2-5312/2011 Оспаривание решения призывной комиссии.



Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2011 года

Дело № 2-5312/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года                               город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего – судьи Кулдыкина А.В.,

при секретаре – Солдатовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кузнецова Н.А. об оспаривании действий призывной комиссии города Мурманска,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов Н.А. обратился в Октябрьский районный суд г. Мурманска с заявлением об оспаривании действий призывной комиссии города Мурманска.

В обоснование заявления указал, что в Дата ему провели медицинское освидетельствование и призывная комиссия города Мурманска сообщила, что он годен к военной службе. С данным решением он не согласен в связи с тем, что в Дата он поступил на очное отделение в " ВУЗ " по направлению подготовки *** по программе бакалавриата. Данное направление подготовки, как и учебное заведение в целом, имеет государственную аккредитацию, что дало ему право на отсрочку от призыва на военную службу. Дата <данные изъяты>, в связи с этим, в Дата он вынужден был уйти в академический отпуск по семейным обстоятельствам. Дата он вернулся из академического отпуска с целью продолжить обучение по указанному направлению подготовки, однако, в связи с выходом приказа Министерства образования и науки РФ об изменении федеральных государственных образовательных стандартов набор студентов по направлению *** больше не ведется. Данное направление подготовки стало называться *****, в связи с этим, в деканате ему было предложено написать рапорт о переводе и он был зачислен на .... курс этого направления. В военном комиссариате ему сообщили, что он потерял право на отсрочку. С данным решением он не согласен, поскольку не было перехода на другую образовательную программу, а лишь изменилось название направления подготовки, а академический отпуск увеличил срок обучения менее чем на 1 год. Полагает, что право на отсрочку за ним сохранилось. Кроме того, полагает, что при принятии решения о призыве на военную службу был нарушен п. 15 «Положения о военно-врачебной экспертизе», ему не были проведены диагностические исследования, а именно он не прошел электрокардиографическое исследование. Просит признать решение призывной комиссии города Мурманска незаконным и отменить его

В судебном заседании заявитель и его представитель Мухачева Н.Ю. на удовлетворении заявления настаивали.

Представитель Военного комиссариата Мурманской области и Призывной комиссии города Мурманска Константинов Г.Ю. в судебном заседании с заявлением Кузнецова Н.А. не согласился. Суду пояснил, что Кузнецов Н.А. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску. Дата решением призывной комиссии города Мурманска ему предоставлена отсрочка по пп. «а» п.2 ст.24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Приказом ректора " ВУЗ " от Дата Кузнецову Н.А. был предоставлен академический отпуск с Дата по Дата. Приказом ректора " ВУЗ " от Дата Кузнецов Н.А. был переведен на .... курс очной формы обучения по направлению подготовки *****. Законодатель утвердил три взаимоисключающих основания, при которых отсрочка от призыва сохраняется: использование академического отпуска, переход с одной образовательной программы на другую образовательную программу равного уровня, перевод в другое образовательное учреждение на образовательную программу того же уровня. Кузнецов Н.А. в период обучения в " ВУЗ " и с момента получения отсрочки от призыва использовал академический отпуск и перевелся с одной образовательной программы на другую образовательную программу, и, в связи с этим, потерял право на отсрочку по п.п. «а» п.2 ст.24 Закона. Дата Кузнецов Н.А. явился в военный комиссариат, где в процессе беседы были уточнены его семейное положение, жалобы на состояние здоровья по каждому врачу – специалисту, в результате ему были выданы направления на сдачу анализов и прохождение других медицинских исследований в срок до Дата. Дата Кузнецов Н.А. явился на призывной пункт по повестке военного комиссариата, однако, всех указанных в направлении медицинских исследований не представил, связи с чем, ему было предоставлено дополнительное время до Дата. Дата призывник прибыл на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, но не представил врачам электрокардиограмму без уважительных причин. При принятии решения призывная комиссия в отношении Кузнецова Н.А. исследовала обстоятельства в полном объеме, при этом, было установлено, что призывник не имеет права на освобождение и отсрочку от призыва на военную службу, а также не представление им электрокардиограммы не является существенным несоблюдением установленного порядка медицинского освидетельствования и мероприятий, связанных с ним. Просил требования заявителя оставить без удовлетворения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев личное дело призывника, суд находит заявление Кузнецова Н.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, в том числе признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

Статьей 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат (военный комиссариат субъекта Российской Федерации) для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате (военном комиссариате субъекта Российской Федерации) до отправки к месту прохождения военной службы. Призыв на военную службу граждан организуют военные комиссариаты и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации. Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон) следует, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Положения о призыве на военную службу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 1999 года № 587, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации. Призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации (далее - призывная комиссия). В целях обеспечения деятельности призывной комиссии выделяются и оборудуются необходимые территории и помещения, оснащенные инструментарием и медицинским имуществом, необходимыми для медицинского освидетельствования, а также оборудованием и материально-техническими средствами, необходимыми для проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору призывников (далее - призывные пункты).

