Мотивированное решение
изготовлено 05 декабря 2011 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2011 года
Октябрьский районный суд г. Мурманска в составе:
председательствующего судьи Беляевой В.В.,
при секретаре Мисуно О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5280/11 по заявлению Аппарата Правительства Мурманской области об оспаривании предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области за № ** от Дата,
установил:
Аппарат Правительства Мурманской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписание Контрольно-счетной палаты Мурманской области от Дата № **.
В обоснование жалобы указано, что согласно предписанию Контрольно-счетной палаты Мурманской области от Дата № ** Аппарату Правительства Мурманской области предписывается принять меры по восстановлению в доход областного бюджета средств, использованных неправомерно на оплату труда руководителя Аппарата Правительства Мурманской области (А.) на общую сумму .... рублей. Аппарат Правительства Мурманской области не согласен с доводами Контрольно-счетной палаты Мурманской области, поскольку данное предписание не соответствует нормам бюджетного законодательства Российской Федерации по следующим основаниям.
Так основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации установлены в статье 283 Бюджетного кодекса РФ, в которой отсутствует такое основание как неправомерное использование бюджетных средств и в бюджетном законодательстве Российской Федерации не определено само понятие неправомерного использования бюджетных средств.
В предписании Контрольно-счетной палаты Мурманской области от Дата № ** указывается на неправомерность использования, однако при этом не указано, какие именно нормы бюджетного законодательства нарушены при расходовании средств областного бюджета на оплату труда руководителя Аппарата Правительства А.
Кроме того, Аппарату Правительства предписывается принять меры по восстановлению в доход областного бюджета средств, использованных неправомерно на оплату труда. Однако, в действующем бюджетном законодательстве не определен механизм возврата неправомерно использованных средств, а также отсутствуют правовые основания такого возврата. Не определен и механизм реализации положений Бюджетного кодекса РФ по применению мер в части бюджета субъекта Российской Федерации законодательством Мурманской области.
Полагают, что взыскать сумму заработной платы с работника - А. не представляется возможным в силу статьи 137 Трудового кодекса РФ, устанавливающей, что заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Установить виновное лицо также не возможно в связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями и истечением срока давности привлечения к материальной ответственности, т.к. работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба (статья 392 Трудового кодекса РФ).
Выплата А. денежного содержания осуществлялась в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, в строгом соответствии с бюджетной классификацией за счет средств, предусмотренных на оплату труда, что также подтверждается отсутствием замечаний Контрольно-счетной палаты Мурманской области.
Смета Аппарата Правительства Мурманской области сформирована с Дата, сумма денежного содержания, выплаченная А. за период с Дата по Дата не была включена в бюджетную смету Аппарата Правительства Мурманской области.
Кроме того, денежные средства на возврат денежного содержания, выплаченного А. в указанный период, не предусмотрены бюджетной сметой Аппарата Правительства Мурманской области на Дата, в связи с этим восстановить в доход областного бюджета денежные средства, использованные на оплату труда руководителя Аппарата Правительства Мурманской области А. не представляется возможным.
На основании изложенного просит признать незаконным предписание Контрольно-счетной палаты Мурманской области от Дата № ** в полном объеме и отменить его.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявл6енных требований, полагая оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 24.04.1997 № 56-02-ЗМО «О контрольно-счетной палате Мурманской области» Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля.
В силу статей 1 и 2 Бюджетного кодекса РФ Закон «О контрольно-счетной палате Мурманской области» входит в структуру бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона Мурманской области от 24.04.1997 № 56-02-ЗМО «О контрольно-счетной палате Мурманской области» в перечень задач Счетной палаты входит организация и осуществление контроля за современным исполнением областного бюджета по объемам, структуре и целевому назначению, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств.
Статьей 26.14 Федерального закона от 06.10.199 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Согласно статье 65 Бюджетного кодекса РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьями 69 и 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования в том числе: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, которые в силу статьи 70 Бюджетного кодекса РФ включают в себя оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ Получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
В соответствии со статьей 13 Закона Мурманской области от 24.04.1997 № 56-02-ЗМО «О контрольно-счетной палате Мурманской области» реализация контрольных полномочий Счетной палаты осуществляется в виде непосредственной проверки документов, подтверждающих законность производственно-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, достоверность бухгалтерского учета и финансовой отчетности, своевременность и полноту взаимных платежей проверяемого объекта и областного бюджета.
