2-5334/2011 Оспаривание предписания ГИТ по Мурманской области.



Мотивированное решение

изготовлено 05 декабря 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи Беляевой В.В.,

при секретаре Мисуно О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5334/2011 по заявлению ФГУП «Почта России» в УФПС Мурманской области об оспаривании предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата,

УСТАНОВИЛ:

    ФГУП «Почта России» в УФПС Мурманской области обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата.

    В обоснование заявления указано, что в связи с обращением работников УФПС Мурманской области – филиала ФГУП «Почта России» А, и Б. в ГИТ в Мурманской области с жалобой о нарушении ФГУП «Почта России» требований трудового законодательства было вынесено предписание Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата об устранении нарушений трудового законодательства. Оспариваемое предписание ГИТ считает незаконным и необоснованным, поскольку ФГУП «Почта России» в лице УФПС Мурманской области – филиал ФГУП «Почта России» не отказывало вышеуказанным работникам в оплате компенсации проезда, им было предложено представить необходимые документы, а именно: дубликаты проездных документов, для подтверждения оплаты стоимости проезда, предусмотренной Регламентом. Однако до настоящего времени работники не представили ни дубликата проездных документов, ни подтверждение невозможности их представления. На основании изложенного просит предписание Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата признать незаконным и необоснованным.

    Представитель заявителя - ФГУП «Почта России» в УФПС Мурманской области в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

    Представитель заинтересованного лица - ГИТ в Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.

    Выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что согласно предписанию ГИТ в Мурманской области № ** от Дата ФГУП «Почта России» в УФПС Мурманской области предписано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права: произвести компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно Б. и ее детям и А, в срок до Дата.

Согласно статье 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

В соответствии со статьей 325 Трудового Кодекса лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

В силу части 5 статьи 326 Трудового кодекса Российской Федерации размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Аналогичные положения содержатся в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

При выплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно ФГУП «Почта России» руководствуется Регламентом ФГУП «Почта России» «О компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам, проживающим и работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членам их семей» утвержденным Генеральным директором Дата (в редакции Приказа от Дата № **) (далее Регламент).

Согласно пояснений представителя заявителя А, и Б. обратились к ФГУП «Почта России» Дата и Дата с заявлениями об оплате компенсации проезда к месту отдыха и обратно. Проездных именных билетов к указанным заявлениям приложено не было, оплату просили произвести согласно справки ОАО ***** по наименьшей стоимости проезда в купейном вагоне согласно Регламента.

В соответствии с пунктом 3.3 регламента при отсутствии именных проездных документов (билетов) местонахождение Работника в период отпуска подтверждается справкой о временной регистрации граждан, а в случае краткосрочного пребывания, в течение которого не требуется регистрация, справкой с отметкой о пребывании в период нахождения в отпуске, заверенной печатью органов местного самоуправления или органами внутренних дел, а также документами, подтверждающими пребывание в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристической базе. При этом, согласно пункту 3.15 Регламента, при утрате либо отсутствии проездных билетов, оплата производится на основании дубликатов. При отсутствии дубликатов проездных билетов, оплата производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем, то есть согласно справки ОАО *****.

Дата Б. и А, было предложено представить дубликаты проездных документов для подтверждения оплаты стоимости проезда, предусмотренной Регламентом, т.к. оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно является льготой, предусмотренной законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 255 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения прибыли учитываются фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном работодателем, - для организаций, не финансируемых из соответствующих бюджетов.

При этом законодательством РФ предусмотрено, что в случае утраты подлинников проездных документов могут быть представлены дубликат проездного документа или копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку физического лица, либо справку из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать физическое лицо, маршрут его проезда, стоимость билета и дату поездки.

Однако работниками до настоящего времени не представлены доказательства утраты проездных документов, а также ни дубликаты проездных документов, ни подтверждение невозможности их предоставления.

Кроме того, в соответствии с п. 3.16 указанного Регламента Окончательный расчет по оплате стоимости проезда и провоз багажа к месту использования отпуска работнику и обратно производится по возвращению из отпуска на основании представленных билетов или других документов, но не позднее двух месяцев после окончания отпуска Работника.

Поскольку у А, отпуск закончился Дата, а у Б. Дата, приказами УФПС Мурманской области – филиал ФГУП «Почта России» от Дата за № ** и от Дата № ** соответственно работодателем принято решение по оплате работникам стоимости проезда к месту поведения отпуска и обратно, то вынесение оспариваемого предписания является преждевременным.

Таким образом, анализируя юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, о том, что предписание Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 254, 255 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Предписание Государственной инспекции труда по Мурманской области № ** от Дата в отношении ФГУП «Почта России» в УФПС Мурманской области - отменить.

Решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

        Председательствующий: В.В. Беляева