    Согласно пункту 4 Положения в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу, вносит в призывную комиссию предложения о предварительном назначении призывника в вид, род войск Вооруженных сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, или о необходимости освобождения его от призыва на военную службу, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

В силу пунктов 17, 18 Положения при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса. Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара.

Из Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400 (далее Инструкция) следует, что изучение граждан, в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу, проводится военным комиссариатом с момента первоначальной постановки их на воинский учет и до отправки к месту прохождения военной службы под личным руководством военного комиссара в два этапа. Первый этап – изучение всех граждан, признанных по состоянию здоровья годными к военной службе, в том числе с незначительными ограничениями, с момента первоначальной постановки на воинский учет до начала мероприятий, связанных с призывом их на военную службу (до достижения гражданами 18-летнего возраста). Второй этап – изучение граждан, которые в соответствии с документированными результатами первого этапа изучения подлежат призыву на военную службу и не имеют права на освобождение от исполнения воинской обязанности и призыва на военную службу, на отсрочку от призыва на военную службу, осуществляемое в период подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом из на военную службу.

    В соответствии пунктами 26, 27, 28 Инструкции в процессе изучения выявляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, при этом годные по морально-деловым качествам и по состоянию здоровья для исполнения специальных обязанностей военной службы, годные для подготовки по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях, а также ранее привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом, состоящие на учете в органах внутренних дел за правонарушения, состоящие или состоявшие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах и других медицинских учреждениях, а также имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям. При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва, которые приобщаются к материалам личного дела призывника.

    По итогам проведенного изучения должен быть объективно оценен каждый призывник. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения отражаются в листе изучения призывника. На основании материалов изучения гражданина военный комиссар в листе изучения призывника и разделе IV учетной карты призывника делает заключение о предварительном предназначении его в определенный вид, род войск Вооруженных сил или о необходимости освобождения его или предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу и в последующем выносит это заключение на рассмотрение призывной комиссии для принятия окончательного решения.

Пунктом 34 Инструкции установлено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.

Согласно пункту 3 Приложения № 32 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу призывной комиссии представляются подлинники следующих документов: обучающегося по очной форме обучения в имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательном учреждении начального профессионального, среднего профессионального или высшего профессионального образования - справка согласно приложению N 2 к настоящему Перечню.

Из подпункта «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» следует, что право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательных учреждениях высшего профессионального образования по:

программам бакалавриата, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам подготовки специалиста, если они не имеют диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра, - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ;

программам магистратуры, если они не имеют диплом специалиста или диплом магистра и поступили в указанные образовательные учреждения в год получения квалификации (степени) "бакалавр", - на время обучения, но не свыше нормативных сроков освоения основных образовательных программ.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином: получившим в период обучения академический отпуск или перешедшим в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня либо переведенным в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данном образовательном учреждении или в образовательном учреждении, из которого осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год.

Как установлено в судебном заседании, Кузнецов Н.А., Дата рождения, состоит на учете в Военном комиссариате города Мурманска с Дата.

Приказом ректора " ВУЗ " от Дата № ** Кузнецов Н.А. был зачислен на .... курс очной формы обучения по направлению подготовки (специальности) *** (бакалавриат) естественно-технического факультета за счет средств федерального бюджета, с сроком обучения до Дата.

Решением призывной комиссии города Мурманска от Дата протокол № **, Кузнецову Н.А. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по подпункту «а» пункта 2 статьи 24 Закона – на время обучения в " ВУЗ " до Дата.

Дата <данные изъяты>.

Приказом № ** от Дата Кузнецову Н.А. был предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с Дата по Дата.

В период с Дата по Дата Кузнецов Н.А. работал в ООО ****** в должности ****.

В соответствии с приказом № ** от Дата Кузнецов Н.А. с Дата считается возвратившимся из академического отпуска на .... курс направления ***.

