Дело № 2-4970
Мотивированное решение изготовлено 29.11.2011 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2011 года
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе: председательствующего судьи Гапеенко Е.В.,
при секретаре Андросовой Ю.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации города Мурманска, Управлению капитального строительства г. Мурманска о возложении обязанности сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился в суд с иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к Управлению капитального строительства г. Мурманска (далее – УКС), администрации г.Мурманска о возложении обязанности сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение, организовать исполнение муниципального заказа в срок до Дата.
В обоснование требований указано, что в ходе проведения прокуратурой проверки по обращению жильца дома № ** по .... о нарушении ее жилищных прав в результате длительного непринятия мер к замене бойлера было установлено, что с Дата в указанном доме отсутствует горячее водоснабжение. Согласно акту от Дата, составленного специалистами ГЖИ Мурманской области, ОАО ***, ООО ****** и управляющими компаниями, в результате установленной выбраковки водонагревателя запрещена эксплуатация водонагревателя и отключена услуга по горячему водоснабжению дома. С Дата тепловой пункт в доме № ** по .... не заменялся. Поскольку отсутствие горячего водоснабжения в доме № ** по .... в течение четырех месяцев приводит к грубому нарушению прав жильцов на получение коммунальной услуги, а также влечет за собой ограничения их конституционных прав на благоприятные и безопасные условия проживания, просит суд обязать УКС администрации г.Мурманска, администрацию г.Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение, организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата.
В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования уточнила в части указания срока для проведения ремонта. Просит суд обязать УКС администрации г.Мурманска, администрацию г.Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение, организовать исполнение муниципального контракта в срок до Дата. Суду дала аналогичные пояснения.
Представитель ответчика – ликвидационной комиссии Управления капитального строительства администрации города Мурманска против заявленных требований возражала. Указала, что ликвидационная комиссия является ненадлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку с 01 августа 2011 года начата процедура ликвидации Управления, а возложение обязанности по организации капитального ремонта приведет к невозможности исполнения решения суда. Также пояснила, что в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязанность органа местного самоуправления осуществлять капитальный ремонт многоквартирного дома либо его конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома либо его конструктивных элементов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, предусмотрена лишь случае, если на момент приватизации жилого помещения многоквартирный дом либо его конструктивный элемент требовал проведение капитального ремонта. Ссылка истца об истечении на момент вступления в силу Жилищного кодекса РФ минимального срока эффективной эксплуатации элементов жилого дома, сама по себе не свидетельствует об обоснованности заявленных требований. Кроме того, вопрос о проведении капитального ремонта водонагревателя является компетенцией общего собрания собственников и управляющей компании, которое до настоящего времени не принято При таких обстоятельствах просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - администрации г. Мурманска в судебное заседание не явился. Представил письменный отзыв, согласно которого просит в удовлетворении иска к администрации г.Мурманска отказать, поскольку полномочия администрации г.Мурманска в конкретных сферах управления, а также обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляются территориальными, функциональными и иными структурными подразделениями администрации г.Мурманска, в том числе комитетами, в соответствии со структурой администрации. Функции муниципального заказчика на капитальный ремонт, заключение муниципальных контрактов, организацию капитального ремонта на основании муниципального заказа, осуществление контроля за исполнением муниципального заказа возложены на УКС администрации г.Мурманска, которое является юридическим лицом и главным распорядителем средств бюджета муниципального образования город Мурманск. Просит в иске к администрации г.Мурманска отказать, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица – ООО **** исковые требования поддержала.
Третье лицо –ОАО *** о дате. времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, однако, его неявка не препятствует рассмотрению заявления по существу.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации утверждено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Октябрьского округа г.Мурманска по обращению жильца дома № ** по .... А. о нарушении ее жилищных прав в результате длительного отсутствия горячей воды в доме из-за поломки бойлера, была проведена соответствующая проверка, по результатам которого были выявлены существенные нарушения.
Так, в ходе проведенной проверки было установлено, что в доме № ** по .... с Дата отсутствует горячее водоснабжение, поскольку вышел из строя водонагреватель ввиду его изношенности и непригодности к эксплуатации.
Согласно акту выбраковки кожухотрубного водонагревателя от Дата, составленного комиссией в составе инженера ООО ****, главного инженера ООО ******, ГЖИ Мурманской области, ММБУ НФУ, ОАО *** износ трубных досок 1,2,3,4 секций кожухотрубного подогревателя составил 80-100 процентов, износ 2 секции составляет 80-100 процентов. Подогреватель данного объекта для дальнейшей эксплуатации не допускается.
Из сообщения управляющей организации, осуществляющей технический ремонт и обслуживание данного дома, - ООО ****, представленного в адрес прокуратуры Октябрьского округа г.Мурманска, следует, что для восстановления горячей воды необходимы работы по замене бойлера, которые носят капитальный характер.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, а также в силу пункта 4 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования город Мурманск, организация в границах городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно части 4 статьи 3, части 2 статьи 15, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение предназначено для проживания граждан и должно отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ.
