2-5567/2011 Обязание об устранении нарушений природоохранного законодательства.



Мотивированное решение

изготовлено 20 декабря 2011 года.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:

председательствующего судьи                    Беляевой В.В.,

при секретаре                                                 Сухих Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5567/2011 по иску межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об обязании совершить определенные действия,

установил:

Межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Мурманска об обязании совершить определенные действия.

В обоснование иска указано, что природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту захламления рыбоохранной, водоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря. Проверкой установлено, что муниципальным образованием город Мурманск не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки мусора, расположенной в рыбоохранной, водоохраной зоне Кольского залива Баренцева моря.

В ходе обследования земельного участка кадастровый номер № **, расположенного за территорией **** по адресу: .... выявлено несанкционированное размещение отходов, производства и потребления (строительные отходы, отработанные шины, промасленная ведтошь и т.п.).

Кольский залив Баренцева моря, является рыбохозяйственным водным объектом (особой) категории, путем миграции к местам нереста ценных видов рыб.

В ходе проведенной природоохранной прокуратуры проверки установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером № **, расположенный за территорией **** по адресу: .... зарегистрировано за муниципальным образованием г. Мурманск, правами третьих лиц не обременен.

В нарушение требований природоохранного законодательства, до настоящего времени администрацией г. Мурманска не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на указанном земельном участке.

Несоблюдение специального режима использования территории
прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, влечет
загрязнение рыбохозяйственного водного объекта высшей (особой) категории
- Кольского залива Баренцева моря.

На основании изложенного просит обязать администрацию г. Мурманска в срок до Дата организовать сбор, вывоз и ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенный за территорией **** по адресу: ...., в рыбоохранной, водоохранной зоне Кольского залила Баренцева моря.

Представитель истца - Межрайонной природоохранной прокуратуры в судебном заседании уточнил исковые требования и просил обязать администрацию г. Мурманска в срок до Дата организовать сбор, вывоз и ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенный за территорией **** по адресу: ...., в рыбоохранной, водоохранной зоне Кольского залила Баренцева моря.

Представитель ответчика - Администрации города Мурманска в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в котором просил произвести замену ненадлежащего ответчика - администрацию города Мурманска на комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска и рассмотреть дело без его участия.

Представитель третьего лица - Комитет по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований и указал, что, учитывая то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером № ** передан по договору аренды ОАО *****, соответственно данная организация является надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в целях оптимизации системы обращения с отходами производства и потребления на территории города Мурманска решением Совета депутатов города Мурманска от 17.11.2008 № 55-698 утверждена муниципальная целевая программа «Оптимизация управления отходами производства и потребления в городе Мурманске» на 2009-2012 года. Выделенные денежные средства в рамках Программы на 2011 года уже распределены на основании Постановления администрации города Мурманска от 27.04.2011 № 710.

Представитель третьего лица - Баренцево-Беломорское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего гражданского дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту захламления рыбоохранной, водоохранной зоны Кольского залива Баренцева моря, в ходе которой установлено, что муниципальным образованием город Мурманск не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки мусора, расположенной в рыбоохранной, водоохраной зоне Кольского залива Баренцева моря.

В ходе обследования земельного участка кадастровый номер № **, расположенного за территорией **** по адресу: .... выявлено несанкционированное размещение отходов, производства и потребления (строительные отходы, отработанные шины, промасленная ветошь и т.п.).

В силу Приказа Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Обустановлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» высшая категория для водного объекта устанавливается на реновации данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных, объектов рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, утвержденных Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. № 191 «Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства».

Приказом Росрыболовства от 16 марта 2009 г. N 191 «Об утверждении перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства»     атлантический лосось (семга) обнесен к ценным видам рыб.

Кольский залив Баренцева моря, является рыбохозяйственным водным объектом (особой) категории, путем миграции к местам нереста ценных видов рыб.

В соответствии со статьей 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территорий, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного, и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной деятельности.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектирований, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания; указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

В силу статьи 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна
осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты
животного мира,не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли
вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Пунктами 11, 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 15.09.1958 №» 1045 запрещено сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега ина лед этих водоемов неочищенныеи необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов, а также установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых, реконструкции ирасширении существующих предприятий, сооружений и других объектов на рыбохозяйственных водоемах, а также при проведении различных видов работ на этих водоемах и в их прибрежных полосах (зонах) объединения, предприятия, учреждения и организации обязаны по согласованию, с органами рыбоохраныпредусматривать в проектах и сметах и осуществлять, мероприятия по сохранению рыбных запасов, а при строительстве плотин - и мероприятия по полному использованию водохранилищ под рыбное хозяйство.

Пункт 3 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением правительства от 13.08.1995 № 997 для предотвращения гибели объектов животного мира от воздействия вредных веществ и сырья, находящихся на производственной площадке обязывает хранить материалы и сырье только в огороженных местах на бетонированных и обвалованных площадках с замкнутой системой канализации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об
отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 29 части 1 статьи 13 Устава муниципального образования г. Мурманск, к вопросам местного значения городского округа, решение которых возложено на органы местного самоуправления; отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ходе проведенной природоохранной прокуратурой проверки
установлено, что право собственности на земельный участок с кадастровым
номером № **, расположенный за территорией авто-вещевого
рынка по адресу: .... зарегистрировано за муниципальным образованием г. Мурманск,
правами третьих лиц не обременен.        

В нарушение вышеперечисленных требований природоохранного законодательства, до настоящего времени администрацией г. Мурманска не приняты меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на указанном земельном участке.

Несоблюдение специального режима использования территории
прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта, влечет
загрязнение рыбохозяйственного водного объекта высшей (особой) категории
- Кольского залива Баренцева моря.

Выявленные в ходе проверки нарушения могут оказать негативное влияние на, миграцию водных биологических ресурсов, что нарушает требования ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; Презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом: экономических и социальных факторов.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования направлены в защиту интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих в городе Мурманске.

При таких обстоятельствах суд считает правомерным и соответствующим положениям статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ обращение прокурора в суд с настоящим иском.

На основании статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В силу статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Ответчиком не оспорено, что граждане города Мурманска имеют право на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что муниципальным образованием город Мурманск не приняты меры, направленные на ликвидацию несанкционированной свалки мусора, расположенной в рыбоохранной, водоохраной зоне Кольского залива Баренцева моря, следовательно, исковые требования истца подлежат удовлетворению.

При этом, надлежащим ответчиком по делу является администрация города Мурманска, поэтому ссылка ответчика на замену их на надлежащего ответчика - Комитет по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, поскольку на последнего Положением о комитете по развитию городского хозяйства администрации г. Мурманска, утв. Распоряжением администрации г. Мурманска от 05.07.20121 г. № 108-р к функциям Комитета отнесены: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Мурманска; формирование и использование в пределах своей компетенции данных о состоянии окружающей среды; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов несостоятельна и судом не принимается, поскольку Комитет является лишь подразделением администрации г. Мурманска. В то время как спорный участок является собственностью муниципального образования г. Мурманск и именно на администрацию г. Мурманска возложена обязанность по его надлежащему содержанию в соответствующем виде.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание необходимость выполнения ряда определенных мероприятий по составлению проекта нормативов или лимитов размещения, в целях реального исполнения решения суд считает необходимым и целесообразным установить срок его исполнения до Дата.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Обязать администрацию города Мурманска в срок до Дата организовать сбор, вывоз и ликвидацию несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером № **, расположенном за территорией **** по адресу: ...., в рыбоохранной, водоохраной зоне Кольского залива Баренцева моря.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский суд в течение 10 календарных дней со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:                                         В.В. Беляева