Судом установлено, что на основании предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области от 13.09.2011 № 01-09/423 Аппарату Правительства Мурманской области предписывается принять меры по восстановлению в доход областного бюджета средств, использованных неправомерно на оплату труда руководителя Аппарата Правительства Мурманской области (А.) на общую сумму .... рублей, из них:
- .... руб. - за период с Дата по Дата, в том числе: .... руб. - по подстатье 211 «Заработная плата»; .... руб. - по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;
- .... руб. - за период с Дата по Дата, в том числе: .... руб. - по подстатье 211 «Заработная плата»; .... руб. - по подстатье КОСГУ 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».
Исходя из предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области от Дата № **, следует, что в соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Мурманской области на 2009 год, утвержденным решением комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам и налогам от Дата (с изменениями) в рамках контрольного мероприятия «Проверка использования средств областного бюджета на реализацию законов Мурманской области «О государственных должностях Мурманской области» и «О государственной гражданской службе Мурманской области» (в том числе расходов, связанных с приемом и увольнением гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, расходов, связанных со служебными командировками и проживанием и других расходов) в Аппарате Правительства Мурманской области, Министерстве экономического развития Мурманской области, Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за Дата» проведена проверка в Аппарате Правительства Мурманской области, о чем составлен соответствующий Акт проверки от Дата.
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден Решением Коллегии Счетной палаты от Дата № **.
В ходе контрольного мероприятия Счетной палатой было установлено, что при исполнении бюджетных обязательств за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной сметой Управления делами Правительства Мурманской области на оплату труда (статья классификации операций сектора государственного управления - 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда»), произведена выплата лицу, не выполнявшему трудовую функцию, определенную договором.
Так, за период с Дата по Дата А. было начислено денежное содержание в размере, соответствующим оплате труда руководителя исполнительного органа государственной власти Мурманской области - члена Правительства Мурманской области, в то время как полномочия и функции руководителя исполнительного органа государственной власти Мурманской области им не осуществлялись.
Общая сумма расходов, совершенная без правовых оснований (ущерб областному бюджету), составила .... тыс. рублей.
По результатам контрольного мероприятия Аппарату Правительства было направлено Представление Счетной палаты от Дата № ** с предложением принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и восстановить в доход областного бюджета средства в общей сумме .... рублей, использованные с нарушением законодательства.
Подробное описание состава совершенного бюджетополучателем нарушения законодательства с указанием конкретных законодательных и иных нормативных правовых актов приведено в актах проверки в Аппарате Правительства от Дата и от Дата, а также в отчетах о результатах контрольного мероприятия, утвержденных Решениями Коллегии Счетной палаты от Дата № ** и от Дата № **.
Выводы Счетной палаты об отсутствии права у получателя бюджетных средств (Управления делами Правительства Мурманской области) на начисление и выплату А. денежного содержания как руководителю исполнительного органа государственной власти Мурманской области основаны на том, что расходы совершены:
- до создания исполнительного органа государственной власти Мурманскойобласти - Аппарат Правительства Мурманской области, а именно:
• до принятия Закона Мурманской области от 11.06.2009 № 1104-01-ЗМО«О внесении изменения в статью 32.1 Закона Мурманской области «О Правительстве Мурманской области» (вступил в силу с 18.06.2009);
• до принятия постановления Правительства Мурманской области от 28мая 2009 года № 225-ПП «Об утверждении Положения об АппаратеПравительства Мурманской области»;
• до государственной регистрации юридического лица: запись о создании юридического лица - Аппарата Правительства Мурманской области(министерства) путем реорганизации в форме выделения внесена вединый государственный реестр юридических лиц только Дата;
- при отсутствии документального подтверждения исполнения функцийруководителя исполнительного органа государственной власти Мурманскойобласти, так как: до Дата в действующую структуру исполнительныхорганов государственной власти Мурманской области Аппарат Правительства не входил, а полномочия руководителя исполнительного органа государственной власти Мурманской области - Управления делами Правительства Мурманской области, в штате которого до Дата состоял А., фактически и юридически с Дата осуществлял заместитель управляющего делами Правительства Мурманской области - начальник отдела организационной работы и протокольных мероприятий Управления делами Правительства Мурманской области (Б.).