Согласно Положению об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года № 312, а именно – Приложению № 3, минимальная продолжительность эффективной эксплуатации скоростного кожухотрубного водонагревателя до капитального ремонта (замены) составляет 10 лет.
Согласно пояснений представителя ООО ****, данных в судебном заседании, работы по капитальному ремонту водонагревателя вышеназванного дома не проводились.
При этом, из сообщения Комитета по жилищной политике администрации г.Мурманска от Дата следует, что работы по ремонту и замене водонагревателя в указанном доме в адресную программу перечня объектов жилищного хозяйства, подлежащих капитальному ремонту в период с Дата-Дата не включались. Тогда как, тепловой пункт в указанном доме построен и введен в эксплуатацию одновременно с домом в Дата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что срок эксплуатации бойлера до капитального ремонта (замены) в доме № ** по .... с учетом момента введения дома и теплового пункта истек, а техническое состояние водонагревателя не соответствовало предъявляемым требованиям до того, как в действие вступил Жилищный кодекс РФ, то есть, до 01 марта 2005 года.
Следовательно, несмотря на то, что с обращением о нарушении своих прав жильцы дома обратились в прокуратуру только в Дата, срок его эксплуатации без замены превысил допустимые пределы в несколько раз.
Таким образом, довод прокуратуры о том, что в данном случае необходимо руководствоваться тем, что обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, возникшие до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса РФ, представляется обоснованным.
В соответствии с решением Совета депутатов г.Мурманска от 25.06.2009 года №7-83 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования г.Мурманск», постановлением администрации г.Мурманска от 10.07.2009 г. №597 «О структуре администрации муниципального образования г. Мурманск» в Администрации г. Мурманска образовано управление капитального строительства, на которое возложены функции по капитальному ремонту, в том числе, функции муниципального заказчика на капитальный ремонт, контроль за выполнением муниципального заказа.
Решением Совета депутатов города Мурманска от 01 апреля 2011 года № 35-430 управление Капитального строительства исключено из структуры администрации города Мурманска, пунктом 2 данного решения установлено, что до окончания проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией пункта 1 настоящего решения, считается действующим решение Совета депутатов города Мурманска от 25.06.2009 года № 7-83 «Об утверждении структуры администрации муниципального образования город Мурманск» в структуре которого Управление капитального строительства имеется.
Следовательно, надлежащим ответчиком по рассматриваемому спору является УКС администрации г.Мурманска.
Вместе с тем, распоряжением администрации г.Мурманска № 86-р от 21 июня 2011 года принято решение о ликвидации УКС администрации г.Мурманска.
Процедура ликвидации Управления начата с 01 августа 2011 года. Утвержден состав ликвидационной комиссии, не включающий в себя технических специалистов, необходимых для производства работ по капитальному ремонту.
Из пояснений представителя УКС, данных в судебном заседании, следует, что ликвидационные мероприятия будут закончены 31.12.2011 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что возложение на УКС администрации г.Мурманска обязанности сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на выполнение муниципального заказа и исполнение муниципального контракта, будет препятствовать исполнению решения суда и существенно отдалять скорейшее восстановление нарушенных прав жильцов дома № ** по ....
Таким образом, надлежащим ответчиком по заявленному спору также является администрация города Мурманска.
Поскольку Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года, обязывают осуществлять бесперебойное круглосуточное водоснабжение в течение года, а организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа, перерыв в горячем водоснабжении может быть осуществлен на 8 часов в течение одного месяца суммарно, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – на 24 часа, суд приходит к выводу о том, что права собственников жилых помещений, как потребителей коммунальных услуг, на предоставление коммунальной услуг по горячему водоснабжению, нарушаются действиями ответчика УКС администрации г.Мурманска и администрации г. Мурманска..
В связи с тем, что замена водонагревателя до настоящего времени не произведена, с Дата по настоящее время в доме № ** по .... отсутствует горячее водоснабжение, что приводит к грубому нарушению прав жильцов на получение коммунальной услуги, а также влечет за собой ограничение их конституционных прав на благоприятные и безопасные условия проживания граждан.
Указанный прокурором срок по возложению на ответчиков обязанности сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на его выполнение и организовать исполнение муниципального контракта, до Дата, представляется суду обоснованным, поскольку для проведения ремонта необходимо обращение с соответствующей заявкой о проведении открытого аукциона на заключение муниципального контракта на производство ремонта, само проведение аукциона, заключение муниципального контракта и фактическое проведение ремонтных работ, для чего требуется временной период не менее двух месяцев.
Таким образом, исковые требования прокурора заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию города Мурманска, Управление капитального строительства администрации г. Мурманска сформировать и разместить муниципальный заказ на капитальный ремонт (замену) водонагревателя, расположенного в доме № ** по ...., организовать конкурсный отбор на выполнение муниципального заказа и исполнение муниципального контракта в срок до Дата.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В.Гапеенко