2-5152/2011 Оспаривание решения призывной комиссии.



Мотивированное решение

изготовлено 22.11.2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Беляевой В.В.,

при секретаре Мисуно О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5152/2011 по заявлению Лукьяненко Д.А. об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску о призыве на военную службу,

УСТАНОВИЛ:

    Лукьяненко Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску о призыве на военную службу.

В обоснование заявленных требований указал, что до Дата являлся студентом ****, состоял на воинском учете в военном комиссариате г.Мурманска. В Дата в призывной комиссии, расположенной по ...., ему вручили направление на медицинское обследование и сдачу анализов, указав явиться с результатами Дата. Результатов обследований он не знал, и сдал их в Дата. Лукьяненко Д.А. вызвали на медкомиссию на Дата При прохождении комиссии результатов обследований ему не сообщили, о проблемах со здоровьем не спрашивали и признали годным по категории «А». Он пытался сказать о имевших место быть проблем с почками, желудком, кардиологией, щитовидной железой, но ему ответили, что в результатах обследований никаких проблем нет. Ему вручили повестку с явкой Дата для уточнения документов воинского учёта. Дата его вызвали на призывной пункт и вручили повестку на Дата для отправки к месту прохождения военной службы (команда № **). Дата заявитель явился на сборный пункт и Дата оказался в в/ч № ** в ..... Там, вместе с военным билетом у него отобрали и паспорт. В первый же вечер у него поднялась температура, ощутил боли в желудке и правой больной почке. Лукьяненко Д.А. перевели в лазарет воинской части, а на следующий день отправили в ****ский госпиталь на обследование. Обследование показало воспаление в пищеводе и желудке, однако поставили диагноз ОРЗ, отправили на обследование и лечение в инфекционное отделение госпиталя. Диагноз ему не говорят, чем лечат - не сообщают, температура не падает до настоящего времени.

Заявитель не согласен с решением городской призывной медкомиссии о его годности к военной службе без учёта предыдущих медицинских документов, так как принято незаконно. Ранее он не раз обращался к врачам и специалистам с жалобами на правую почку, сердце, желудок, щитовидную железу.

    На основании изложенного заявитель просит суд признать решение призывной комиссии г. Мурманска о призыве его на военную службу незаконным и отменить.

В судебном заседании представители заявителя уточнили заявленные требования, просили признать незаконным заключение врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу от Дата1 года о признании Лукьяненко Д.А. годным к военной службе; признать незаконным решение призывной комиссии г.Мурманска от Дата о призыве на военную службу. Указали, что Лукьяненко Д.А. желал проходить военную службу, однако в отношении него призывной комиссией нарушен порядок признания его годным к похождению военной службой, установленный действующим законодательством РФ. Кроме того, после обследования и лечения Лукьяненко Д.А. в ФГУ № ** заявителю изменена категория годности на «Б» -годен к военной службе с незначительными ограничениями.

     Представители заинтересованного лица - призывной комиссии г.Мурманска. возражали против заявленных требований, указав, что Лукьяненко Д.А. встал на учет Дата в период прохождения учебы. Был приглашен на медкомиссию на Дата, каждый призывник получает бланк, на котором имеется ссылка о выдаче из поликлиники амбулаторной карты. Предоставление медицинской карты на комиссию является обязанностью призывника. Со слов заявителя, карту он не получил. При поступлении устных жалоб на комиссии заполняется справка, однако, лист медицинского освидетельствования был заполнен только офтальмологом, так как была обнаружена патология зрения. Никаких жалоб от Лукьяненко на состояние здоровья не поступало. При не предъявлении карты и без предъявления жалоб на состояние здоровья комиссия имеет право призывать в армию. По результатам медицинского освидетельствования заявителю была установлена категория годности к военной службе «А» и была назначена контрольная явка Дата Кроме прохождения комиссии призывной, призывники проходят комиссию в военном комиссариате, где также не было установлено хронических заболеваний. При прибытии в часть также проходят медкомиссию, где также жалоб не поступало, заболеваний не установлено. В отношении отсрочки на период обучения пояснил, что после сдачи государственного экзамена заявитель потерял право на отсрочку. Медицинская карта была представлена на контрольной явке, но решение о годности уже было принято. Решение призывной комиссии может быть отменено и призывник направляется на дополнительное обследование, однако заявитель не обратился с данным ходатайством. Полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

    Заинтересованные лица - войсковая часть № **, № ** извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. Об уважительности причин неявки суду не сообщили, возражений по заявлению не представили. В связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав представителей заявителя, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, обозрев личное дело призывника и копию медицинской книжки призывника, суд находит заявление Лукьяненко Д.А. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

    В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ (далее – Закон) призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании, Лукьяненко Д.А. Дата рождения, призван в вооруженные силы и отправлен к месту военной службы Дата.

При этом, полагает, что решение городской призывной медкомиссии о его годности к военной службе принято незаконно, указав, что медицинской комиссией ненадлежащим образом исследованы его медицинские документы.

Как следует из части 4 статьи 26 Закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 1999 года № 587, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации.

Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).

Согласно пунктам 5 и 6 Положения призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее - повестки).

