Дело № 2-4987/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Дата Октябрьский районный суд города Мурманска в составе: председательствующего судьи Серовой Ю.Н. с участием прокурора Писаренко Т.А. при секретаре Рогожиной Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузьмина А.П. о признании незаконным решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № 15/105 от 29 октября 2011 года об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 15, УСТАНОВИЛ: Кузьмин А.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 15. В обоснование заявления указал, что избирательная комиссия признала недействительными .... подписей избирателей, как собранные в нарушение требований Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», поскольку в подписных листах в сведениях о кандидате в депутаты указан полный адрес места жительства кандидата, а также отсутствует в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, его дата рождения. Полагает, что решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата является незаконным и подлежащим отмене по тем основаниям, что изготовление и оформление подписных листов им осуществлялось в строгом соответствии с приложением № 8 к Федеральному закону РФ от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», с учетом требований ст.20 Закона Мурманской области от 09.03.2007 года №841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований», согласно которым в подписных листах помимо наименований субъекта РФ и города были также указаны улица, номер дома и квартира, где находится место жительства кандидата в депутаты. Кроме того, предусмотренная п.12 ст.37 Федерального закона РФ от 12.06.2002 №67-ФЗ позиция о необходимости указания также и даты рождения лица, осуществляющего сбор подписей, в приложении 8 отсутствует. Она есть в приложении 7, которое относится к оформлению подписного листа по выдвижению списка кандидатов в депутаты от избирательного объединения. Заявитель просит суд отменить решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата и обязать МТИК зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу №15. В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований. Указал, что при изготовлении им бланков подписных листов он пользовался правовой компьютерной базой, текст затем сверял с официальной публикацией в «Российской газете». Считает, что выявленные МТИК недостатки при оформлении подписных листов таковыми не являются, отказ в регистрации кандидатом в депутаты нарушает его избирательное право, а также права иных лиц, поддержавших его выдвижение кандидатом в депутаты. Представитель Мурманской территориальной избирательной комиссии (Далее - МТИК) Иванова И.А. не согласилась с доводами заявителя, указав, что они основаны на ошибочном толковании норм закона. Так, заявитель полагает, что следовало указать именно адрес места жительства, однако данное мнение ошибочно по тем основаниям, что в Приложении 8 к Федеральному закону указано: «Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем.. . кандидата в депутаты..., проживающего... в подстрочнике «наименование субъекта РФ, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства». Понятия «место жительства» и «адрес места жительства» не тождественны. Определение понятия адреса места жительства закреплено в части 5 статье 2 Федерального закона: адрес места жительства -адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В отличие от заверительной надписи лица, осуществляющего сбор подписей, содержание вводной части подписного листа не регламентировано текстовой частью федерального закона. Правоприменителю следует руководствоваться пунктом 7 статьи 20 Закона Мурманской области и Приложением 8 к Федеральному закону № 67-ФЗ. Указывая во вводной части подписного листа излишние сведения о себе (адрес места жительства), кандидат нарушает принцип равного избирательного права, означающего участие граждан в выборах на равных основаниях. Излишне указанные кандидатом сведения о себе могут способствовать формированию у избирателей определенного положительного мнения и, как следствие, достижению более высоких результатов на выборах, что является недопустимым при сборе подписей. При таких обстоятельствах МТИК правомерно применила подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, отказывая заявителю в регистрации. Кроме того, в нарушение пункта 12 статьи 37 Федерального закона в заверительной надписи на подписных листах А.П.Кузьмина в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей, не указана его дата рождения. Согласно подпункта «з» пункта 6.4 Федерального закона недействительными признаются все подписи избирателей,.. . если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно. Довод заявителя о том, что в приложении 8 к Федеральному закону не содержится позиция о необходимости указания также и даты рождения этого лица, ошибочен. Целевое назначение Приложения 8 заключается в том, чтобы унифицировать формуподписного листа, порядок его изготовления и расположения граф и сведений. Содержание заверительной надписи в подписном листе регламентировано нормой пункта 12 статьи 37 Федерального закона, которым и належит пользоваться правоприменителю. При таких обстоятельствах МТИК правомерно применила подпункт «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, отказывая заявителю в регистрации. Просила в удовлетворении заявления Кузьмина А.П. отказать. Выслушав заявителя, представителя Мурманской территориальной избирательной комиссии, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не обоснованным, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. В соответствии со статьей 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Порядок рассмотрения заявлений кандидатов в депутаты, считающих, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются их избирательные права, регулируется главой 26 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой кандидат вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, в течение десяти дней со дня принятия оспариваемого решения. Порядок проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Мурманской области определяется Законом Мурманской области № 841-01-ЗМО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (далее, по тексту - ЗМО). В пункте 5 части 1 ЗМО указано, что основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В силу статьи 20 ЗМО, в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей. Сбор подписей осуществляется в период, установленный пунктом 11 статьи 17 ЗМО. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата может начинаться со дня, следующего за днем уведомления избирательной комиссии о выдвижении кандидата. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее десяти подписей. Как установлено судом, Кузьмин А.П. Дата в ** часов 30 минут представил в Мурманскую территориальную избирательную комиссию документы для выдвижения своей кандидатуры в депутаты. Дата в ** часов 30 минут МТИК получила от Кузьмина А.П. документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов города Мурманска. Дата Мурманская территориальная избирательная комиссия приняла решение № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кузьмина А.П. по причине указания в подписных листах в сведениях о кандидате в депутаты полного адреса места жительства кандидата, что противоречит форме подписного листа, а также отсутствия в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, даты рождения, что повлекло нарушение требований подпункта «з» и «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ и подпункта 7 пункта 9 статьи 21 Закона Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» от 09 марта 2007 года № 841-01-ЗМО. При проверке законности и обоснованности оспариваемого решения суд исходит из следующего. Пунктом 44 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ установлено, что «недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей или оформления подписного листа». В силу подпункта 11 пункта 9 статьи 21 ЗМО недействительными считаются все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 3 и 4 к настоящему Закону. По результатам проверки подписей, представленных Кузьминым А.П. Мурманская избирательная комиссия признала недействительными все .... подписей избирателей по основаниям, признаваемым судом правомерными. Так, заявителем представлены подписные листы кандидата Кузьмина А.П., где в сведениях о кандидате указано место фактического проживания кандидата, чем нарушена форма подписного листа, которая установлена приложением № 8 к Закону Мурманской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований» (ЗМО), подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ №37. Согласно пункта 7 статьи 20 Закона Мурманской области при сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, сведения о непогашенной или неснятой судимости (если такая имеется). Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Вместе с тем, согласно Приложению 8 к Федеральному закону №67-ФЗ, указание улицы, номера дома и квартиры кандидата не предусмотрено. Из приложения № 4 ЗМО следует, что в адресе места жительства кандидата указывается наименование субъекта Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, а лицо, удостоверяющее подписной лист, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дата выдачи паспорта или документа, его заменяющего, с указанием наименования и кода выдавшего его органа, собственноручную подпись лица и дату ее внесения. Таким образом, суд приходит к выводу, что избирательная комиссия правомерно применила подпункт «и» пункта 6.4 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", отказывая заявителю в регистрации. В силу п. 12 статьи 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Нормой пункта 8 статьи 37 Федерального закона установлено, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, порядок его заполненияи заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону. Разрешая вопрос о соответствии формы изготовления подписного листа, действительности и достоверности подписей избирателей, суд исходит из буквального толкования требований закона. Суд не может согласиться с доводом заявителя о том, что в приложении 8 к Федеральному закону, опубликованному в «Российской газете» 27 июля 2011 года, не содержится позиция о необходимости указания также и даты рождения этого лица, поскольку это противоречит п. 12 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ. Кроме того, в соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания. Приложение 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» опубликовано в Собрании законодательства РФ от 25 июля 2011 года (№30, часть I), а также в «Российской газете» за №162 (5538), от 27 июля 2011 года. Суд полагает, что в данном случае возможно руководствоваться приложением, опубликованном в Собрании законодательства РФ, как более ранним. Из приложения 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», опубликованного в Собрании законодательства РФ от 25.07.2011 года, прямо следует, что в подписном листе следует указывать фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием даты его выдачи, наименования или кода выдавшего его органа, подпись лица, осуществляющего сбор подписей, и дату её внесения. Кроме того, из приложения № 4 к ЗМО также прямо следует, что в подписном листе в сведениях кандидата указывается его число, месяц и год рождения. Однако, в заверительной надписи на подписных листах А.П.Кузьмина в сведениях о лице, осуществлявшим сбор подписей, не указана его дата рождения. Следовательно, избирательная комиссия вправе была сделать вывод о недействительности всех .... представленных Кузьминым А.П. подписей. Рабочая группа Мурманской территориальной избирательной комиссии по окончанию проверки подписных листов в полном соответствии с требованиями пункта 14 статьи 21 ЗМО составила итоговый протокол, в котором указала количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола Дата, то есть не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вручена кандидату Кузьмину А.П. В данном случае суд не усматривает несущественности нарушений в оформлении подписных листов, поскольку правовое значение имеет сам факт указания сведений, не соответствующих действительности, независимо от причины возникновения данного обстоятельства. Избирательное законодательство каких-либо указаний на возможность наступления последствий для кандидатов в зависимости от существенности допущенных им нарушений, не содержит. Таким образом, решение Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Кузьмину А.П. признается судом обоснованным, принятым в рамках закона и в пределах полномочий избирательной комиссии. Оснований для отмены оспариваемого решения суд не усматривает. На основании изложенного, руководствуясь статьями 261, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении заявления Кузьмина А.П. о признании незаконным решения Мурманской территориальной избирательной комиссии № ** от Дата об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов города Мурманска четвертого созыва по двухмандатному избирательному округу № 15 отказать. Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд города Мурманска в течение 5 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий Ю.Н. Серова