаппарата, а также иных входящих в систему ФМС России организаций и подразделений; утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата ФМС России и ее территориальных органов.

Судом установлено, что мероприятия по сокращению штата сотрудников проводились в целях реализации Указа Президента РФ от 31.12.2010 года №1657, на основании приказов директора ФМС России от Дата № ** «Об установлении предельной штатной численности территориальных органов ФМС России», от Дата № ** «О внесении изменении в штатное расписание», в соответствии с которым приказано с Дата внести изменения в штатное расписание УФМС России по Мурманской области, утвержденное приказом ФМС России от Дата № ** согласно перечню, начальнику УФМС России по Мурманской области приказано провести организационно-штатные мероприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно перечню изменений в штатном расписании УФМС России по Мурманской области (л.д. 28-32), внесенных приказом ФМС России от Дата № ** в УФМС России по Мурманской области вновь создано отделение противодействия незаконной миграции с количеством должностей – .... единиц, из них .... единица – начальник отделения, .... единица – старший инспектор, .... единицы – инспекторы.

Согласно перечню изменений в штатном расписании УФМС России по Мурманской области (л.д. 33-38) внесенных приказом ФМС России от Дата № ** в УФМС России по Мурманской области подлежали сокращению ряд должностей, в том числе 1 единица в отделении <данные изъяты>.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что фактически на основании приказа директора ФМС России, имели место организационно-штатные мероприятия по сокращению штата в УФМС России по Мурманской области.

Поэтому с доводом истца в данной части суд согласиться не может.

Статьей 60 Положения установлено, что сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения, за исключением сотрудников органов внутренних дел, увольняемых за нарушение условий контракта, а также в соответствии с пунктами "ж", "к", "л", "м", "н", "о", "п" статьи 58 настоящего Положения.

О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение 15), вручаемым сотруднику под расписку. В случае отказа сотрудника от получения уведомления кадровым подразделением составляется об этом в установленном порядке соответствующий акт, а официальное уведомление об увольнении из органов внутренних дел направляется заказным письмом (пункт 17.12 Инструкции).

До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе. Заключения военно-врачебной комиссии учитываются при определении основания увольнения (пункт 17.13 Инструкции).

Дата истец письменно под роспись уведомлен об увольнении из органов внутренних дел, путем вручения соответствующего уведомления, по установленной Инструкцией в приложении № ** форме (л.д. 45).

Одновременно с уведомлением об увольнении истцу предложен список вакантных должностей по состоянию на Дата (л.д. 46).

При этом истец выразил желание занять должность ***, о чем представил рапорт от Дата на имя начальника УФМС России по Мурманской области (л.д. 47).

Вместе с тем, в занятии избранной истцом должности было отказано, согласно резолюции начальника УМФС России по Мурманской области от Дата следовало подготовить материалы к увольнению.

Из пояснений представителя ответчика и представленных суду документов следует, что на занятие должности, избранной истцом претендовал в порядке перевода из УВД А., документы в отношении которого направлены в ФМС России Дата, то есть до поступления приказа о предстоящем сокращении. Приказом начальника Управления от Дата № ** лейтенант милиции А. с Дата назначен на должность *** УФМС России по Мурманской области (л.д. 69-73).

Приказом УФМС России по Мурманской области от Дата № ** Петренко В.В. с Дата выведен в распоряжение УФМС России по Мурманской области и освобожден от занимаемой должности (л.д. 75).

Более до момента увольнения из органов внутренних дел и освобождения от должности с Дата Петренко В.В. ни одной должности, как равнозначной, так и ниже и вышестоящей не предлагалось, что не оспаривалось ответчиком.

Право Петренко В.В. претендовать на вышестоящие должности подтверждается, представленными в дело копиями приказов от Дата, Дата об утверждении резерва руководящих кадров УФМС России по Мурманской области для выдвижения на руководящие должности, назначение на которые осуществляются начальником Управления, в списках среди которых поименован и Петренко В.В.

Согласно статье 16 Положения, перемещение сотрудника органов внутренних дел по службе производится:

а) на вышестоящую должность - в порядке продвижения по службе с согласия сотрудника органов внутренних дел;

б) на равнозначную должность - с согласия сотрудника органов внутренних дел - при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;

в) на нижестоящую должность:

при сокращении штатов - в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия сотрудника органов внутренних дел.

Из толкования приведенных выше положений, следует, что работодатель должен предлагать высвобождаемому работнику другую имеющуюся работу (должность) не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и на протяжении всего двухмесячного срока каждый раз, когда появляется вакантная должность. При этом должны предлагаться как существующие должности, так и вновь вводимые. Поскольку мероприятие по сокращению численности или штата работников заканчивается моментом увольнения, то предложить имеющиеся вакантные должности работодатель должен и в день увольнения. Кроме того, необходимо отметить, что в день увольнения работнику должна быть предложена вся имеющаяся работа, в том числе и предлагавшаяся ранее, от которой работник отказался, поскольку мнение работника по поводу той или иной работы может измениться, а работодатель должен полностью исчерпать все возможности трудоустройства работника в данной организации.