Приказом № ** от Дата Кузнецов Н.А., студент .... курса направления ***, обучающийся за счет средств федерального бюджета, переведен с Дата на .... курс направления ***** (бакалавриат) с обучением за счет средств федерального бюджета. Данный перевод был обусловлен выходом приказа Министерства образования и науки РФ об изменении федеральных государственных образовательных стандартов.

Согласно справке " ВУЗ " № ** от Дата Кузнецов Н.А. поступил в Дата в " ВУЗ " и в настоящее время обучается на .... курсе по очной форме обучения по направлению подготовки *****, имеющему государственную аккредитацию Серии № ** регистрационный № ** от Дата, до Дата, срок окончания обучения Дата.

Таким образом, Кузнецов Н.А. предоставил необходимые документы для подтверждения права на отсрочку на время обучения.

Решением призывной комиссии города Мурманска от Дата (протокол № **) Кузнецов Н.А. был призван на военную службу.

Повесткой серии № ** Кузнецов Н.А. был оповещен о явке на призывной пункт города Мурманска Дата к 09.00 для уточнения документов воинского учета.

Повесткой серии № ** Кузнецов Н.А. извещен о необходимости явиться в военный комиссариат Мурманской области для отправки Дата к месту прохождения военной службы.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что поскольку Кузнецов Н.А. использовал свое право на предоставление академического отпуска и одновременно был переведен с одной специальности на другую, следовательно, потерял свое право на предоставление отсрочки, не может быть признан законными и обоснованными.

Согласно приказу № ** от Дата Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, " ВУЗ " признан прошедшим проверку возможности выполнения лицензионных требований и условий по новым для вуза образовательным программам высшего профессионального образования по направлению подготовки с присвоением квалификации по коду 62 (в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.09.2009 года № 337): ***** с нормативным сроком освоения по очной форме обучения 4 года на базе среднего (полного) общего образования (бакалавриат).

Согласно приложению № ** к Лицензии на право ведения образовательной деятельности от Дата " ВУЗ " имеет право ведения образовательной деятельности по образовательной программе ***** (бакалавр), срок обучения 4 года

Согласно приложению № ** к Свидетельству о государственной аккредитации от Дата Серия № ** регистрационный № ** в перечне аккредитованных образовательных программ " ВУЗ " поименовано направление подготовки *****.

Таким образом, в настоящее время в соответствии с действующим законодательством " ВУЗ " осуществляет деятельность по специальностям, которые указаны в перечне аккредитованных образовательных программ " ВУЗ " и данное учебное заведение вправе продолжать образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия.

Как следует из представленных материалов, Кузнецову Н.А. был предоставлен академический отпуск по семейным обстоятельствам с Дата по Дата, а затем в соответствии с приказом № ** от Дата Кузнецов Н.А. с Дата считается возвратившимся из академического отпуска на .... курс направления ***, а в соответствии с приказом № ** от Дата Кузнецов Н.А., студент .... курса направления ***, обучающийся за счет средств федерального бюджета, переведен с Дата на .... курс направления ***** (бакалавриат) с обучением за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в период обучения в " ВУЗ " Кузнецов Н.А. получил академический отпуск и перешел в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня.

При этом срок обучения Кузнецова Н.А. в учебном заведении увеличился не более чем на 1 год.

Доводы представителя заинтересованных лиц о том, что согласно статье 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку для Кузнецова Н.А. могло бы быть сохранено только в случае получения им академического отпуска или перехода в том же образовательном учреждении с одной образовательной программы на другую образовательную программу того же уровня, либо перевода в другое имеющее государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) образовательное учреждение для обучения по образовательной программе того же уровня, то есть в случае наступления только какого-либо одного из обстоятельств, предусмотренных данной нормой закона, по мнению суда, несостоятелен.

В данном случае, очевидно, что законодатель, приведя в правовой норме те обстоятельства, при наступлении которых отсрочка призывнику сохраняется, использовал при построении текста союзы «или» и «либо» лишь для разделения указанных обстоятельств, соответственно, подразумевая, что достаточно наступления хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в норме закона, для сохранения указанной отсрочки.

При этом никакого запрета (прямого или производного) для сохранения права на отсрочку обучающемуся студенту при наступлении для него сразу двух или трех из указанных обстоятельств рассматриваемая норма закона не содержит, за исключением тех случаев, при которых срок обучения при наступлении указанных обстоятельств будет увеличен более чем на один год.

Проанализировав представленные суду доказательства и значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что право Кузнецова Н.А. на отсрочку от военной службы на основании пп «а» п. 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не утрачено.