Частью 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе. Одной из обязанностей военно-врачебных комиссий (далее – ВВК), как органов, проводящих военно-врачебную экспертизу, является организация и проведение медицинского освидетельствования, в целях определения категории годности граждан РФ по состоянию здоровья к военной службе. При этом организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию, как следует из пункта 13 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Из пояснений представителя призывной комиссии г.Мурманска следует, что в Дата Лукьяненко Д.А. встал на воинский учет в г.Мурманске, получил направления на прохождение лабораторных исследований, а также был приглашен на медицинскую комиссию на Дата. В направлении указана необходимость предоставления медицинской карты, что регламентировано требованиями приказа Минобороны РФ от 02 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. № 663».

Дата заявитель проходил медицинское освидетельствование во врачебно-военной комиссии, однако результатов исследований, амбулаторную медицинскую карточку не представил.

Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе определено Расписание болезней, по которым проводится освидетельствование граждан, подлежащих призыву.

Как следует из пунктов 1, 2 и 3 Приложения, существует несколько категорий годности к военной службе, а именно: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Как установлено в судебном заседании, призывной комиссией Лукьяненко признан годным к военной службе, то есть, отнесен к категории «А».

Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 г. N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", при наличии оснований, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представляемых призывником в приемную комиссию.

Пунктом 35 (Приложение № 1. Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе) предусмотрено, что граждане, вызываемые на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе необходимые документы.

В соответствии с п. 1 приложения 31 к указанной Инструкции, граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе в том числе и медицинские документы о состоянии здоровья.

Согласно пунктов 17 - 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к воинской службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию.

Судом установлено, что Дата Лукьяненко Д.А. прошел медицинское освидетельствование врачами-специалистами в соответствии с требованиями статьи 5.1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» по результатам которого вынесено заключение «А-годен к военной службе». При этом заявителем призывной комиссии документов, свидетельствующих о заболеваниях, на основании которых можно было принять иное решение не представил.

В связи с чем, Лукьяненко Д.А. призван на военную службу (протокол № ** от Дата).

Медицинское обслуживание населения по адресу проживания Лукьяненко Д.А. осуществляется МУЗ «Поликлиника № **», согласно сообщений которой за № ** от Дата, заявитель на диспансерном учете в указанном учреждении не состоит, медицинская документация в регистратуре отсутствует. Согласно базе данных Лукьяненко Д.А. обращался в данное учреждение Дата, Дата для сдачи анализов, Дата, Дата, Дата, Дата – ко врачам урологу, терапевту, Дата, Дата для прохождения ЭКГ и флюрографии. Таким образом все исследования проведены заявителем до прохождения медицинского освидетельствования призывной комиссией, однако указанные результаты не были предъявлены Лукьяненко Д.А. врачам-специалистам при принятии заключения о годности к похождению военной службы.

Только протокол УЗИ произведен Лукьяненко Д.А. Дата, то есть после принятия решения призывной комиссией.

Лукьяненко Д.А. суду представлены медицинские документы, которые изготовлены в медицинских учреждениях не по месту жительства заявителя и которые заявитель не предоставлял в военный комиссариат.

Пунктом 2 статьи 29 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывная комиссия субъекта Российской Федерации:

организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

В соответствии с пунктами 15, 20 Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (далее - Приложение N 3 к Приказу N 240/168):

Медицинский осмотр граждан, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы проводится врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, оториноларингологом, окулистом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи из медицинских учреждений привлекаются в соответствии с решением главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На одного из врачей, наиболее подготовленного по вопросам военно-врачебной экспертизы, возлагается руководство работой по медицинскому осмотру граждан.

Если при медицинском осмотре у гражданина, призванного на военную службу, изменяется категория годности к военной службе по состоянию здоровья или он нуждается в обследовании (лечении), то ему в тот же день проводится медицинское освидетельствование врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации, осуществляющими контрольное медицинское освидетельствование призывников.

Как следует из материалов дела, жалобы на стояние здоровья у Лукьяненко Д.А. появились только по прибытию в воинскую часть Дата, где ему была оказана необходимая медицинская помощь.

Каких либо претензий по самочувствию заявитель при прохождении призывной комиссии Дата не высказывал, что также подтверждается протоколом № **.

Доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.) При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с п. 9 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N 123, по решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

Заключение военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) о категории годности к военной службе (летной работе), службе в органах, за исключением заключений о причинной связи увечий, заболеваний, действительно в течение года с даты медицинского освидетельствования, если иное не определено в этом заключении.

Контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование гражданина раньше установленного срока могут проводиться по его заявлению (заявлению его законного представителя) либо по инициативе специалистов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), если в состоянии его здоровья произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии).

При этом установление Лукьяненко Д.А. после поведенного в госпитале лечения новой категории годности «Б-годен к военной службе с незначительными ограничениями», не имеет правового значения при разрешении заявленного спора, поскольку на момент вынесения решения призывной комиссии и на день рассмотрения дела судом не установлены у заявителя заболевания, которые в соответствии с действующим законодательством препятствуют похождению им военной службы.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что медицинское освидетельствование Лукьяненко Д.А. по полным данным состояния его здоровья, в связи с чем, решение призывной комиссии от Дата является законным и обоснованным, в связи с чем, заявление удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 60, 194-199,254-257, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Лукьяненко Д.А. об оспаривании решения призывной комиссии военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску о призыве на военную службу оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

         Председательствующий: В.В. Беляева