Только когда возможность использования сотрудника органов внутренних дел на службе отсутствует или он отказывается от предложенной должности, то по истечении двухмесячного срока после предупреждения он может быть уволен по пункту «е» части 1 статьи 58 Положения.

Тем не менее, из представленных суду справок по вакансиям УФМС России по Мурманской области на Дата и на Дата следует, что до момента освобождения Петренко В.В. от занимаемой им сокращаемой должности имелись вакансии, которые, как установлено судом истцу не предлагались.

Кроме того, Дата приказом начальника Управления от Дата № ** освобожден от занимаемой должности – ***** УФМС России по Мурманской области в связи с увольнением из органов внутренних дел в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Ж., однако данная должность истцу, высвобождаемому из органов внутренних дел в качестве вакантной не предлагалась.

Приказом начальника УФМС России по Мурманской области от Дата № ** с Дата на должность ***** за счет должности ***** УФМС России по Мурманской области назначен капитан милиции Б., находящийся в распоряжении УФМС России по Мурманской области, откомандированный с Дата и с этой же даты назначенный на должность *** № ** (с местом дислокации в ....) отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области, поскольку занимаемая им с Дата должность сокращалась с Дата.

При этом, суд учитывает, что Петренко В.В. и Б. занимающие должности подлежащие сокращению с Дата, находились в равном положении, следовательно освободившаяся должность ***** УФМС России по Мурманской области должна быть предложена обоим сотрудникам и вопрос о назначении на высвободившуюся должность должен решаться в соответствии с Положением о службе, то есть для более целесообразного использования сотрудника органов внутренних дел с учетом его деловых, личных качеств и подготовки по новой специальности, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту. Вместе с тем такое условие Положения ответчиком не соблюдено, чем нарушено право истца на продолжение службы при высвобождении с занимаемой должности.

Не предлагались истцу и вакантные должности: ****** (с местом дислокации ....) отдела иммиграционного контроля УФМС России по Мурманской области на период отсутствия основного работника, стажера по должности *** № ** (с местом дислокации ....), занятую с Дата.

Доводы представителя ответчика о том, что имеющиеся вакантные должности не могли быть предложены истцу поскольку он в разные периоды находился на больничном, либо в отпуске, либо на ВВК не могут быть приняты судом, поскольку данное обстоятельство не освобождает ответчика от обязанности применения мер к дальнейшему использованию высвободившихся сотрудников, при отсутствии отказа от перемещения по службе.

Изложенные обстоятельства свидетельствует о том, что ответчик полностью не исчерпал все возможности использования высвобождаемого сотрудника, что свидетельствует о нарушении процедуры увольнения.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконности увольнения Петренко В.В. по основанию, предусмотренному пунктом «е» части 1 статьи 58 Положения, поскольку при его увольнении ответчиком не были соблюдены требования указанной нормы, статьи 16 Положения и пункта 17.5 Инструкции, обязывающие ответчика в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности штата принимать меры к дальнейшему использованию высвобождаемого сотрудника.

Согласно статьи 65 Положения о службе, сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно перемещенными по службе, отстраненными от занимаемой должности либо пониженными в должности, лишенными специального звания либо сниженными в специальном звании, а также незаконно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.

Согласно статьи 68 Положения о службе, сотрудникам органов внутренних дел, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным из органов, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах внутренних дел, но не более чем за один год.

Соответственно, в пользу истца подлежит взысканию денежное содержание за время вынужденного прогула за период с Дата по Дата (день вынесения решения суда о восстановлении на службе) в размере .... рубль 03 копейки.

Расчет денежного содержания произведен ответчиком, не оспорен истцом.

На основании пункта "е" части 1 статьи 58, статей 60, 65 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года, пунктов 17.5, 17.12, 17.13, 18.1, 18.2 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года N 1038, руководствуясь статьями 56, 60, 67, 194-197, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Восстановить на работе в УФМС России по Мурманской области Петренко В.В. в должности *** УФМС России по Мурманской области с Дата.

Взыскать с УФМС России по Мурманской области в пользу Петренко В.В. средний заработок за время вынужденных прогулов в сумме .... рубль 03 копейки.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение десяти дней в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд горда Мурманска со дня изготовления мотивированного решения, но подлежит немедленному исполнению в части восстановления на работе.

Председательствующий:                                                                      Г.В.Дорошенко