При таких обстоятельствах, решение призывной комиссии города Мурманска от Дата (протокол № **) о призыве на военную службу Кузнецова Н.А., Дата рождения, уроженца ...., является незаконным по вышеприведенным основаниям.

В соответствии с пунктами 5, 6, 13, 15, 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе. Оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы осуществляется повестками военного комиссариата (далее - повестки). Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и ее членами. Это решение также заносится в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника. При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Пунктом 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 года № 123, установлено, что военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе. Одной из обязанностей военно-врачебных комиссий (далее – ВВК), как органов, проводящих военно-врачебную экспертизу, является организация и проведение медицинского освидетельствования, в т.ч. граждан, при первоначальной постановке на воинский учет граждан в год достижения ими 17 лет. При этом организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию, как следует из пункта 13 Положения о военно-врачебной экспертизе.

Согласно пункту 6 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 № 123, заключения военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) о состоянии здоровья, категории годности к военной службе (службе в органах), о годности к обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям выносятся большинством голосов присутствующих на заседании членов военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан согласно приложению к Положению.

В соответствии с пунктом 9 данного Положения гражданин может обжаловать вынесенное военно-врачебной комиссией (врачебно-летной комиссией) в отношении его заключение в вышестоящую военно-врачебную комиссию (врачебно-летную комиссию) или в суд. По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медицинское освидетельствование.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" Министром обороны РФ и Министерством здравоохранения РФ издан приказ № 240/168 от 23.05.2001 года, которым утверждена Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно - оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение N 3 к настоящему Приказу).

Согласно пункту 4 данной Инструкции ежегодно до 15 марта (15 сентября) военный комиссариат истребует: из медицинских учреждений, в том числе списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными и паразитарными болезнями, сведения о профилактических прививках и о непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ, а также медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.

        Согласно пункту 6 Инструкции не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.

Согласно пункту 7 Инструкции сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в раздел II учетной карты призывника (приложение N 8 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приложение N 12 к Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах

Согласно пункту 8 Инструкции врач - специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико - инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе, которое заносится в раздел 2 учетной карты призывника и карту медицинского освидетельствования гражданина.

Согласно пункту 35 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, приложения № 1 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года № 400, и Приложению № 31 к данной Инструкции, граждане, вызываемые на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, обязаны лично прибыть в военный комиссариат (на призывной пункт), имея при себе, в том числе медицинские документы о состоянии здоровья.

Как следует из представленного личного дела призывника Кузнецова Н.А., Дата Кузнецов Н.А. явился в военный комиссариат, где в процессе беседы были уточнены его семейное положение, жалобы на состояние здоровья по каждому врачу – специалисту, в результате ему были выданы направления на сдачу анализов и прохождение других медицинских исследований в срок до Дата. Дата Кузнецов Н.А. явился на призывной пункт по повестке военного комиссариата, однако, всех указанных в направлении медицинских исследований не представил, связи с чем, ему было предоставлено дополнительное время до Дата. Дата призывник прибыл на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, но не представил врачам электрокардиограмму без уважительных причин.

При прохождении медицинского освидетельствования, а также в ходе заседания призывной комиссии Дата Кузнецов Н.А. с жалобами на состояние здоровья не обращался.

Судом учитывается, что Кузнецовым Н.А. в судебное заседание не представлено каких-либо доказательств – медицинских документов, свидетельствующих о том, что у него имеются какие-либо заболевания, а также то, что он обращался в медицинские учреждения с жалобами на состояние здоровья.

Указанные обстоятельства не следуют и из личного дела Кузнецова Н.А., исследованного в судебном заседании.

При прохождении медицинского освидетельствования Кузнецов Н.А. был освидетельствован врачебной комиссией, которая признала его годным к прохождению военной службы с категорией годности: «А-4».

Оснований ставить под сомнение указанные выводы комиссии у суда не имеется.

При указанных обстоятельствах, не представление Кузнецовым Н.А. электрокардиограммы для целей прохождения медицинского освидетельствования в данном случае не является основанием для признания решения о призыве на военную службу незаконным по этим основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,

РЕШИЛ:

Заявление Кузнецова Н.А. об оспаривании действий призывной комиссии города Мурманска, удовлетворить.

Признать незаконным решение призывной комиссии города Мурманска от Дата (протокол № **) о призыве на военную службу Кузнецова Н.А., Дата года рождения, уроженца города Мурманска.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

       Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.

Председательствующий:                                                                                 А.В. Кулдыкин