2-4903/2011 Оспаривание решения УМВД РФ.



Дело № 2-4903

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дата

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе:

председательствующего судьи Серовой Ю.Н.

при секретаре Рогожиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лобанова В.В. об оспаривании отказа УМВД России по Мурманской области в выдаче лицензии на приобретение оружия,

УСТАНОВИЛ:

Лобанов В.В. обжалует в судебном порядке отказ УМВД России по Мурманской области в принятие документов необходимых для оформления лицензий на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и оружия самообороны.

В обоснование требований им указано, что для оформления лицензий на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и оружия самообороны центр лицензионно-разрешительной работы УВМД г. Мурманска требует документы подтверждающие прохождение подготовки знаний правил безопасного обращения с оружием, наличие навыков безопасного обращения с оружием, выданные организацией, имеющей право на данный вид деятельности, основываясь на изменениях статьи 13 ФЗ «Об оружии».

Между тем с момента принятия данных изменений в Закон центр лицензионно-разрешительной работы УВМД г. Мурманска прекратил проверку знаний гражданами правил безопасного обращения с оружием, иных организаций имеющих возможность производить обучение на территории РФ не имеется.

Считает, что принятое решение УМВД России по Мурманской области неправомерно, поскольку в настоящее время программа обучения, разрабатываемая Министерством внутренних дел и Министерством образования не принята, и не введена в действие, и не может быть выполнено требование в части предоставление документов о прохождении проверки знаний. Поэтому принятые изменения в статью 13 ФЗ «Об оружии» противоречат части 2 статьи 55 Конституции РФ, которой предусмотрено, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие и умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Просит суд обязать УМВД России по Мурманской области принять документы необходимые для оформления лицензии на приобретение оружия, провести проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и выдать лицензии в установленный законом срок.

В судебном заседании Лобанов В.В. просит признать отказ УМВД России по Мурманской области в выдаче лицензии на приобретение оружия неправомерным, указывая на то, что в настоящее время на территории Мурманской области не разработана программа обучения по подготовки знаний правил безопасного обращения с оружием, наличие навыков безопасного обращения с оружием, поэтому требование о предоставлении подтверждающих документов не законно. Просит суд обязать УМВД России по Мурманской области провести проверку знаний правил безопасного обращения с оружием, и выдать лицензии в установленный законом срок.

Представитель УМВД России по Мурманской области в судебном заседании не согласился с требованиями, приводил доводы в обоснованности не предоставления лицензий на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия и оружия самообороны, ссылаясь на то, что статьей 13 ФЗ «Об оружии» установлено, что лицензия на приобретение оружия выдается гражданам, впервые приобретающим оружие, после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием. При обращении в УМВД России по МО Лобанов В.В. не предоставил документы, подтверждающие прохождение такой подготовки, то есть не выполнил одно из требований предписанным Законом, в связи с чем ему было отказано в выдачи данных лицензий. Кроме того, Законом не возложена обязанность на органы внутренних дел, организовывать и проводить подготовку и проверку знаний правил безопасного обращения с оружием, данная функция возложена на Министерство образования.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает, что требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Судом установлено, что Лобанов В.В. обратился в органы внутренних дел Дата с заявлениями о выдаче лицензии на приобретение гражданского оружия самообороны и одной единицы гладкоствольного охотничьего оружия, предоставив копии паспорта, медицинского заключения, фотографии, квитанции об оплате, и охотничьего билета.

Исходя из обстоятельств дела, следует, что Лобанов В.В. обжалует решение УМВД по России по Мурманской области, которым отказано ему в выдаче лицензии на приобретение оружия в связи с отсутствием документов, подтверждающих проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

Согласно статье 13 Федерального Закона «Об оружии» для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Граждане Российской Федерации, впервые приобретающие гражданское огнестрельное оружие, гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения, газовые пистолеты, револьверы или охотничье пневматическое оружие обязаны пройти подготовку в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.

Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных препятствующих ее получению оснований.

Из содержания данной нормы прямо следует, что необходимость предоставления документов о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием является одним из обязательных требований для получения лицензии на приобретения оружия.

В силу пункта 20 статьи 12 ФЗ «О полиции» обязанность по выдаче гражданам и организациям лицензии на приобретение гражданского и служебного оружия и т.д. возложена на полицию при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 7 части 20 статьи 13 ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам Российской федерации не предоставившим в органы внутренних дел документов о прохождении соответствующей подготовки и других указанных в настоящем Федеральном Законе документов.

Таким образом, Лобанов В.В. не выполнил требования действующего законодательства, не предоставил документы, подтверждающие проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

Отказывая в выдаче лицензий на приобретении оружия УМВД России по Мурманской области, правомерно руководствовалось статьей 13 ФЗ «Об оружии».

При этом, суд приходит к выводу о том, что прохождение соответствующей подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием прав Лобанова В.В. не нарушает и направлено фактически на защиту его же интересов и других лиц, что в полной мере согласуется с положениями вышеприведенного Закона.

Статьей 13 ФЗ «Об оружии» закреплено, что на Правительство Российской Федерации возложена обязанность, определить перечень организаций, имеющих подтверждающих проверку знаний правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием.

В соответствии со статьей 13 Федерального Закона «Об оружии» и Постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2011 года № 731 «Об утверждения перечня организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков» был утвержден Перечень организаций, имеющих право проводить подготовку лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а также проверку знания указанных правил и наличия соответствующих навыков.

Исходя из пункта 1 Перечня проводить подготовку лиц возложено на образовательные учреждения профессионального образования, реализующие образовательные программы в области физической культуры и спорта, в рамках которых предусмотрено изучение дисциплин с использованием огнестрельного оружия, и имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам подготовки лиц в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.

Исходя из анализа содержания норм Федерального закона и положения Постановления Правительства РФ суд не может согласиться с доводами заявителя Лобанова В.В. о возложении на органы внутренних дел - УМВД России по Мурманской области обязанности проведение знаний правил безопасного обращения с оружием, поскольку относится к иному ведомству, то есть к компетенции Министерства образования.

Более того, требования о прохождении подготовки в целях изучения правил безопасного обращения с оружием и приобретения навыков безопасного обращения с оружием, а равно как и организации, которые вправе проводить обучение дисциплин по программам подготовки лиц с обращением с оружием определены законом, и их изменение не входит в круг полномочий органов внутренних дел.

Оспаривая конституционность законоположения, в части принятых в статью 13 ФЗ «Об оружии» изменений, заявитель Лобанов В.В. ставит вопрос об изменении правового регулирования, тогда как внесение изменений и дополнений в федеральные законы является прерогативой законодателя, а не суда.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований Лобанова В.В. о признании отказа в выдаче лицензии на приобретение оружия неправомерным, не имеется

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Лобанова В.В. об оспаривании отказа УВМД России по Мурманской области в выдаче лицензии на приобретение оружия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                      Ю.Н. Серова