Кроме того, согласно пунктам 8 и 10 постановления Правительства Мурманской области от 30 апреля 2009 года № 198-ПП «О мерах по реализации постановления Губернатора Мурманской области от 15.04.2009 № 64-ПГ» полномочия по проведению реорганизационных мероприятий и осуществлению юридических действий, связанных с реорганизацией исполнительных органов государственной власти Мурманской области, были возложены на руководителей исполнительных органов государственной власти.
В соответствии с Законом «О Контрольно-счетной палате Мурманской области» в отношении объектов, находящихся в сфере действия контрольных полномочий, Счетная палата наделена полномочиями:
направлять представления (статья 21) для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в бесхозяйственности и нарушении законодательства Российской Федерации и Мурманской области;
давать предписания (статья 22) при выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического неисполнения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий.
Во исполнение указанных полномочий в связи с выявлением расходов, совершенных без правовых оснований, Счетной палатой Аппарату Правительства были направлены:
представление от Дата № **;
представление от Дата № **;
предписание от Дата № **.
Представление от Дата Аппаратом Правительства Мурманской области было рассмотрено, однако решение о мерах по его реализации в указанный срок принято не было.
Письмом Аппарата Правительства Мурманской области от Дата № ** представлен план устранения нарушений, изложенных в Отчете о результатах контрольного мероприятия от Дата № **.
Из общего объема подлежащих восстановлению в доход областного бюджета средств, Аппаратом Правительства Мурманской области было восстановлено .... рублей.
В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты Мурманской области на Дата, утвержденным решением комитета Мурманской областной Думы по бюджету, финансам и налогам от 14 декабря 2010 года проведено контрольное мероприятие «Проверка использования средств областного бюджета на реализацию законов Мурманской области «О государственных должностях Мурманской области» и «О государственной гражданской службе Мурманской области» (в том числе расходов, связанных с приемом и увольнением гражданских служащих и лиц, замещающих государственные должности, расходов, связанных со служебными командировками и проживанием и других расходов) в Аппарате Правительства Мурманской области, Министерстве экономического развития Мурманской области, Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области за Дата» проведена проверка в Аппарате Правительства Мурманской области, о чем составлен соответствующий Акт проверки от Дата.
Отчет о результатах контрольного мероприятия утвержден Решением Коллегии Счетной палаты от Дата № **.
По результатам контрольного мероприятия Аппарату Правительства было направлено Представление Счетной палаты от Дата № ** с предложением принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков и восстановить в доход областного бюджета средства в общей сумме .... рублей, использованные с нарушением законодательства.
Представление Счетной палаты от Дата № ** было рассмотрено, однако меры по восстановлению в доход областного бюджета неправомерных расходов в полном объеме не приняты. Из общего объема подлежащих восстановлению в доход областного бюджета средств, Аппаратом Правительства Мурманской области было восстановлено .... рублей.
По результатам рассмотрения возражений, представленных актам от Дата и от Дата, а также информации о рассмотрении Представления от Дата и представления от Дата, содержащих несогласие с выводами Счетной палаты по фактам выявленных нарушений, Счетная палата не усмотрела оснований для признания каких-либо выводов, отраженных в отчетах о результатах контрольных мероприятий, утвержденных Коллегией Счетной палаты от Дата № ** и от Дата № ** необоснованными и не усмотрела оснований для отмены или изменения требований, направленных Аппарату Правительства Мурманской области.
Таким образом, с учетом изложенного в соответствии со статьей 22 Закона Мурманской области от 24 апреля 1997 года № 56-02-ЗМО «О Контрольно-счетной палате Мурманской области» в связи с умышленным и систематическим неисполнением представлений Счетной палаты, суд находит оспариваемое Предписание законным и обоснованным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Заявление Аппарата Правительства Мурманской области об оспаривании предписания Контрольно-счетной палаты Мурманской области за № ** от Дата, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий: В.В. Беляева